РУБРИКИ

Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)

p>Наконец, московская промышленность оказывала огромное влияние на общее промышленное развитие России благодаря тому, что во второй

    - 54

половине XIX века Москва с каждым десятилетием все более расширяла свои торгово-промышленные связи и в первую очередь с центральным промышленным районам страны. "В Москве постоянная, в течение кругло го года ни на день не умолкающая биржа для внутренней торговли и ма нуфактурной промышленности всей России; сюда, к тому что делается в Москве и что думают в Москве, обращены взоры торговых людей из всех концов нашего отечества: из Иркутска, Оренбурга, с Кавказа, с Дона, столько же как и из Риги, из Прибрежий Балтийского моря.... Теперь, когда сообщение ярмарки с Москвой неизмеримо облегчилось железною дорогой, когда из Москвы пошли и другие железные пути, когда посеще ние Москвы после Макария сделалось почти неизбежным до такой степе ни, что ее не могут обойти даже азиатцы, - теперь еще более усилива ется коммерческое значение второго макария, как часто называют эту эпоху Московской торговли", - так отмечалось в историческом сочинении того времени.

Развитие городской жизни после отмены крепостного права в связи с ростом промышленности и железнодорожным строительством требовало не только для Москвы, но и для других городов изменений его обязан ностей и прав и предоставления ему более широкой и твердой финансо вой базы. Это было сделано Городовым положением 1862 и 1870 гг. , ко торые построили городское общественное управление уже не на сослов ных, а на классовых началах, на началах весьма высокого имуществен ного ценза, трактуя избирательные права как права не столько лиц, сколько владельцев имуществ. Заменив Общую думу Городской думой и Распорядительную думу Городской управой, новое положение определило вместе с тем круг ведения общественого управления и его финансовую базу. Круг ведения оно определило сравнительно широко, так же как и права общественного управления. Но, отводя городскому общественному управлению сравнительно широкое поле деятельности, Положение предос тавляло ему очень слабые финансовые возможности.

Городовое положение 1870 г. действовало до 1892 г. , когда в эпоху реакции 80-х и начала 90-х годов оно было заменено 11 июля 1892 г. новым, резко сузившим состав избирателей в думу и усилившим правительственный надзор за деятельностью общественного управления. Реформа 1892 г. , повысившая избирательный имущественный ценз, по су

    - 55

ществу оставила городское хозяйство в прежнем его составе и попреж нему в руках домовладельческо-купеческой верхушки. Поэтому в состо яние городского хозяйства новое Положение не внесло изменений. С введением Положения 1862 г. началось объединение в руках го рода принадлежавших ему имушеств и был поставлен вопрос об улучшении обслуживания населения. В Москве был построен газовый завод и устро ено газовое освещение путем концессии. Ставились вопросы о ночлежных домах, о бойнях, о мостовых, но не доводились до конца. Тем же путем объединения в своем ведении имуществ и постановки мелких вопросов пошла "Городская дума", образованная по закону 1870 г.

Московское городское хозяйство при всем своем невысоком уровне в этот период (в 70-90-х годах XIX в. ) являлось образцом для других городов России того времени. В пореформенные десятилетия начинает меняться патриархальный облик Москвы.

Лихорадочное разрастание города, испытывавшее давление интере сов различных групп московских землевладельцев, фабрикантов, купе чества, стало в полном смысле неуправляемым. В застройке города ста ли появляться и множиться новые типы зданий - доходные многоквартир ные жилые дома для наиболее обеспеченных и средних слоев населения, казармы для рабочих, крупные магазины, пассажи, здания банков, же лезнодорожные вокзалы. Более других на облик города повлияли доход ные дома - своей многочисленностью, крупными скоплениями в централь ных районах. Само появление домов, построенных не для обслуживания потребностей владельца, а с целью извлечения дохода от сдачи внаем, было прямо связано с развитием капитализма. Важнейшим элементом пла нировки стали железные дороги. Они по-новому расчленяли городское пространство, создавая центры притяжения городской жизни на привок зальных площадях. Вдоль их линий разрастались пригороды. Потребность как в жилье, так и в площадях для торговых предприятий была очень высокой, стоимость строительных участков в центре все время возрас тала. Следствием было увеличение высоты зданий. Уже в 1874 году был построен пятиэтажный доходный дом на Ильинке.

В Москве рассматриваемого периода было много научных обществ. Они вели бурную деятельность. С их помощью был открыт зоологический сад, открыты Исторический и Политехнический музеи. В этот период жи

    - 56

ли такие великие ученые, как Столетов, Марковников, Тимирязев, Ану чин и многие другие. Москва в течение второй половины XIX века заво евала положение крупнейшего мирового центра творческой научной мыс ли. Она стала играть ведущую роль в научном развитии нашей страны и оказывала все большее влияние на научную жизнь за рубежом.

Рассматриваемый период в истории Москвы отмечен выдающимся расцветом русского искусства. Это было время утверждения и торжества критического реализма, основанного на стремлении к максимально прав дивому изображению жизни. С Москвой связаны имена Льва Толстого, А. Н. Островского, А. П. Чехова, В. Г. Перова, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. М. Васнецова и других. В Москве творили такие музыканты, как Рахма нинов, Рубинштейн, а также такие деятели культуры, как Чайковский, Шаляпин, Ермолова, Федотова, семья Садовских, Южин-Сумбатов и многие другие.

    Такой Москва вступила в двадцатое столетие.
    - 57
    МОСКВА В 1917 ГОДУ
    Студ. Евстигнеева Е. В.

События, развернувшиеся в 1917 году в России, коренным образом изменили ход развития государства Российского, существенно повлияли на развитие всего мирового сообщества. Важную роль в развитии рево люционных событий сыграла вторая столица - Москва.

После свержения царского самодержавия в феврале 1917 года Вре менное правительство не сумело стабилизировать обстановку, к октябрю 1917 года сложилась новая революционная ситуация, которая заверши лась вооруженным восстанием в Петрограде и переходом власти в руки Советов.

Утром 25 октября, как только стало известно о начавшемся в Пет рограде восстании, в Москве был сформирован большевистский боевой центр, который наделялся диктаторскими полномочиями; в боевой центр вошли О. А. Пятницкий, М. В. Владимирский, Е. М. Ярославский и др. По указанию боевого центра революционные солдаты 56-го запасно го пехотного полка под руководством А. С. Ведерникова и А. Я. Аросева заняли междугородную телефонную станцию, телеграф, почту, закрыли типографии буржуазных газет.

