РУБРИКИ

Фантастика и миф: мифологические образы в современной фантастике - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Фантастика и миф: мифологические образы в современной фантастике - (диплом)

p>Но вот уже открываются врата нашего зоопарка мифологических существ.... Добро пожаловать в наш бестиарий !

Маршрут нашей экскурсии по мифологическому зоопарку будет состоять из нескольких частей: сначала мы пройдем мимо представителей европейской и азиатской мифологий, затем перейдем к существам, обитающим в мифах лесорубов США, далее - нас удивят обитатели чилийской мифологии и в заключение нас ожидает подробное знакомство с существами, живущими в русских мифологических рассказах. Итак, вперед - в первый павильон. Павильон мифологии народов Европы и Азии.

ВАСИЛИСКЗа долгие века своего существования василиск становился все страшнее и отвратительнее, но в наши дни он почти забыт. Имя его по происхождению греческое и его можно перевести как "маленький король". Самое первое описание василиска было сделано в 8 веке Плинием Старшим, который дал ему такой портрет: василиск - это змей с белой звездой на лбу, выпуклой подобно диадеме. Позже, в средние века, василиск превращается в четырехногого петуха с короной на голове, покрытого желтыми перьями, с крыльями оканчивающимися острыми когтями и змеиным хвостом, который заканчивается крюком или петушиной головой. Изменение образа находит отражение и в изменении имени: Чосер в "Кентерберийских рассказах" называет его уже "василикоком", что означает - "королевский петух". Согласно поверьям тех лет, василикок умерщвлял людей ядом своего облика. Не смотря на различные метаморфозы в своем облике, умертвляющий эффект его взгляда и яда остается постоянным, что давало повод утверждать, что василиск, так же как и все чудовища Ливии, произошел от змей, кишащих на голове Медузы, чей взгляд, как нам известно, превращал живых людей в каменные изваяния. Считалось, что василиск обитает в пустыне, которую он сам же и создавал вокруг себя: птицы падали мертвыми к его ногам, плоды земли чернели и гнили, а вода в ближайших источниках была отравлена на века. Плиний утверждал, что его взгляда было достаточно, чтобы расколоть скалу или сжечь траву. Единственным существом не боявшимся василиска считалась ласка: при виде этого чудовища она смело бросалась на него. А единственное чего боялся сам василиск - крик петуха: услышав его, василиск убегал подальше. Так что нет ничего удивительного в том, что опытный путешественник, собираясь пересечь пустыню, всегда брал с собой ласку или клетку с петухом. Кстати, в борьбе с василиском могло помочь и обыкновенное зеркало: вид собственного отражения мог поразить бедное чудовище до смерти.

Несколько позже была предпринята попытка отказаться от "родственной связи" василиска с Медузой. Исидор Севильский и составители "Тройного зерцала" искали более рациональное объяснение происхождению василиска. Наибольшим успехом у них пользовалась теория, согласно которой он вылуплялся из обыкновенного куриного яйца, высиженного змеей или жабой. А в семнадцатом веке Томас Браун объявил это объяснение (впрочем, как и само чудовище) чистой выдумкой. Примерно в то же время Кеведо написал романс "Василиск", в котором есть такие строки: Если тот, кто тебя видел

    Жив еще, значит, ты безвреден.
    Если же он мертв от лицезрения тебя,
    Кто же нам о тебе расскажет ? …

ДРАКОН Огромная рептилия с когтями и перепончатыми крыльями - это, очевидно, наиболее нейтральное и понятное описание дракона. Чаще всего он бывает черным, должен при этом блестеть и просто обязан уметь изрыгать дым и пламя. Количество его голов плавно колеблется от одной до тысячи и более. Но это описание относится к современному пониманию дракона. Древние же греки называли драконом любую крупную рептилию. Плиний сообщает, что летом дракон, чтобы охладиться, пьет только кровь слона, которая, по мнению Плиния, прохладна. Ну а сцена охоты на слона описывается нам примерно так; дракон неожиданно выскакивает откуда-нибудь, обвивает слона кольцами и впивается в него зубами. Ну а обескровленный слон падает на землю и испускает дух, не забыв, однако, при этом раздавить дракона тяжестью своего тела. Отсюда можно сделать вывод, что все драконы живут только до первой своей попытки утолить летнюю жажду. Кроме того, нам сообщается, что эфиопские драконы в поисках добычи нередко переправляются через Красное море и мигрируют в Аравию. Для того, чтобы это сделать, четыре или пять драконов свиваются вместе, образуя собой нечто вроде корабля, и поднимают головы вверх, чтобы не захлебнуться. Плиний же сообщает нам о целебности драконов: оказывается, высушенные глаза дракона, смешанные с медом, весьма полезны при избавлении от ночных кошмаров. А зубы дракона, привязанные к телу, обеспечивают милость господина или благосклонность короля. На Западе, в отличие от Востока, Дракон всегда был символом зла. Любой мало-мальски значительный герой должен был иметь в своем списке подвигов хотя бы одного убитого дракона. И этим занимались все: от Геракла до святого Георгия. Согласно германским мифам, драконы охраняют подземные сокровища, убивая всякого, кто осмелится посягнуть на них. Если же кому-то удается обмануть дракона и похитить его богатства, тот начинает опустошать страну в поисках обидчика, и делает это до тех пор, пока не найдет его или пока самого дракона не убьет какой-нибудь герой.

На Руси драконы были представлены в виде Огненных Змеев, а позже в облике Змея Горыныча. Но об этом— несколько позже.

ГАРПИЯВ первых упоминаниях гарпии описывались как крылатые божества с длинными распущенными волосами, которые летают быстрее птиц и обгоняют ветер. В третьей книге "Энеиды" они описаны уже как стервятники с женскими лицами, острыми загнутыми когтями и грязными перьями. Они мучаются от постоянного голода, который никак не могут утолить. Они налетают с гор и опустошают накрытые для пиршества столы. Уничтожить их практически невозможно. Везде, где они появляются, распространяется заразное зловоние. Они все рвут и губят, а что не могут сожрать - покрывают пометом. Однако, гарпии не всемогущи: как известно, аргонавтам удалось их разогнать.

ГРИФОНПомесь орла со львом. Самое подробное описание грифона можно встретить в "Путешествиях" сэра Джона Мандевилля: он пишет, что в землях Бактрии водится множество грифонов, передняя половина которых подобна орлиной, а задняя устроена как у льва. По размеру тело грифона больше тела орла в сто раз. Он очень силен и во время охоты он может поднять в воздух лошадь или человека, а то и пару быков, запряженных в плут. Когти грифона - с бычьи рога (бактриане даже делают из них сосуды, чтобы пить вино), а из его ребер они делают боевые луки.