Вечером 25 октября в здании Политехнического музея объединенный пленум Советов рабочих и солдатских депутатов Москвы избирал свой военно-революционный комитет (ВРК). В резолюции пленума говорилось о всемерной поддержке ревкому Петросовета. Фактическим руководителем ВРК стал Г. А. Усиевич, кроме него в состав комитета вошли П. Н. Мосто венко, А. С. Ведерников, Н. И. Муралов, руководители партийного боевого центра и др.

Одновременно свой боевой орган создают и сторонники Временного правительства. На заседании Городской думы был сформирован Комитет общественной безопасности во главе с эсерами - городским головой В. В. Рудневым и командующим Московским военным округом полковником К. И. Рябцевым.

Утром 26 октября ВРК Москвы издал приказ N 1, согласно которому

    - 58

Московский гарнизон приводился в боевую гтовность, этим приказом ВРК прямо противопоставлял себя Комитету общественной безопасности, от вергал его право распоряжаться войсками. В то же утро рота 193-го запасного полка вошла в Кремль для охраны и с целью вывезти оружие для отрядов красногвардейцев, которые формировались по призыву ВРК во всех районах Москвы, на заводах и фабриках города. Однако Кремль оказался блокирован юнкерами, курсантами военных училищ, верных Вре менному правительству.

Тогда ВРК разослал в районы города телефонограмму с призывом "перейти к самочинному выступлению под руководством районных центров по пути осуществления фактической власти Советов". Это был открытый призыв к восстанию. Рабочим удалось отыскать на железнодорожных пу тях вагоны с винтовками (около 40 тыс. шт. ), что и позволило быстро вооружить Красную гвардию.

Стремясь избежать кровопролития, по инициативе председателя Московского Совета рабочих депутатов В. П. Ногина, ВРК начал одновре менно переговоры с полковником Рябцевым. Имея сведения о том, что с фронта к Москве движутся верные Временному правительству войска, Рябцев, стремясь оттянуть время, принял это предложение, тем более, что перевес в силе был на стороне ВРК: 7-8 тысячам юнкеров и офице ров противостояли примерно 10 тысяч красногвардейцев и около 30 ты сяч солдат.

Но уже 27 октября, в результате провокационных действий и воо руженных столкновений повсеместно начались ожесточенные перестрелки: сторонникам Временного правительства удалось захватить Дорогомиловс кий ВРК, укрепиться на Садовом кольце от Крымского моста до Смоленс кого рынка, взять часть Бульварного кольца. Революционные войска располагались преимущественно по периферии Садового кольца, а войска Рябцева занимали центр города: обманным путем им удалось захватить Кремль с его арсеналом.

29 октября отрядам ВРК удалось очистить от юнкеров Тверскую улицу, красногвардейцам Замоскворечья и Хамовнического района - ули цы Остоженку и Пречистенку. Соединенные отряды Благуше-Лефортовско го, Басманного, Рогожского и Симоновского районов окружили Алексеев ское военное училище и кадетские корпуса в Лефортово.

    - 59

Расчеты Рябцева на прибытие войск с фронта не оправдались. В Москву начали прибывать красногвардейцы из близлежащих городов: Шуи, Кольчугина, Мытищ, Александрова и др. Чтобы ускорить разгром против ника, Московский ВРК 30 октября отдал приказ о вводе в дело артилле рии. В тот же день в Москву из Петрограда прибыли 500 балтийских мо ряков.

К вечеру 2 ноября прекратили сопротивление главные очаги сто ронников Временного правительства, завершилось окружение Кремля. Не дожидаясь штурма, представители Комитета общественной безопасности подписали договор о капитуляции.

Бои в Москве продолжались почти неделю, носили кровавый харак тер и стоили больших жертв с обеих сторон. Павших борцов революции было решено похоронить у Кремлевской стены. Братские могилы, в кото рых захоронено свыше 300 человек, положили начало Революционному некрополю на Красной площади.

14 ноября 1917 года состоялось объединенное заседание Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором было принято решение о слиянии этих Советов. Отныне хозяином Москвы становился Моссовет. В отличие от Временного правительства Совет Народных Комиссаров достаточно энергично приступил к различного рода реформам, стержнем преобразований стала строжайшая централизация.

Все мероприятия, проводимые правительством в условиях диктатуры пролетариата, в той или иной степени непосредственно касались и Москвы.

Сразу же после Октября в городе устанавливается рабочий конт роль над производством, куплей, продажей продуктов и материалов, вводятся продовольственные карточки, принимаются суровые меры к ор ганизаторам саботажа, контролируются городские финансы.

С конца 1917 года в Москве начинает осуществляться процесс на ционализации крупных промышленных предприятий, транспорта, учрежде ний связи. В первую очередь были национализированы самые крупные ак ционерные общества: "Продамет", "Электропередача", "Общество элект роосвещения 1886 г. "

Если говорить о московской промышленности, следует отметить, что к началу ХХ в. в Москве и губернии было около 600 тыс. фабрич

    - 60

но-заводских рабочих, т. е. почти треть всех промышленных рабочих России.

В Москве к началу 1914 г. в легкой промышленности было занято 44% всех промышленных рабочих города, в пищевой-19%, в машинострое нии и металлообработке - 18%.

Развитие капитализма в России наложило свой отпечаток и на го родское хозяйство Москвы: быстро увеличивается число рабочих, кон центрация производства, капиталов, иностранные инвестиции превратили город в крупный промышленный, научный и культурный центр России. К 1917 г. численность населения Москвы составляла примерно 1, 6 млн. человек.

Но развитие города шло стихийно, без какого-либо планового на чала. В 1917 г. малоэтажные здания составляли свыше 90% всех постро ек, около 70% домов были деревянными или смешанными. Выделялись лишь особняки предпринимателей, аристократической знати, известных куп цов. Значительная же часть рабочих жила в фабричных казармах, в ко ечно-каморочных квартирах проживало порядка 300 тыс. человек, в под валах и полуподвалах - более 100 тыс. человек.

В 1917 г. только 34% жителей Москвы пользовались электрическим освещением, водопроводом - 47%, канализацией - около 40%, централь ным отоплением - чуть более 10%. Протяженность трамвайных путей сос тавляла 130 км.

22 декабря 1917 г. Моссовет вынес постановление о реквизиции всех крупных домовладений, повсеместно началось проводиться так на зываемое "уплотнение".

К концу 1917 г. в Москве меняется административно-территориаль ная структура, проводятся мероприятия по расширению сети культур но-бытовых и оздоровительных учреждений, создаются народные школы, рабочие клубы.

В первые дни Советской власти Московский ВРК создает комиссию по охране памятников искусства и старины. К этой работе подключаются видные деятели искусства, художники А. М. и В. М. Васнецовы, Н. А. Касат кин, В. Д. Поленов, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин и др.

В 1917 г. в Москве продолжали жить и работать многие известные российские деятели науки и культуры: ученые Тимирязев и Зелинский,

    - 61

архитекторы Щусев и Жолтовский, композитор Рахманинов, поэты Блок и Брюсов, дрессировщик русского цирка Дуров и др.

Свидетелем октябрьских событий был известный писатель К. Г. Паус товский, писатель В. Н. Билль-Белоцерковский являлся их участником. В февральских и октябрьских событиях активное участие принимал московский профессор астрономии, большевик П. К. Штернберг.

Уже 25 октября 1917 г. в революционной Москве открылся солдатс кий театр Московского военного округа, в тот же день в Большом теат ре шел балет "Баядерка", в Малом - спектакль "Светлый путь" с учас тием Ермоловой и Яблочкиной, а в Московском Художественном театре Станиславский, Качалов и Москвин играли в комедии "Горе от ума". В конце декабря 1917 г. в Москве вышел первый пролетарский ил люстрированный сатирический журнал "Соловей", в котором сотрудничали поэты Д. Бедный и В. Маяковский; именно в этом журнале был опубликован рисунок Маяковского с подписью: "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй! "

1917 год заканчивался для России в условиях победившей проле тарской революции. Шли выборы в Учредительное собрание, в Брест-Ли товске начались переговоры с Германией.

После долгих, изнурительных лет войны, разрухи и революционных потрясений население России, в том числе и москвичи, вправе были на деяться на установление мирной, справедливой и разумной жизни. Но впереди встала иностранная военная интервенция и гражданская война.

    - 62
    МОСКВА В 1941 ГОДУ
    Студ. Марсель Ж. А.

Битва под Москвой занимает особое место в истории Великой Оте чественной войны.

Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 года были направлены на захват советской столицы - 30 сентября началась Мос ковская битва. Реализуя замысел плана "Тайфун", войска группы армий "Центр" в начале октября прорвали слабую оборону Западного (И. С. Ко нев), Резервного (С. М. Буденный) и Брянского (А. И. Еременко) фронтов и окружили значительную часть их сил. Сражаясь в окружении, выходя из него, войска трех фронтов сковали значительные силы вермахта (28 пе хотных дивизий и 3 танковых корпуса), позволив Калининскому (И. С. Ко нев), Западному (Г. К. Жуков - с 10 октября) и Брянскому (Г. Ф. Захаров) фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. С 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах постановлением ГКО было введено осадное положение. Москвичи превратили столицу и подс тупы к ней в неприступную крепость. На случай прорыва к городу час тей противника трудящиеся Москвы сформировали и вооружили сотни от рядов, боевых дружин и групп истребителей танков.

Усилив группу армий "Центр", немецкое командование в середине ноября возобновило наступление на Москву. Преодолевая сопротивление Западного, Калининского и правого крыла Юго-Западного фронтов, удар ные группировки противника обходили город с севера и юга и к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 километров от столицы), подступили к Кашире. Попытка немецких войск акатовать в центре За падного фронта 1 декабря провалилась. Однако вскоре обескровленная группа армий "Центр" была вынуждена перейти к обороне, чему способс твовали успешные наступательные операции советских войск под Тихви ном (10 ноября - 30 декабря) и Ростовом (17 ноября - 2 декабря). Летне-осенняя кампания 1941 года, продолжавшаяся 5, 5 месяцев, была самой тяжелой за всю войну. Наша армия отошла на 850-1200 кило метров в глубь страны. В руках агрессора оказались важнейшие эконо

    - 63

мические районы СССР. Но германский "блицкриг" был сорван. Враг был вынужден перейти к стратегической обороне по всему фронту.

5-6 декабря войска Калининского, Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов развернули контрнаступление, взяв стратегичес кую инициативу в свои руки.

20 апреля 1942 года великая битва под Москвой завершилась. В ходе контрнаступления Красная Армия очистила от захватчиков пол ностью Московскую, Тульскую области, частично Ленинградскую, Кали нинскую, Смоленскую, Орловскую, Курскую, Харьковскую, Донецкую об ласти.

Большой вклад в битву за Москву внесли москвичи, сделавшие го род неприступной крепостью. В осенние дни 1941 года, когда немец ко-фашистские войска пытались прорваться к Москве, началось усилен ное строительство противотанковых рвов и препятствий, огневых точек и баррикад в окрестностях столицы, на ее улицах и площадях. В первые дни войны были разработаны конкретные меры по перест ройке промышленности и транспорта на военный лад, заводы Москвы пе решли на производство военной продукции.

Многим заводам, оставленным в Москве, несложно было наладить производство противотанковых "ежей", колючей проволоки, лопат, бро нированных колпаков для пулеметов и других изделий. Одиннадцать мос ковских заводов занялись ремонтом танков и бронемашин. Удалось нала дить и производство легких танков.

Все рабочие жили на казарменном положении, многие неделями не уходили из цехов, не оставляли станков, прессов, вагранок и в часы воздушной тревоги.

Текстильная промышленность тоже выполняла военные заказы, обес печивая армию обмундированием, необходимым имуществом, авиацию пара шютами.

Удивительную предприимчивость проявили инженеры, техники и ра бочие как эвакуированных из Москвы крупных заводов, так и местной промышленности. Годы войны стали временем смелых и оригинальных тех нических решений. Результаты деятельности Академии наук СССР и дру гих научных учреждений позволили непрерывно расширять производствен ную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации воен

    - 64

ной техники, ее массовому производству. Большие успехи были достиг нуты в области биологии, сельского хозяйства и медицины.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусств об ратился к деятелям искусства принять участие в великой освободитель ной борьбе. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров.