В средневековой Италии грифон был воплощением Дьявола, а в большинстве других стран его воспринимали как эмблему Христа. Упоминает о грифоне и Данте в "Божественной комедии". В "Чистилище" есть видение триумфальной колесницы, символизирующей церковь, в которую запряжен грифон. Его орлиная половина сверкает золотом, а львиная окрашена красным и белым цветом. Чаще чем в других странах грифон использовался в российской геральдике. Дело в том, что грифон был родовым гербом дома Романовых. И наш грифон - весь красный, и вооружен золотым мечом и щитом.

ЕДИНОРОГУже первая версия единорога была почти такой же, как та, что имеется в нашем сознании и поныне. Еще за 400 лет до н. э. греческий историк и врач Ктесий писал, что в Индии водятся дикие быстрые ослы белого цвета с пурпурными головами и голубыми глазами, у которых посреди лба растет острый, прямой рог, белый у основания, черный к середине и красный к концу. В конце 19 века были попытки дать рациональное объяснение феномену единорога. В частности, в 1892 году известный востоковед Шрадер предположил, что единорог возник в греческой мифологии на основе персидских барельефов, изображающих быков в профиль, так что кажется, будто у быков один рог.

К числу врагов единорога относился лев. Это объяснялось тем, что единорог был символом Шотландии, а лев являлся символом Англии. До 18 века эти страны были не в самых дружественных отношениях, чем и объясняется вражда льва с единорогом. А когда произошло объединение этих стран, на гербе Объединенного Королевства появился щит, который с одной стороны поддерживает английский лев. а с другой - шотландский единорог.

Средневековые бестиарии утверждали, что единорога может поймать только девственница, поскольку только чистая душа может приблизиться к этому существу.

А что только не символизировало это существо за время своего существования! Он был символом Зла, Святого Духа, Иисуса Христа, ртути и т. д. В наши же дни единорог символизирует душевную чистоту, непорочность, доброту и любовь. И изображается он чаще всего в виде маленького конька белого цвета, с передними ножками, как у антилопы, и длинным завитым рогом, растущим из середины лба. Кстати, рог единорога, без сомнения, был срисован с рога морского животного нарвала, который привозили с Востока, но не представляли, кому этот рог мог принадлежать.

Есть и несколько иная разновидность единорога -китайский единорог. Он относится к числу четырех животных - добрых предзнаменований. Остальные три: дракон, Феникс и черепаха. Китайский единорог - первое из 360 существ, что населяют Землю. У него оленье тело, бычий хвост и лошадиные копыта. А посреди лба у него растет короткий мягкий мясной рог. Спина у него - пятицветная, а живот - желтый или коричневый. Он настолько добр, что когда идет по земле, всегда смотрит под ноги, чтобы случайно не наступить на мельчайшее живое существо. Он даже не ест живую траву, а выбирает только сухие травинки. Появление единорога среди людей знаменует у китайцев рождение справедливого царя. Очень плохой приметой считается ранить единорога или увидеть его мертвым. Если никто не убьет его он может прожить тысячу лет.

КРАКЕНКракеном называется скандинавский вариант морского дракона или морского змея. В середине восемнадцатого века Дейн Эрик Понтоппидан, епископ норвежского города Бергена, опубликовал "Естественную историю Норвегии". На ее страницах можно прочесть, что спина кракена достигает в длину полутора миль, а шириной она в полмили. Щупальца кракена могут обхватить самый большой из кораблей. Могучая спина его может подниматься над океаном, подобно острову. Поэтому, все плавучие острова считались кракенами, и к ним не следовало приближаться, дабы не стать жертвой этого чудовища. Епископ также утверждал, что кракены могут испускать какую-то жидкость, от которой море становится мутным. Позже, из этого заявление возникло предположение, что кракен - всего лишь преувеличенный осьминог. Кракену посвящены сотни старинных гравюр, изображающих сцену его нападения на корабль. Здесь интересно то, что нет ни одного рисунка, где это существо было бы изображено полностью. В основном, всегда видны лишь его щупальца, обхватывающие корабль, и небольшая часть тела, возвышающаяся над водой. Это говорит о том, что никто не знал точно, как он выглядит, но все были уверены в наличии у него огромных щупалец.

Считалось, что свою многовековую жизнь кракен проводит на огромной глубине в состоянии длительного сна и покоя. На поверхность океана они поднимаются лишь в том случае, если их побеспокоят звуки выстрелов из корабельных орудий, или же их влечет к поверхности океана древний инстинкт, заставляющий кракена увидеть небо и солнечный свет, чтобы после этого умереть. Великолепной картиной этому служит стихотворение одного малоизвестного английского поэта, жившего в девятнадцатом веке. Оно так и называется - "Кракен".

    Вдали от бурь, бушующих над ним,
    На дне пучин, под бездной вышних вод,
    Глубоким сном, извечным и глухим,
    Спит кракен крепко: редкий луч блеснет
    В бездонной тьме; укрыта плоть боков
    Гигантских губок вечною броней;
    И смотрит вверх, на слабый свет дневной,
    Из многих потаенных уголков,
    Раскинув чутко сеть живых ветвей,
    Полипов исполинских хищный лес.
    Он спит века, чудовищных червей
    Во сне глотая; но дождется дня –
    Наступит час последнего огня;
    И в мир людей и жителей небес
    Впервые он всплывет - за гибелью своей.

МИНОТАВРЧеловек с бычьей головой, обитающий в доме-лабиринте. Надо отметить, что идея дома, построенного таким образом, что человек может заблудиться в его коридорах, куда более оригинальна, чем образ человека с головой быка. Тем не менее, эти две идеи отлично ужились друг с другом, и в нашем сознании образ минотавра накрепко связан с образом лабиринта.

Минотавр родился от бешеной страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, присланному Посейдоном. Хитроумный Дедал, изготовивший устройство, позволившее удовлетворить неумеренные пожелания Пасифаи, построил затем и лабиринт, призванный спрятать от людских глаз ужасающего сына царицы. Но Минотавр питался исключительно человеческим мясом, и для удовлетворения его прихотей царь Минос /официальный отец/ наложил на Афины тяжкую дань - ежегодно они присылали на Крит семь юношей и семь девушек, которых и скармливали Минотавру. И это продолжалось до тех пор, пока юный Тесей не решил освободить страну от этого бремени. Дочь царя Миноса Ариадна дала Тесею нить, по которой он смог выбраться из лабиринта, после того, как убил Минотавра.