С началом войны основной в советской литературе стала патриоти ческая тема. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио.

С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Ос новной в кинематографе была тема героической борьбы советского наро да против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Одним из популярных жанров оставалась комедия.

Театры являлись военными объектами, как было указано на картах, розданных немецким бомбардировщикам. Но не только московские театры находились под ожесточенным обстрелом. В эшелоне, названном "музей ным", эвакуировали коллекцию музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, богатство Третьяковской галереи, Оружейной палаты, Му зея Искусств Народов Востока, государственную коллекцию редких музы кальных инструментов и другие ценности.

Неумирающее искусство Москвы воодушевляло в дни войны ее защит ников. В суровые дни 1941 года Москва стояла как несокрушимая кре пость, являлась арсеналом и кузницей боевого снабжения фронта.

    - 65
    ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
    Студ. Коваленко Т. В.

Кремль - это история России, заключенная в камне, олицетворение труда и таланта многих поколений. Кремль с его величественными собо рами и парадными дворцами разных эпох, древними стенами и островер хими башнями, с раскинувшимся у их подножья Александровским садом, является неповторимым архитектурно-художественным комплексом , сос редоточившим в себе всемирно известные образцы работ русских живо писцев и народных умельцев. Однако Кремль - не только уникальный ис торико-архитектурный музей, он еще является главным общественно-по литическим комплексом Москвы, резиденцией главы государства. В истории Кремля можно выделить пять четко выраженных периодов, обусловленных политическим и идеологическим значением его в жизни государства.

 _Первый период . хронологически определяется ХII - началом ХIV ве ка, когда по приказу князя суздальского и великого князя киевского Юрия Долгорукого для защиты западных границ Суздальского княжества строится ряд городов - крепостей, и среди них - крепостные укрепле ния Кремля в 1156 году.

Деревянная крепость Юрия Долгорукого, расположенная на Боровиц ком холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку, была защищена глубоким рвом, валом, стенами и башнями. В течение многих лет Кремль стойко отражал вражеские нападения, но в январе 1238 года полчища хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли крепость.

Много испытаний пришлось на долю Кремля за последующие два с лишним века: набеги кочевников, двукратное нападение тверского князя Михаила, гнет татаро-монгольской орды. Город выстоял и стал центром великого княжения, а крепость - резиденцией великого князя. Она впервые осознается как отдельная, главная часть города и получает собственное имя - Кремль (по летописям - 1331 год). Тогда же при Иване Калите в 1339 году были возведены мощные дубовые стены, за ко

    - 66

торыми находились первые московские каменные храмы: Успенский собор (1326-1327), церковь Иоанна Лествичника (1329), служившая одновре менно дозорной башней, соборы Спаса "на бору" (1330) и Архангельский собор (1333-1340). От строительства этого периода памятников не сох ранилось.

 _Второй период . в истории Кремля занимает время между ХIV веком и третьей четвертью ХV века, когда в 1367 году при внуке Ивана Калиты - Дмитрии Донском для защиты от ордынских нашствий, а также от тверских князей, добившихся завоевания великокняжеского престола, и от опасности, возникшей со стороны Литвы, возводятся белокаменные укрепления, отстоящие от прежних дубовых на несколько десятков мет ров.

Новая белокаменная крепость не замедлила оправдать свое назна чение: она стойко выдержала двукратную осаду литовского князя Оль герда в 1368 и 1400 годах.

От всего кремлевского строительства второго периода сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить художественный идеал общества того времени.

 _Третий период . охватывает огромный промежуток времени: конец ХV века, ХVI и ХVII века.

Во второй половине ХV века происходит политический и экономи ческий подъем Руси, связанный с ликвидацией удельной системы и осво бождением от золотоордынского ига. Москва становится политическим и культурным центром страны. Все это создает предпосылки для коренной перестройки большинства важнейших зданий в Кремле. Грандиозное стро ительство разворачивает здесь великий князь Иван III Васильевич, ко торый для разработки проектов княжеской и митрополичьей резиденций приглашает в Москву крупнейших западноевропейских архитекторов. В 1485-1495 годах возводятся зубчатые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. Одновременно строятся большие и малые башни, перест раиваются Успенский собор (1475-1479), Благовещенсий собор (1484-1489), Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491) и Архангельский собор (1505-1508), ставший княжеской усыпальницей.

В конце XV - начале ХVI века Кремль явился образцом фортифика

    - 67

ционного искусства своего времени, причем его постройки совершенны как по своей архитектуре, так и по интерьерам и отделке.

ХVI век выдался бурным в истории России. Время правления Ивана Грозного было далеко не лучшим в истории Кремля. В 1547 году здесь разразился небывалый пожар, в огне которого сгорело множество пост роек. Поэтому строительство в Кремле в это время было направлено на восстановление и совершенствование уже созданных ансамблей. Однако в 1552-1560 годах по повелению Ивана IV на большой Ки тай-городской площади в память завоевания Казанского царства и при соединения к московским владениям Астрахани гениальными русскими зодчими Бармой и Постником был воздвигнут Покровский собор (Собор Василия Блаженного).

Борис Годунов, занявший царский престол в результате сложной политической игры в 1598 году, связывал с Кремлем широкие градостро ительные планы. Главным его сооружением стала постройка колокольни Ивана Великого, также выполнявшая роль дозорной башни, которая долж на была явиться первым этапом осуществления идеи Годунова, связанной с возведением на территории Кремля Вознесенского собора. Но тяжелое состояние экономики государства сделало невозможным постройку этого здания.

В начале ХVII века на долю Москвы выпали тяжелые испытания. Польско-шведская интервенция нанесла тяжелый урон Кремлю. Ополчению Минина и Пожарского, освободившему город в 1612 году, предстали ра зоренные дворцы и соборы, опустевшие церкви, поэтому с 1612 по 1620 год в Кремле велись реставрационные работы.