Образ Минотавра был так популярен, что его изображение долго не сходило с критских монет, барельефов и ваз.

Если судить по древним фрескам, то изображение человеческих фигур с бычьими головами появилось задолго рождения легенды о Минотавре. Поэтому вполне возможно, что греческая сказка о Минотавре - позднейший вариант куда более древнего мифа и, может быть, гораздо более ужасного.

НАГА Змей Нага принадлежит к индийской мифологии. Порой этот змей может принимать обличье человека. В одной из книг "Махабхараты" герой-воин Арджуна становится объектом вожделения дочери царя нага Улупи. Арджуна мягко, но непреклонно напоминает ей, что принял обет целомудрия. На это девица заявляет, что его наипервейшей обязанностью является утешение обездоленных, к коим она себя и причисляет. Согласившись с аргументами принцессы, воин проводит с ней ночь, оставив свой пост возле Будды. А тем временем великий его учитель Будда, размышлявший под деревом о смысле жизни, страшно страдал от налетевшего холодного ветра и ливня. Тогда отец Улупи, змей нага, подполз к нему и семь раз обернулся вокруг тела Будды, а затем наклонил семь своих голов так, что они составили крышу над головой учителя. Вскоре Будда, убедившись в хороших намерениях и отличном поведении змея, обратил его в истинную веру. В "Справочнике по индийскому буддизму" Керн определяет нага, как змеев, подобных облакам и говорит, что они живут под землей в обширных дворцах. Верующие в буддизм Большой Колесницы /Махаяна/ утверждают, что Будда дал один закон для людей, а другой - для богов, и что второй, секретный закон хранился во дворцах змеев нага, и именно они передали этот закон через много веков монаху Нагарджуне.

А вот еще одна индийская легенда: Однажды царь Ашока пришел к озеру, на берегу которого возвышалась пышная пагода. Ашока решил снести эту пагоду и построить на ее месте новую, еще более высокую. Стоявший у пагоды брахман впустил царя внутрь и там сказал ему, что его, брахмана, человеческая оболочка - не более как иллюзия, что в действительности он - нага, то есть дракон. Поселиться в отвратительном ему человеческом теле его заставили его грехи. Но он подчиняется закону, который провозгласил Будда и надеется на скорое достижение благоприятного перерождения. Нага добавил, что царь гложет снести эту пагоду, если верит, что в состоянии построить лучшую. После этого Нага показал царю сосуды на алтаре. Ашока осмотрел их в страхе, так как они не были похожи на сосуды, изготовленные человеческими руками, и решил оставить пагоду в покое. Позже образ нага использовался во многих индийских сказках. В основном, он доброжелательно относится к людям, не доставляя им каких-либо неприятностей и даже время от времени помогая им в решении их проблем.

ЧЕРНИЛЬНАЯ ОБЕЗЬЯНАЭто странное существо наиболее часто встречается на севере Китая. Длиной оно достигает пяди, глазки у него алые, а мех черный, мягкий и шелковистый, как пуховая подушка. От всех прочих животных отличается своей необыкновенной любовью к черной туши. Если вы садитесь за работу, то эта обезьяна устраивается поблизости и, скрестив ноги и положив лапку на лапку, покорно ожидает, пока вы напишете все, что хотели. Затем она подходит к чернильнице и выпивает всю оставшуюся там тушь. Сделав это, обезьяна отходит в сторонку и тихонько усаживается ждать следующего угощения.

Вот такое необычное существо. Вполне вероятно, что происхождение такого образа имеет какое-то рациональное объяснение: ведь известно, что обезьяны очень любопытны. И не исключено, что некоторым из них действительно пришлась по вкусу тушь.

НЕБЕСНЫЙ ОЛЕНЬЕще один мифологический образ китайского происхождения. О внешнем виде небесного оленя нам ровным счетом ничего не известно. Но известно то, что эти животные обитают под землей, в шахтах. Эти существа очень несчастны, так как всю свою жизнь они мечтают лишь о том, чтобы выбраться наружу. Небесные олени обладают даром человеческой речи и используют его на уговоры шахтеров помочь им выбраться наверх. Сначала небесный олень пытается соблазнить рудокопов, обещая показать им золотые и серебряные жилы. Но когда эта игра не приносит пользы, животные начинают буйствовать, и шахтерам приходится замуровывать их в боковых штреках. Известно также, что если оленей становится больше рудокопов, они могут замучить людей до смерти. Конечно, их стремление выбраться наружу может вызвать сочувствие, но легенда гласит, что если Небесный олень выберется на свежий воздух, он тут же превратится в вонючую жидкость, несущую в себе заразу и смерть.

Стремление Небесных оленей достичь поверхности "роднит" их с Кракеном. Исполнение этого желания неминуемо ведет к смерти этих необычных существ. ПАНТЕРА В средневековых бестиариях слово "пантера" имеет отношение совсем к другому животному, нежели крупная хищная кошка, которую так именуют в современной зоологии. Аристотель сообщал, что пантера источает запах, привлекающий других животных, а римский автор Элиан, которого прозвали медоречивым за идеальное владение греческим языком, писал, что запах пантеры весьма приятен и для человека. Плиний украсил спину этого существа красным пятном, которое уменьшается и растет вместе с луной, повторяя все ее фазы.

В англосаксонском бестиарии пантера описывается, как нежное, склонное к уединению животное с мелодичным голосом и ароматным дыханием. Живет она в пещере, запрятанной в горах. Единственный враг пантеры - дракон, с которым она постоянно сражается. Англосаксы не воспринимали пантеру как хищного зверя. Она была для них воплощением странных звуков, не подкрепленных конкретным анималистическим образом.