Исторические события середины и конца ХVII века способствовали централизации Русского государства и расцвету искусства и архитекту ры: украшают шатрами, выполненными в традициях древнерусского зод чества кремлевские башни. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые купола - все это создавало впечатление праздничности и на рядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Терем ной дворец (1635-1636), Потешный дворец (1651-1652), в котором про ходили спектакли придворной труппы актеров, Патриаршие палаты с цер ковью Двенадцати апостолов (1652-1656). К концу ХVII столетия Мос ковский Кремль достиг самого цветущего состояния.

    - 68

 _Четвертый период . в истории Кремля можно условно установить в границах с начала ХVIII века до Октябрьской революции.

ХVIII столетие явилось для Кремля временем упадка. Почти единс твенным проявлением внимания Петра I к Кремлю была замена часов на Спасской башне новыми, заграничными с двенадцатичасовым боем и с ку рантами. Впрочем, с 1701 года в Кремле, в связи с реорганизацией русской армии, было начато строительство Арсенала, но оно было прер вано войной со Швецией.

После переноса в 1713 году столицы из Москвы в Санкт-Петербург Кремль утратил значение постоянной царской резиденции. Под влиянием времени и пожаров разрушались кремлевские стены и башни, дворцы и терема.

Во второй половине ХVIII века наступил период, когда казалось, что для Кремля пришло время нового расцвета. Однако заложенный в 1773 году по проекту Баженова грандиозный дворец не был построен в связи с отсутствием средств и рядом других причин. В 1776-1787 годах по проекту Казакова возводится здание Сената, а в 1806-1812 годах архитектор И. В. Еготов сооружает классическое здание для исторических и художественных ценностей - Оружейную палату, в которой они находи лись до 1851 года.

Незабываемым годом в истории Москвы стал 1812 год. В сентябре полчища Наполеона вошли в город и заняли Кремль. Пребывание францу зов в Москве было отмечено рядом небывалых пожаров, в результате ко торых пострадали кремлевские постройки. Но еще больший урон им на несли французские солдаты, которые при отступлении из Москвы по при казу Наполеона взорвали Водовзводную, 1-ю Безымянную и Петровскую башни, звонницу колокольни Ивана Великого. Повреждены были также Ни кольская, Боровицкая, Угловая Арсенальная башни и Арсенал. Разрушен ные постройки были возрождены за три года с 1816 по 1819 год. В 30-40 годах ХIХ века меняется планировка Кремля: вместо об ветшалых строений возводятся по проекту К. Тона здания Большого Крем левского дворца (1838-1849) и Оружейная палата (1844-1851). Новый  _пятый период . истории Московского Кремля открыла Ок тябрьская революция: в марте 1918 года Москва становится столицей Советского государства, а Кремль - резиденцией нового правительства.

    - 69

В результате военных действий в октябре 1917 года пострадали двенадцать кремлевских памятников, на реконструкцию которых Советс ким правительством были выделены деньги.

Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года остро пос тавило проблему сохранения памятников Кремля. Ряд уникальных экспо натов был эвакуирован на Урал, а архитектурные сооружения - закамуф лированы.

После войны велись обширные реставрационные работы, а в 1961 году неподалеку от Троицких ворот по проекту М. В. Посохина был соору жен Кремлевский дворец съездов.

Реставрационные и исследовательские работы продолжаются в Крем ле и сегодня. Благодаря им мы можем любоваться удивительной красо той, созданной руками наших предков.

В 1990 году по решению ЮНЕСКО Кремль был внесен в "Список все мирного наследия".

    - 70
    МОНАСТЫРИ МОСКВЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
    Студ. Трифонова Е. А.

За всю историю московского монашества известно существование более 60-ти монастырей, имена которых дошли до наших дней. В окрест ностях древней Москвы первые монастыри появились в начале ХIII-го века, но были сожжены монголо-татарами зимой 1237-1238 г. г. Основное же монастырское строительство развернулось со второй половины XIV века.

Обладая мощной системой оборонительных сооружений, московские монастыри имели большое значение как военно-оборонительные пункты и одновременно использовались как госпитальные учреждения. Они явля лись крупными центрами политической деятельности и средневековой культуры.

Развитие летописания, распространение грамотности, создание библиотек, организация школ были непосредственно связаны с монасты рями.

За многовековое свое существование они видели много историчес ких событий, пользовались большим вниманием государей и народа, ве ликолепно отстраивались и представляют поэтому до сих пор огромный исторический и художественный интерес.

Выдающееся место среди них занимает Московский Новоспасский мо настырь. Начало истории монастыря восходит к ХIII веку - ко времени зарождения Московского княжества. Первоначально монастырь, посвящен ный имени Спасителя, был основан князем Даниилом на месте, занимае мом теперь Даниловским монастырем. Сын Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Боровицкий Кремлевский холм.

При великом князе Симеоне Гордом в 1345 году Преображенский храм Новоспасского монастыря был расписан русскими живописцами. Во время нашествия на Москву татарского хана Тохтамыша Спасская обитель была разграблена и сожжена, однако вскоре Спасский монастырь был восстановлен в прежнем виде.

Во время княжения Ивана III монастырь перенесли на Васильевский

    - 71

Стан на берегу Москвы-реки. По своему новому положению Спасский мо настырь стал называться Новоспасским. На старом же месте в Кремле был оставлен Преображенский храм, который известен до настоящего времени под именем Собора Спаса на Бору. Перенеся Спасскую обитель на новое место, Иван III активно содействовал ее процветанию. Им был построен соборный храм в честь Преображения Господня и другие необ ходимые здания монастыря.

При царе Иване Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и стал сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

В 1591 году во время нашествия Крымского хана Казы-Гирея Новос пасский монастырь явился надежным оплотом защиты Москвы.

В смутное время монастырь испытал участь опустошения, толпы по ляков грабили и неистовствовали в его стенах. В это время многое из того, что было пожертвовано основателем монастыря Иваном III, было утеряно и до нашего времени не сохранилось.

Во время царствования Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен стенами с бойницами. В это время монастырь имел и важное во енно-стратегическое значение. С 1640 по 1642 год Новоспасский монас тырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен преж ней деревянной. При императоре Петре I в 1716 году был отлит большой колокол. С конца царствования Петра I начинается постепенный упадок монастыря.

В 1764 году после секуляризации церковных имуществ при Екатери не II монастырь лишился всех своих поместий.