ПЕЛИКАНВ нашем представлении это водоплавающая птица с размахом крыльев до двух метров и длинным клювом, под которым расположен мешок для складывания туда рыбы. Мифологический же пеликан гораздо меньше реального, а клюв у него короче и острее. Если обычный пеликан - белого цвета, то этот - желтого, а порой и зеленого. Пеликаны отличаются своей необычайной любовью к птенцам. Пеликаниха-мать так упорно гладит и нежит своих птенцов клювом и когтями, что они погибают. Прилетающий в гнездо отец-пеликан, видя такую печальную картину, начинает оплакивать своих детей, а затем разрывает острым клювом свою грудь. Его кровь, струящаяся из раны, оживляет птенцов. Долгое время пеликан был символом детолюбия, и это перешло в сказки, легенды и притчи. ПТИЦА РУХЭта птица (иногда ее называют Птицей Рок) представляет собой сильно преувеличенного орла или стервятника, и некоторые современные ученые полагают, что некогда арабы увидели кондора, которого занесло ветром в китайские моря, и вид этой птицы послужил источником для создания сказочной птицы Рух. На Западе эта птица стала известна из сказок "Тысячи и одной ночи". Напомним, что Синдбад-мореход во время своего второго путешествия был брошен моряками на необитаемом острове, и увидел там "громадный белый шар, поднимающийся высоко в небо. Я обошел его, но не обнаружил двери внутрь, к тому же я так и не смог ни разбить, ни даже поцарапать стену этого шара. Тогда я отметил место, возле которого стоял, и шагами измерил его окружность, которая превысила пятьдесят шагов. "1Через несколько мгновений громадная тень закрыла солнце, и, ".... подняв голову.... я увидел, что тень была ни чем иным, как гигантской птицей.... "2Птица оказалась птицей Рух, а гигантский шар, как известно, ее яйцом. Синдбад привязал себя к ноге гигантской птицы размотанным тюрбаном, и на следующее утро птица поднялась в небо и опустилась на вершине горы, так и не обратив внимания на пассажира. Кстати, рассказчик упоминает, что птица Рух питается удавами, такими громадными, что они могут проглотить слона.

Жители острова Мадагаскар рассказывают, что в определенное время года удивительная птица Рух прилетает из южных краев. Она похожа на орла, но куда больше его по размеру. Птица эта. так велика и сильна, что может схватить своими когтями слона, поднять его высоко в небо и там отпустить, чтобы слон упал на землю. Так легче будет его потом съесть. Видевшие эту птицу люди утверждают, что расправленные крылья Рух достигают шестнадцати шагов в длину и являются очень толстыми. Существует даже персидская миниатюра, изображающая птицу Рух, которая несет сразу трех слонов: одного в клюве и двух в когтях. САЛАМАНДРА В мифологическом понимании, это дракончик небольшой длины, живущий в огне. И если пример птицы Феникс использовался христианскими теологами, как аргумент в пользу возможного воскресения плоти, то саламандра была доказательством того, что живое тело может оставаться живым в пламени. Считалось, что саламандры живут в пламени, оплетая себя коконами, которые люди затем разматывают и ткут из нитей этих коконов одежду. Такая одежда очень удобна тем, что вместо того, чтобы стирать, ее достаточно бросить в огонь: вся грязь сгорает и осыпается с ничуть не пострадавшей от огня одежды. Легенды об огнеустойчивых тканях мы встречаем у Марко Поло и у Плиния. Сначала им никто не верил, но когда в Европе появились ткани, сотканные из асбестовых нитей и которые выдавались за куски кожи саламандры -уже никто не смел сомневаться в реальности существования саламандры. Для алхимиков саламандра всегда была духом элемента огня. А Леонардо да Винчи писал, что саламандра пожирает огонь, обновляя таким образом свою кожу.

СИРЕНАНа протяжении веков образ сирены изменялся. Впервые о них упоминает Гомер в двенадцатой книге "Одиссеи", не указывая, однако, как они выглядят. Чуть позже, их описывает Овидий: они казались ему птицами с лицами юных дев, покрытых перьями красного цвета. Еще позже, Аполлоний Родосский утверждает, что они -девицы до пояса, а далее начинается морская птица. Однако, в конце концов, восторжествовало поверье, что сирена - наполовину дева, наполовину рыба. Не менее разноречивыми были и мнения по поводу того, кем же являются сирены. Одни утверждали, что они нимфы, другие же относили их к демонам или просто к морским чудовищам.

Считалось, что сирены населяют остров к западу от Греции. Но однажды тело одной из них, Парфенопы, было выброшено волнами в Кампанье. Имя этой сирены было дано возникшему там городу, который ныне зовется Неаполем.

В "Одиссее" говорится, что сирены пением заманивают моряков, которые терпят кораблекрушение, и что сам Одиссей, для того, чтобы услышать их песни и в то же время остаться в живых, заткнул уши своих товарищей воском, а себя велел привязать к мачте. Сирены, потешаясь над ним, обещали ему знание всего, что происходит в мире.

Аполлодор повествует, что Орфей, бывший на борту корабля аргонавтов, запел еще слаще, чем сирены, и заставил тем самым несчастных соперниц броситься в море и превратиться в скалы, так как им было предначертано погибнуть, если их чары окажутся недостаточно эффективными.

Говорят, что в шестом веке поймали одну сирену и даже крестили ее в Северной Ирландии. Более того, в некоторых старых календарях она встречается под именем Мэргены среди прочих святых. Образ сирены очень популярен во многих странах. В Польше она является символом Столипы и изображена на гербе Варшавы.

СТОГЛАВКитайский образ. Стоглавом называли рыбу, вызванную к жизни сотней слов, произнесенных в гневе. Рассказывается, что однажды Будда увидел рыбаков, которые тащили сеть. С большим трудом они вытащили сеть на берег, и увидели в ней рыбу огромных размеров, одна голова которой была обезьяньей, другая собачьей, третья - тигриной и так далее. Всего же голов было сто. Будда подошел к рыбе и спросил:

    — Это ты, Капила?

—Да, это я, - ответил стоглав и испустил дух. Тогда Будда объяснил своим ученикам, что в прошлой жизни Калила был брахманом, который перешел в буддизм и стал, монахом. Никто не мог сравниться с ним в знании священных текстов. Он имел многих учеников и однажды разъярился их ошибками и общей тупостью. Разъярившись, он начал обзывать их так: "Обезьянья голова! ", "Собачья голова! ", "Тигриная голова! " и т. д. И после смерти карма этих оскорблений заставила его родиться вновь в образе морского чудовища, отягощенного именно теми головами, которые он видел у своих учеников.

СФИНКС Сфинкс, которого мы знаем по египетским монументам, это отдыхающий лев с человеческой головой. Геродот называл такого сфинкса - Андросфинксом, чтобы отличать его от греческого сфинкса. Такие монументы египтяне устанавливали перед храмами и некрополями, и они олицетворяли царскую власть. В залах Карнакского храма есть и несколько иные изображения сфинксов - с бараньими головами (баран был священным животным бога Амона).

Сфинкс, изображаемый на ассирийских монументах, представляет собой крылатого быка с бородатой головой, увенчанной короной. Такой же образ обычно встречается и на персидских печатях. А Плиний сообщает нам, что в Эфиопии часто встречаются сфинксы, покрытые бурым мехом.

Как мы уже отметили, греческий сфинкс отличается от сфинкса египетского. У него женская голова и груди, птичьи крылья, а тело и ноги подобны львиным или собачьим. Рассказывают, что такой вот сфинкс буквально опустошил окрестности Фив, загадывая встречным загадки и пожирая тех, кто не смог их отгадать. Встретив сына Иокасты Эдипа, сфинкс и ему задал загадку. Он спросил: "У кого четыре ноги, две ноги и три ноги, и чем больше ног - тем он слабее? " Эдип ответил, что это человек, ползающий в младенчестве, идущий в зрелости и опирающийся на палку в старости. Признав свое поражение, сфинкс бросился в пропасть. В этом судьба сфинкса схожа с судьбой сирен, признавших свое поражение от Орфея.

ТРОЛЛЬ Существо маленького роста, похожее на человека. Может говорить и даже накладывать на людей заклятия. Встреча с троллем оканчивается для человека весьма неблагоприятно. Однако, много охотников узнать, где обитает тролль, ибо могущество этого существа заключено в его горшке с золотыми монетами. Именно этот горшок, обладающий таинственной силой, придает заклятиям тролля волшебное действие на людей и других существ. И именно он является предметом мечтаний многих людей, готовых рискнуть своей жизнью, лишь бы добраться до золота троллей. В европейских странах считалось, что тролли живут поодиночке, в лесах, где они роют себе норы и делают под землей уютные жилища. Некоторые считают, что сила троллей не в горшке с золотом, а в волшебном камне, от которого они не могут уходить далеко. Позже, тролли начинают менять место жительства: они селятся в старых заброшенных домах, но особенно излюбленным местом для них становятся мосты, особенно каменные, под которыми они селятся даже группами. Г0БЛИН

Трудно дать точную характеристику этому существу, так как в различных источниках они описываются по-разному. Одни считают, что гоблины гораздо ниже человека, но выше троллей. Они покрыты шерстью и питаются мясом других животных (а иногда и мясом людей), в отличие от троллей, которые едят лишь ягоды и пчелиный мед. По другим источникам, гоблины - людоеды, превышающие по своим размерам человека. Они обитают в лесах и не выходят оттуда, но если уж человек встретится в лесу с гоблином, то лучше всего возложить всю свою надежду на свои же быстрые ноги. Говорят, что гоблины тоже умеют разговаривать, но не обладают никакой волшебной силой. Гоблины, как и тролли, населяют в основном северные европейские страны.

ЭЛЬФЫ Народец, населяющий преимущественно южные страны Европы. Они очень маленького роста, живут в лесах на ярких солнечных полянах, то есть там, где растут и деревья, и цветы. Они очень похожи на людей, но обладают крылышками, с помощью которых летают среди растений. Эльфы очень жизнерадостны, обожают солнце, его тепло, и совершенно не выносят плохой погоды. С приходом холодов они или прячутся где-нибудь до наступления теплых дней, или мигрируют в теплые страны. Для человека эти существа практически безобидны. Они питаются пыльцой и нектаром цветов. При появлении людей, стараются спрятаться, чтобы не попадаться человеку на глаза. А те, кому удалось увидеть эльфов, рассказывают, что они очень любят петь и танцевать. Их тоненькие голоса очень приятны на слух, а их песенки очень мелодичны и жизнерадостны, так что хочется слушать и смотреть на них часами.

Ну а теперь перейдем к другому вольеру нашего фантастического зоопарка. Пришла пора познакомиться с необычными существами, пришедшими к нам из мифологии Соединенных Штатов Америки и Республики Чили....

ХАЙДБИХАЙНДЕсли попытаться дословно перевести имя этого существа, то получится, что хайдбихайнд - это тот, кто прячется сзади. Считается, что эта тварь, обитающая в лесах США, всегда за кем-нибудь прячется. И как бы вы не вертелись, как бы не исхитрялись застать ее врасплох - хайдбихайнд всегда останется позади вас. Именно по этой причине не существует описания внешнего вида этого существа. А ведь оно убило и сожгло немало лесорубов....

РОПЕРАЙТВ дословном переводе - веревочник. Представляет собой животное размером с небольшую лошадь. Интересен тем, что имеет длинный клюв, очень напоминающий веревку. С помощью этого необычного приспособления роперайт может достать и опутать самого быстроногого зайца. Хотя это животное является хищным, для человека оно никакой опасности не представляет

ВЕРХОВАЯ ФОРЕЛЬРыба, обитающая в лесных реках. Крайне необычна тем, что ужасно боится воды, и поэтому вьет себе гнезда на деревьях и весьма неплохо летает. ГУФАНГЕще одна рыбка, достойная упоминания. Обитает она там же, где и верховая форель, то есть в лесных реках и озерах. А интересна она тем, что имеет привычку плавать задом наперед, так как очень не любит, когда ей в глаза попадает вода. Лесорубы говорят об этой рыбешке так: "Она размером с карася, только гораздо больше! "

ГУФУСПтица. Отличается полной путаницей во всех своих делах: устраивает свои гнезда вверх ногами, летает задом наперед, причем, ей абсолютно все равно куда лететь, так как для нее важно лишь то, откуда она прилетела.

ДЖИЛЛИГАЛУТоже птица. Имеет склонность гнездиться и откладывать яйца на склонах гор. В отличие от яиц, которые несут другие птицы, ее яйца никогда не скатываются со склонов. И все потому, что они имеют кубическую форму. Такие яйца очень высоко ценятся лесорубами: они их варят в крутую, а потом используют их в качестве игральных костей.

ТИКЭТЛНа русский можно было бы перевести как "чайник". Такое название это небольшое существо, обитающее в лесных штатах недалеко от воды, получило за то, что во время своего движения у него изо рта всегда вырывается струйкой пар, и оно всегда издает булькающие звуки, похожие на звуки кипящего чайника. Ходит это существо так же задом наперед. Да и вообще, мало кто из людей встречался с ним.

ВЕРШИННАЯ КУРОПАТКАКак уже понятно из названия - птица. Обитает на вершинах холмов. Главная ее особенность - наличие только одного крыла. По этой причине она может летать только по кругу, вокруг вершины холма, на которой живет. Цвет оперения этой птицы меняется в зависимости от времени года и, что особенно важно, от того, насколько трезв наблюдатель.