В 1812 году Новоспасский монастырь подвергся разрушению и лишь к 1820 году монастырские храмы, разграбленные и опустошенные неприя телем, были вновь отремонтированы и освящены.

Большие обновительные работы проводились в монастыре в начале ХХ века - к 300-летию дома Романовых.

    Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 году.

С 1970 года здания и сооруженния монастыря взяты под охрану как памятники архитектуры, имеющие выдающееся историческое и культурное значение. В настоящее время проводится реставрация монастыря. Отражением истории Москвы также стал Новодевичий монастырь. Он

    - 72

был основан в 1524 году в память о крупной военной победе московско го князя Василия III, отвоевавшего у Литвы старинный русский город Смоленск. Во время опричнины в монастырь постригались в монахини родственницы Ивана Грозного.

В 1598 году Новодевичий монастырь стал местом добровольного пострижения в монахини Ирины Годуновой, вдовы царя Федора Иоаннови ча. В это же время здесь жил брат царицы Борис Годунов. При активной поддержке русским патриархом Иовом он добился престола и 21 февраля 1598 года в Смоленском соборе был "наречен" царем. Борис Годунов де лал большие вклады в монастырь. На его средства возвели первые ка менные крепостные стены монастыря.

В смутное время Новодевичий монастырь был жестоко разорен. В августе 1612 года под стенами монастыря происходило решающее сраже ние за освобождение Москвы, закончившееся поражением интервентов. Наибольшего процветания монастырь достиг в конце ХVII века во время правления Софьи. Правление Софьи было ограничено 1689 годом датой совершеннолетия Петра I и с этого времени она должна была жить в Новодевичьем монастыре. Уже живя в монастыре, Cофья организовала в 1698 году последний стрелецкий бунт, закончившийся полным поражением стрельцов и пострижением ее в монахини под именем Сусанны. Она умер ла в 1704 году и похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монас тыря.

Положение монастыря сильно изменилось при Петре I. Управление делами монастыря перешло в ведение Преображенского приказа. Монас тырь был постоянно под охраной солдат-преображенцев.

В 1724-1725 годах в нем строится сиротский корпус, рассчитанный на 252 ребенка, и устраивается больница для солдат и офицеров. В конце XVII - начале XVIII в. Новодевичий монастырь считался среди женских монастырей России вторым по богатству после Вознесенс кого монастыря в Кремле.

В 1727 году в монастыре поселилась последняя опальная русская царица - первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

В 1812 году монастырь захватили французы. Часть стариц успела выехать в Вологду и вывезти с собой монастырскую ризницу. По приказу Наполеона крепость использовалась французами для хранения армейского

    - 73

провианта. Для увеличения оборонных возможностей монастыря были соз даны внутренний вал у северной стены, уничтожена церковь Иоанна Предтечи. Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать Смо ленский собор, Успенскую церковь с трапезной и уничтожить кельи. Эти здания были спасены монахинями. Как только последний отряд ушел из монастыря, они загасили фитили, ведшие к бочкам с порохом. Имена этих женщин впоследствии были вписаны в памятную книгу героев-участ ников войны 1812 года.

В XIX веке после изгнания захватчиков было проведено восстанов ление пострадавших зданий монастыря.

Монастырь был закрыт в 1922 году и в нем был организован музей, который с 1934 года стал филиалом Государственного Исторического му зея. В собрании музея находится значительная коллекция произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Реставрационные работы, ведущиеся на территории музея, возвра тят древнему памятнику отечественной истории и культуры первоначаль ный вид. В наше время монастыри - представители Старой Москвы, сли ваясь воедино с Москвой новой, представляют неповторимую картину го рода, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее.

    - 74
    ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И КОЛОКОЛА "ИВАНА ВЕЛИКОГО"
    Студ. Заозерова Н. А.

История Царь-колокола очень интересна и до конца не понятна. По некоторым данным этот колокол отлит отцом и сыном Маториными в 1733-1735 гг. во времена правления императрицы Анны Иоановны и явля ется до сих пор самым большим колоколом в мире весом около 200 тонн. Историк М. И. Пыляев в своей книге "Старая Москва" пишет, что первона чально колокол был отлит с прибавкою меди от разбившегося годуновс кого колокола и содержал в себе веса около 130 тонн. С наружной сто роны вверху были отлиты грудные изображения царской фамилии, а в се редине - лики московских патриархов. Надпись на нем была следующая: "Блаженные и вечно достойные памяти вел. гос. царя и вел. кн. Алек сея Мих. , всея Вел. и Мал. и Бел. Руси самодержца повелением к пер вособорной церкви Пресвятые Успения Богородицы, слит был великий ко локол осмь тысяч пуд меди в лето 1654 г. ; из меди сего благовестить начал в лето 1668 г. ".

Прежде всего надо отметить, что на Руси колокола делились на царские, пленные, ссыльные, золоченые и лыковые.

Царскими назывались очень большие по размеру колокола. Известен еще один Царь-колокол, висевший в брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами Успенским и Архангельским в Москве. Весил он тысячу пудов и был отлит около половины XVI века. В него ударяли три раза с большой расстановкою в редких случаях, как, например, при смерти царя или патриарха. Впоследствии он был перелит с добавлением меди и назван Праздничным и повешен на пристройке к колокольне Ивана Великого.

Пленными назывались колокола, взятые в качестве трофея во время военных действий (например, при Алексее Михайловиче во время войны с Польшей пленные колокола посылались во многие города России и даже в Сибирь).

Ссыльными назывались колокола, которые в буквальном смысле ссы лались как правило за непокорность. Так поступили с вечевым колоко

    - 75

лом Новгорода после присоединения города к Московскому княжеству, при этом ему вырвали язык и выслали в Москву.

Золоченые колокола вряд ли сейчас можно встретить - как правило их золотили любители церковного благолепия и по размеру они были не велики.

Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые, а по том перевязанные лыком - их можно было найти в прошлом столетии в ограниченном количестве в Костромской губернии.

Первые колокола при церквях на Западе были введены в употребле ние в конце VI века. Изобретение колоколов приписывают Павлину, епископу нольскому, что в Компаньи; считается, что от этого и прои зошло латинское их название Campena u Nola (campena [лат. ] - коло кол; Nola - город в Кампании [Италия]); во Франции они введены были с 550 года. В XI веке в Аугсбурге при главном соборе построены две колокольни и на каждую повешено по одному большому колоколу. В Пари же большой колокол был повешен в 1680 году при соборе Богоматери. Он весил 31 тонну. Величайшим колоколом Австрии считается ольмюцкий, вес которого достигает 35, 8 тонны.

Сведения о Царь-колоколе, лежащем неподалеку от колокольни Ива на Великого, разноречивы. Одни полагают, что отломок края у него произошел от неискусного литья, другие, напротив, уверяют, что он был отлит, поднят и висел под шатром на столбах, но от действия огня в случившийся пожар в 1737 году упал в яму, причем край откололся из-за упавшего на него бруса. В записках графа Миниха находим о нем следующее: "Вскоре потом, когда императрица вознамерилась вместо прежнего разбитого преогромного московского колокола, висевшего на Иване Великом, заказать вылить другой - в девять тысяч пуд, то и препоручено мне отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колоколу купно со всеми размерениями. По сей причине обратился я к королевскому золотых дел мастеру и члену академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим считается механиком. Сей худож ник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил; но как после его уверил, что имею про то высочайшее по веление, то он взялся сие исправить. Принесши ко мне план, вручил я его графу Головкину для отсылки; но колокол после отлит не по назна

    - 76

ченному плану, а по другому, еще в две тысячи пудов тяжелее вышепо казанного веса. Он вылился весьма красиво и удачно и стоял уже в го товности, чтобы поднять на колокольню, как, по несчастию, в бывший пожар от упавшего на него разгоревшегося бревна расшибся".

Отливка колокола происходила в 1735 году по чертежам и моделям артиллерии колокольных дел мастера Ивана Федоровича Маторина и вышла очень удачна. Колокол находился еще в отливочной яме, когда разра зился опустошительный для Кремля пожар. При его тушении вследствие неравномерного охлаждения колокол дал трещины и от него откололся громадный осколок массой 11, 5 тонны.

Предложения о перелитии расшибленного колокола начали поступать уже с 1747 года. Его брался перелить мастер Слизов, который перели вал другие колокола, находящиеся на колокольне Ивана Великого. Потом еще в 1770 году архитектор Форстенберг придумал впаять вышибленный край в колокол, уверяя, что от этого нимало не пострадает звук коло кола.

В 1836 году по проекту архитектора А. Монферрана Царь-колокол был поднят из земли и установлен на постамент недалеко от колокольни Ивана Великого, где и находится по настоящее время.

На колокольне Ивана Великого и пристроенных к ней звонницах на ходится 21 колокол. Некоторые из них именные: Широкий, отлитый в 1679 году; Слободский, вылитый в 1641 году; Медведь, вылитый в Новом городе в 1501 году; Ростовский; два колокола иностранной работы, один из которых был прозван Немчин; Глухой, Даниловский, Марьинский и ряд других. Самый большой из них - Успенский - весит 70 тонн.

    - 77
    МОСКВА - КОЛЫБЕЛЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Студ. Макарова Т. А.

На протяжении XII-XVII вв. Москва прошла путь от небольшого го родка (на границе Ростово-Суздальской земли) до столицы Русского централизованного государства - центра национальной жизни русского народа.

В первой половине XIV в. Москва - столица самого сильного кня жества северо-восточной Руси. Именно с этого момента начинается ста новление Москвы как центра (колыбели) русской культуры.

В XVI в. Москва - не только хозяйственный и политический, но и культурный центр Русского государства.

В XVI в. культура и искусство в России и ее столице Москве по лучили значительное развитие. Это прежде всего проявилось в расп ространении грамотности и просвещения.

В марте 1564 г. после почти целого года работы Московская ти пография выпустила книгу "Апостол", украшенную заставками оригиналь ного растительного орнамента и одной фигурной гравюрой, отличавшуюся изяществом отделки. В 1565 г. была напечатана другая церковная книга - "Часовник".

В XV в. печатные книги из Москвы распространялись по всей стра не. Расцвет политической и церковной литературы в XVI в. способство вал большому развитию книжного искусства. В Москве складывался еди ный русский стиль миниатюры, который распространялся по всей стране. Большую роль в этом сыграло создание Лицевого (иллюстрированного) летописного свода объемом более 10 тыс. листов, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Текст свода иллюстрирован рисунком, выполнен ным жидкой акварелью на бумаге.

Искусство книги XVI в. создало свой стиль в орнаментальной об ласти: заставки, заглавные буквы, украшения на полях, сине-голубой растительный орнамент в сочетании с золотом.

Как и в книжной миниатюре, в строительном искусстве Москвы XVI в. сложился новый национальный стиль, который, распространяясь по

    - 78

всему государству, являлся выражением государственного единства Руси и ее культуры. Это шатрово-столповый стиль, где взамен статичности решений XIV и XV вв. , в сочетаниях и расположении объемов наблюдают ся живописность и динамичность. Высшим достижением шатрово-столпово го стиля является собор Покрова на рву в Москве, более известный под именем "Василия Блаженного", построенный в 1554-1560 гг. в ознамено вание имевшей огромное значение в жизни русского народа победы над Казанским ханством. Строителями собора были замечательные русские зодчие - Посник, Яковлев и Барма.

В московском зодчестве XVI в. применялась живопись как фреско вая, так и станковая.

В конце XVI в. в московской живописи упрочился так называемый "строгановский стиль", созданный московскими царскими иконописцами. Крайняя изысканность и чрезмерная утонченность фигур, обильная штри ховка золотыми линиями, плотность цвета и часто темный фон, содержа ние, подчиненное форме, художественному исполнению - черты, харак терные для этого течения. Самым известным из "строгановских" масте ров был Прокопий Чирин.

В XVI в. был широко распространен обычай украшать поля икон че канным орнаментом. Исключительно умело используя поверхность драго ценного материала, ювелиры включали в композицию драгоценные камни и цветную эмаль. Яркий пример этого - оклад евангелия, украшенный дра гоценными камнями и цветной эмалью - вклад Ивана Грозного (1571) в Архангельский собор, неоднократно служил для окладов XVII в. образ цом удачного применения многоцветной орнаментации.