АЛИКАНТОЭто ночная птица, обитающая в рудоносных местностях Чили. Кормится только в золотых и серебряных жилах, отличается золотым блеском перьев, что можно заметить, когда она перебегает с места на место. Эта птица только бегает, так как летать она не умеет. Если аликанто питается золотом, то и блеск его перьев - золотой. Ну а если серебром, то и блеск серебряный. Крылья у этих птиц развиты нормально, и не летают они лишь потому, что даже очень хорошим крыльям не под силу поднять с земли желудок, туго набитый драгоценным металлом. Когда аликанто голодна, то бегает довольно быстро, а когда уже наелась - с трудом переставляет ноги.

Чилийские старатели верят, что могут сказочно разбогатеть, если им удастся заполучить хотя бы одну аликанто в качестве проводника. Но они знают, что старателю необходимо соблюдать крайнюю осторожность, потому что если птица заподозрит, что ее выслеживают, блеск исчезает и птица в темноте убегает. А иногда, что еще хуже, продолжая блестеть как ни в чем не бывало, она медленно подводит старателя к подземной пропасти, куда он может упасть и разбиться насмерть.

Ч0НЧ0НЧончон представляет из себя человеческую голову с огромными ушами, которые служат ему вместо крыльев, когда он летает в безлунные ночи. Считается, что чончоны обладают всеми способностями настоящих колдунов, и если их обидеть они крайне опасны. В Чили о них рассказывают массу страшных историй. Вообще, есть несколько способов сбить страшную птицу, когда она пролетает над вашей головой, издавая страшные звуки: туэ! туэ! туэ! Только этот крик и выдает ее присутствие, потому что никто, кроме настоящего брухо (колдуна) не может ее увидеть. Наиболее продуктивен такой способ поимки чончона: Следует произнести или пропеть особую молитву, известную лишь немногим (и которые наотрез отказываются поделиться своим знанием с другими), затем произнести по два раза таинственные двенадцать слов, затем нарисовать на земле звезду Соломона и, наконец, расстелить на земле плащ или пальто совершенно особенным и мало кому известным способом. Отчаянно махая ушами-крыльями, чончон падает на пальто. И как бы он ни старался, ему не удастся подняться, пока ему на помощь не прилетит другой чончон. Обычно этим спасением история не заканчивается, так как чончон отличается огромной мстительностью и, рано или поздно, оскорбленный чончон разыщет своего обидчика и жестоко ему отомстит. Так что чончонов лучше не ловить.

СИЛЬНАЯ ЖАБАОтличается от всех прочих жаб тем, что покрыта черепашьим панцирем. В темноте эта жаба светится слабым зеленоватым светом, подобно свету светлячка. Эта жаба настолько тверда и неуязвима, что единственный способ убить ее - это кинуть в костер. и ждать, пока она не превратится в золу. Но прозвище "сильная" она получила не из-за твердости своего панциря, а из-за невероятной силы ее взгляда, которым она может притянуть к себе или, наоборот, оттолкнуть от себя все что угодно.

И в заключение давайте поговорим немного о мифологических существах, наиболее нам близких и родных, ибо они пришли к нам из древних мифов наших предков. ВОДЯНОЙИли, как его еще называют, Дедушка Водяной. "Хозяин" водоемов. Издревле считалось, что эти существа являются разновидностью чертей, которые живут в воде, особенно мутной и глубокой. Любимое место поселения водяных - рядом с мельницей, где они строят себе под водой великолепные и богато убранные палаты. Для людей они опасны тем, что могут утащить к себе купающихся, а особенно малых ребятишек, оплетя им ноги водорослями. Изображали водяных в виде безобразных стариков с лицом зеленого или болотного цвета, с длинными спутанными волосами. Обычно водяной сам никого не тревожил, без надобности никого не губил. Лишь когда его беспокоили крики и шум купающихся, он мог показать свою силу с тем, чтобы его оставили в покое. Позже, когда на Руси было принято христианство, стали считать, что водяной может унести с собой лишь тех, кто купается без креста.

ДОМОВОЙИли - Дедушка Домовой. Или -Власий. Одни говорят, что это - дух, другие - что это черт, который обязательно живет в каждом доме и является его "хозяином". Обычно имеет облик маленького человечка-старичка, покрытого густой шерсткой. Из одежды может носить штаны и рубашку. По ночам он принимает облик нормального человека и ходит по дому, не показываясь, однако, на глаза хозяевам. Если же люди, проснувшись, замечают его, то можно его спросить: к добру или к худу он им показался. Обычно, что он отвечает, то и сбывается. Если в доме содержится какая-нибудь скотина, то ее благополучие во многом зависит от домового.... Тем лошадям, которые ему любы, он заботливо заплетает на гриве косы, подкладывает им сено и откармливает всячески. Если же лошади ему не по нраву, то он почти всю гриву у них выдергивает, а иногда подбивает лошадей под ясли, отчего они поднимают в конюшне сильный шум и грохот. Не приглянувшаяся домовому скотина в конце концов худеет и погибает. Таково же и отношение домового к жителям самого дома. Если хозяин дома пришелся домовому по душе, то он и ему косы в бороде заплетает, а иногда и недоделанную за день работу завершает. Ну а ежели он кого в доме не полюбит, то будет причинять ему всяческие неудобства, пугать, кидать в него разными вещами (никогда не попадая), хлопать дверьми. А иногда может и навалиться на спящего человека так, что тот и пошевелиться даже не сможет, хотя и будет находиться в здравом уме и трезвом рассудке. Может и сильно ущипнуть. Если домовой несколько ночей подряд воет, это значит, что хозяин дома скоро умрет.

Если человек решает переночевать в доме, где никто постоянно не живет, он должен сперва мысленно или вслух попросить домового пустить его на ночлег. Если этого не сделать, то домовой предпримет все возможное, чтобы выгнать наглеца из дома: будет бить, душить человека, стаскивать с него одеяло, путать воем, треском, завываниями ветра, пением, стучать в двери, окна, под полом, бегать на чердаке, может даже просто сбрасывать человека с постели. А того, кто попросился на ночлег культурно, домовой не только не беспокоит, но и даже может защитить от шуток другой нечисти.

БАННИКИли - баенник. "Хозяин" бани. Как и домовой, может являться людям в разном обличьи. Живут они, конечно же, в банях, откуда и получили свое наименование. В отличие от домового, банники никогда не делают людям добра. Они или не проявляют себя вообще, или жестоко наказывают человека, например, нарушившего какой-либо обычай или традицию. Так, к примеру, нельзя мыться в бане в неурочный час, торопиться самому и торопить другого, ругаться. Так же нельзя появляться в бане поздней ночью. В качестве наказания банник может напутать человека или навалиться на него, а может и задавить до смерти, ободрав потом с него кожу.

КИКИМОРА Или - Кикимра. Считается, что кикимры - это женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на какой-либо срок колдунами к кому-либо в дом. Обычно они невидимы, но могут и показаться в виде человека, животного или птицы. Никакого вреда они, как правило, не делают, но могут сильно беспокоить жильцов. Это называется "чудится в доме": стучит, свистит, пляшет, плачет, переворачивается мебель, гремит посуда, из-за печки летят камни и всякая домашняя утварь.... Утром же /или при освещении/ все оказывается на своих местах, а все звуки исчезают. Иногда кикимора помогает по хозяйству, когда все люди уходят из дома. А бывает и так, что она может погубить человека. Причиной появления кикиморы в доме может быть только появление в этом доме ерничинки - прутика с намотанными на него в виде куколки тряпочками. Ерничинку подкладывают в дом или во двор тех, к кому хотят подселить кикимору. Такую куколку могут подложить не только колдун или ведьма, но и плотники, строившие дом и обиженные чем-то со стороны будущего хозяина этого дома. Спастись от кикимры можно только найдя и уничтожив эту куколку. Если же найти ее пока не удается, то в качестве временной меры, охлаждающей баловство кикиморы может подойти крепкая на нее ругань, а также молитвы и поминание Бога.

ЛЕШИЙИли - Лешак. "Хозяин" леса. Пожалуй, самый любимый персонаж русского народа - о нем рассказывают больше, чем о другой нечисти. Лешие тоже не имеют постоянного облика, в котором их могли бы видеть люди. Они могут обратиться карликом, великаном, животным, птицей, растением или человеком - все зависит от его прихоти Говорят, что когда они ходят среди травы, то и ростом становятся не выше ее. А когда бегают по лесу, то и вырастают до верхушек деревьев. Любимое занятие лешего -путать человеку дорогу или пугать его. Кроме того, лешие часто заводят человека в места, откуда ему самому никак не выбраться. Часто лешие морочат людям голову, откликаясь на ауканье. В лесу он может путать людей свистом, пением, окриками, порывами сильного ветра, вспышками сильного света. Иногда даже гонится за людьми. Бывает, что он путает ночующих в лесу, разбрасывая костер или пиная спящих людей.

Если мать в сердцах посылает своего ребенка "к лешему" (или "к черту"), то леший уводит проклятых и отданных ему людей к себе в лес. Такой ребенок может оказаться на скале, на крыше дома, посреди болота, на воротах и т. п. Случается, что леший похищает из колыбели ребенка, оставленного без присмотра, и уносит его в свое подземное жилище (лешие живут именно под землей). Через несколько лет он может вернуть ребенка, но такие дети по возвращении все равно остаются диковатыми и почти не могут научиться говорить.

Когда леший начинает морочить вас и "завязывать" вам дорогу - вы начинаете ходить кругами, - нужно снять с себя всю одежду и одеть ее снова вывернутой на изнанку. Тогда все его чары утратят силу и потерянную дорогу можно будет найти почти сразу.

А еще говорят, что лешие очень любят играть со своими соседями-лешими. Причем играют они не просто так, а на разную живность: птиц или зверей. Когда в лесу зверь исчезает, охотники говорят: "Видать, наш леший нынче проигрался! Теперь ждать надо, пока не отыграет свое. "

РУСАЛКА"Русалки - дьяволы женского рода, живущие в горах, в реках и болотах, они имеют весьма долгие волосы, и уверяют простаки, что часто их видят бегающих по горам, и сидящих на берегах рек, где они чешут длинные свои волосы, и когда только увидят они человека, то тотчас бросаются в воду. Древние славяне почитали их богинями вод и лесов, преклонялись им и приносили жертвы, по их мнению они имеют весьма долгие зеленые волосы. "1Это была выдержка из книги М. Чулкова "Абевега русских суеверий", опубликованной в 1786 году. Но давайте заглянем еще глубже в историю появления этого существа. Для начала, вспомним строчки известной Пушкинской поэмы: ".... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.... " Зададим себе вопрос: а почему русалка сидит на ветвях? Да потому, что изначально русалки представлялись древним славянам в виде птиц с женскими лицами! И лишь много веков спустя, они трансформируются (как и Сирены) в полуженщин - полурыб. Люди, видавшие русалок, говорят, что чаще всего те встречаются в реках, особенно в тех местах, где утонуло много народу. Русалки сидят в вечернее или ночное время на камне или на кочке у воды и расчесывают себе волосы золотым гребнем. При приближении людей, камнем падают в воду, а если спугнуть ее неожиданно, то они оставляют на том месте, где сидели свой гребень. Если, позарившись на золото, забрать золотой гребень себе, то русалка начинает "маячить" - преследовать этого человека:

приходит ночью к его дому, стучит в двери и окна, требует вернуть ей гребень. Если какой-нибудь русалке приглянется молодой парень, она обязательно его утопит.

ЧЕРТИли - бес. В разных рассказах черти выглядят по-разному, но общий его портрет таков: это существо небольшого роста, покрытое темной шерстью, с маленькими рожками на голове, свиными ушами и свиным же пятачком вместо носа. Верхняя часть тела, до пояса, похожа на человеческую, а ниже - козлиные ноги с копытами. Сзади имеет длинный тонкий хвост с кисточкой на конце. Таким считается его естественный вид. Перед людьми же черти могут явиться в любом обличье. Иногда черти проносятся по деревням в виде вихря: в этом случае говорится, что идет свадьба одного из чертей. Считается, что если кто-нибудь удавится или утопится по своей воле (что само по себе уже является страшным грехом), то остаток жизни, который он должен был прожить на земле, он будет служить чертям. Поэтому самоубийц никогда не хоронили на общих кладбищах. Черти, как и прочая нечисть, любят пошалить с людьми, попугать их, часто пристают к пьяным, требуя работы, и, вообще, черти стараются появиться везде, где намеренно или случайно произнесут их имя. Если человек балуется с веревкой, решив напутать близких сценой подготовки к повешению, то будьте уверены - черт уже рядом. И он не упустит возможности выбить опору из под ног человека, даже если тот вовсе и не собирался расставаться с жизнью. Так что, не надо играть с огнем: чревато !