Ювелирное искусство XVII в. оказало влияние и на московское ху дожественное шитье. Обилие жемчуга и драгоценных камней характеризу ет уже сложившийся стиль шитья второй половины XVI в. Была особая разновидность шитья - "низание": ткань сплошь покрывалась жемчугом, драгоценными камнями, золотыми пластинками с орнаментом или изобра жениями святых ("убор" с Грузинской иконы Богоматери в Суздале (ныне в Государственной Третьяковской галерее) - вклад царицы Анастасии Романовны).

В Загорском музее есть пелена - вклад Бориса Годунова и ряд оп лечий на ризах XVI в. с узорами, вышитыми жемчугом, золотом, сереб

    - 79

ром по бархату, и совпадающими с мотивами, известными в русском на родном творчестве.

Именно благодаря своей тесной связи с народным творчеством Мос ква XVI в. явилась общерусским культурным центром, оказавшим большое влияние на культурную жизнь страны в целом.

    - 80
    КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ
    Студ. Лебедева А. А.

Русские люди, в течение долгого времени вынужденные защищать свою национальную самостоятельность, упорно держались старинных обы чаев и костюмов. Эта склонность к традициям существовала на протяже нии нескольких веков и только в начале XVIII века была сломлена поч ти насильственно Петром Первым.

Тем не менее, костюм эпохи Московской Руси, сохраняя традицион ную основу, отличался от костюма домонгольского перода. Изменение его формы меньше затронуло народную одежду, но костюмы высших слоев бояр и дворян, а также посадских людей - сделались гораздо сложнее и разнообразнее.

Классовая дифференциация стала проявляться также и в количестве одежд. Знатные люди надевали на себя одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, хотя они были длинны и тяжелы, носили независимо от времени года как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето одновременно по пять или шесть одежд.

В описываемый период в русском костюме произошел ряд изменений в покрое. Появились одежды, имеющие спереди сверху донизу разрез (распашные). Часто встречались одежды, отрезанные по талии или выяв ляющие талию, хотя красивыми по-прежнему считались и длинные непри таленные одежды. Как следствие монгольского влияния в русском костю ме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки), откидные рукава.

В XVII веке на русский костюм оказали некоторое влияние поль ские моды - польский кафтан, подволока и пр. Одежды этого периода шили из местных или привозных тканей. Основными тканями, распростра ненными в этот период на Руси, кроме посконных и льняных были сукон ные, шелковые и бархатные. Ткани были ярких цветов - красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые.

    - 81
     1Мужской костюм.

Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез - либо посередине груди, либо сбоку (косоворотка).

Необходимой принадлежностью мужского костюма по-прежнему были порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были по-прежнему узкие, без разреза и крепились на шнурке - гашнике. Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азя мом. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это - распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки.

Кафтаны были нескольких видов: обычный, домашний, становой, польский, терлик, чуга и поршни.

Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костю ма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из до рогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была ши рокой в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли, ру кавами.

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Ру си никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Обувью в деревне служили онучи, лапти и поршни, а в городе сапоги. Разновидностью поршней считают моршни или уледи, делавшиеся из бычьей сыромятной кожи и сочетавшие кожаный низ с войлочным вер хом. Обувью, найденной при раскопках в Москве, в Зарядье, в слое XVI века возможно были уледи.

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонголь скому периоду. Однако они стали намного разнообразнее, а отделка бо гаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и были обычно с опушкой или оторочкой. Среди знати были распространены и меховые шапки - так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы.

    - 82

В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими поля ми) и треух.

Воинский костюм - доспех - по сравнению с домонгольским перио дом изменился мало, главным образом в деталях. Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй поло вине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щико лотки кафтаны из цветного сукна.

С образованием Московского государства появилась на Руси специ альная личная охрана царя - рынды (при Василии III) и почетная двор цовая стража - жильцы (при Иване IV).

     1Женский костюм.

По эстетическим представлениям Древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболи ными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верх ние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 кг. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плав ность походке.

В отличие от костюмов домонгольского периода, которые были в основном накладными, в период Московской Руси женские оддежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными. Наибо лее характерной одеждой был так называемый шушун - длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев.

С XVII века в моду вошел другой вид одежды - "прямой" сарафан. Этот сарафан был широким, так как состоял из нескольких сшитых кус ков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Этот сара фан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно они служили и парадной одеждой. Одной из характерных одежд был летник.

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили

    - 83

женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она явля лась праздничной одеждой.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими - однорядки, шубы - но внакидку.

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным разно образием. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типич ными были следующие:

- Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов. Повойник плотно закрывал волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.

- Кика - нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (или чело), сделанная из жесткого материала (бе ресты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус. Парад ным головным убором являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.

Дополнением женского костюма служила ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений колты, серьги, перстни, ожерелье.

Таковы были русские одежды в XV-XVII веках во времена Московс кой Руси. Они свидетельствуют о высоком уровне бытовой культуры русских людей. Многие виды одежды сохранились до настоящего времени.

    - 84
    Содержание

Павликов К. Ф. Роль Москвы в истории России............................... 3 Рябушкина М. Ф. Основание Москвы: исторические свидетельства......7 Луковцева Т. А. Объединение русских земель вокруг Москвы.......... 12 Кутловская Л. А. Москва при Иване Калите.................................. 17 Шалдина Е. М. Москва при Дмитрии Донском.................................. 20 Макеев А. Н. Москва в XIV-XV веках: социокультурные аспекты......23 Мокшина И. С. Москва в 1612 году.............................................. 27 Акулова А. Э. Москва при Екатерине II.......................................32 Минина М. С. Москва в период нашествия Наполеона...................... 35 Масликова О. М. Москва в 1812 году........................................... 43 Фролов В. П. Москва - героям 1812 года..................................... 47 Панова С. Ю. Москва во второй половине XIX века........................53 Евстигнеева Е. В. Москва в 1917 году........................................ 57 Марсель Ж. А. Москва в 1941 году.............................................. 62 Коваленко Т. В. История Московского Кремля............................... 65 Трифонова Е. А. Монастыри Москвы в истории Российского

государства......................................................70

Заозерова Н. А. Царь-колокол и колокола "Ивана Великого".......... 74 Макарова Т. А. Москва - колыбель русской культуры.....................77 Лебедева А. А. Костюм Московской Руси.......................................80

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.