Бывает, что черти воруют детей, подменивая их чуркой или поленом. Боятся же черти многих вещей: креста, молитвы, поминания Бога, благословения, крика петуха, крепкой брани в их адрес. Они так же не могут переступить через круг, который очертит с молитвой вокруг себя человек, защищающийся от них. ОБОРОТЕНЬВ русской мифологической традиции оборотень представлен не так, как мы его видим в западных фильмах ужасов: человек, превращающийся помимо своей воли в часы полнолуния в волкообразное чудовище и отправляющееся на поиски жертвы. В представлениях русских оборотнями считались две категории людей: к первой и основной относились ведьмы и колдуны, владеющими секретом превращения в различных животных и в неодушевленные предметы. В древней Руси таких людей называли волкодлаками, поскольку чаще всего они обращались именно волком. Прямого вреда такие оборотни людям не наносили. Лишь изредка они пугали людей своим неожиданным появлением в каком-либо месте, или перебегали дорогу перед повозками и упряжками, путая при этом коней, которые после этого могли понести и опрокинуть телегу. Каждый такой оборотень обладал своим способом превращения в другое существо. Наиболее распространенный из них - прыжок через нож, воткнутый в какой-либо пень. Как же отличить настоящее животное от оборотня? Это можно сделать, посмотрев на его отражение в воде или зеркале - там всегда отразится человеческий образ. Тем же способом можно определить и вторую категорию оборотней - людей, превращенных в животных колдуном или ведьмой в качестве наказания за что-либо. Такие оборотни не могли самостоятельно вернуть себе человеческий облик, и всю свою надежду на это они возлагали на других колдунов и ведьм, способных с первого взгляда понять, кто перед ними находится на самом деле: оборотень или настоящее животное.

ЗМЕЙ Или - Огненный Змей. Или - Змей Горыныч. Говорят, что Змей или черт в облике Змея летает к женщинам, оплакивающим своего мужа или близкого ей человека. Змей принимает облик мужа, ушедшего на войну, погибшего сына, умершей матери и т. п. Если Змей принимает облик мужа, то он как правило принуждает женщину к сожительству. А огненным его называют за то, что будучи разоблаченным, он рассыпается снопом искр. Жители деревень даже могут видеть летящего змея, но не могут знать, к кому именно он летит. Если ночью видят падающую звезду, считается, что это летит Огненный Змей. В таких случаях говорят: Аминь, аминь, рассыпься! В русских народных сказках образ огненного змея постепенно сливается с образом Дракона. Результат - появление драконообразного Змея Горыныча, как правило, трехголового, но часто количество его голов колеблется от одной до ста. Убить его можно только волшебным мечом, если, конечно, он не прикончит тебя первым - ведь он обладает способностью изрыгать страшное пламя и облака дыма. К тому же, Змей Горыныч очень хорошо летает.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе была сделана попытка ответить на такие основные вопросы:

    Что такое фантастика?
    Как взаимодействуют между собой фантастика и миф?

Что приобретает фантастическая литература с включением в нее мифологического ? Что из себя представляют основные представители мифологий разных стран мира? Ответу на первый вопрос была посвящена первая глава этой работы, где мы попытались определить само понятие фантастики, проследили историю развития фантастической литературы, посмотрели, с какими трудностями она сталкивалась и как находила выходы из возникавших проблем. Мы увидели в чем заключается разница чистой и научной фантастики и есть ли принципиальные отличия между фантастической и художественной литературой. Кроме того, мы попробовали аргументировано доказать и показать, какие качества приобретает произведение с включением в него необычного.

Вторая глава посвящалась ответу на два следующих вопроса. В качестве примеров, были разобраны четыре произведения молодых российских писателей-фантастов: Елены Грушко, Павла Климешова и Олега Корабельникова. Особенность их работ в том, что они включили в число своих персонажей различные мифологические существа:

оборотней, леших, домовых, русалок и т. п. Что приобрело каждое произведение с включением в него подобного персонажа ? Насколько гармонично влился миф в фантастический сюжет? На все эти вопросы мы ответили во второй главе. Чтобы более ясно представлять себе, насколько широк мир мифологических существ, насколько богата фантазия народов разных стран - был составлен своеобразный бестиарий (или мифологический зоопарк), явивший собой третью часть этой работы.

    БИБЛИОГРАФИЯ

1. Медноволосая девушка /Калмыцкие народные сказки. -М. : Наука, 1964. - 250 с. 2. Сказки и мифы народов Филиппин. - М. : Наука, 1975. - 267 с. 3. Сказки Мадагаскара. - М. : Наука, 1965. - 305 с.

    4. Сказки и мифы Океании. - М. : Наука, 1970. - 215 с.
    5. Сказки Центральной Индии. - М. : Наука, 1971. - 654 с.
    6. Норвежские сказки. -М. : Худож. лит. , 1962. - 295 с.
    7. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым:
    Сборник. - М. : Худож. лит. , 1989. - 398 с.

8. Золотая птица / Сказки народов Востока. - М. : Московский Рабочий, 1989. - 457 с.

    9. Махабхарата. - М. : Худож. лит. , 1974. - 600 с

10. Синдбад-мореход / Избранные сказки, повести и рассказы из "Тысячи и одной ночи". - М. : Правда, 465 с.

11. БОРХЕС Хорхе Луис Книга воображаемых существ// в кн. Цех фантастов 1991. М. : Московский Рабочий, 1991. - 340 с.

    12. ГОМЕР Иллиада. - М. : Просвещение, 1987. - 566 с.
    13. ГОМЕР Одиссея. - М. : Просвещение, 1987. - 633 с.

14. ГОРОБОВСКИЙ А. А. Иные миры. - М. : Общество по изучению загадок Земли, 1991. 206 с.

15. ГОРОБОВСКИЙ А. А. Тайная власть, незримая сила. -М. : Общество по изучению загадок Земли, 1991. - 214 с.

    16. ГРУШКО Е. А. Венки Обимура. - М. : Молодая гвардия,
    1990. - 350 с.
    17. ГРУШКО Е. А. Голубой Кедр, - М. : Молодая гвардия,
    1989. - 276 с.
    18. ДАНТЕ Божественная комедия. -М. : Худож. лит. ,
    1974. - 480 с.
    19. ГУРЕВИЧ Г. И. Беседы о научной фантастике. - М. :
    Просвещение, 1991. - 158 с.

20. ДОЛГУШИН Ю. Генератор чудес. - М. : Худож. лит. , 1972. - 346 с. 21. ДРУЦ Е. , ГЕССЛЕР А. Сказки цыган СССР. - М. : Наука, 1991. - 461 с. 22. ЗАБЫЛИН М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. : Книга Принтшоп, 1990. - 330 с.

23. ЗИНОВЬЕВ В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. - 415 с.

    24. КЛИМЕШОВ П. Лесоша. - Сб. : Звездный наездник. - М. :
    Молодая гвардия, 1990. - 100 с.

25. КОНАН ДОЙЛЬ А. Маракотова бездна. - Собр. соч. в 10 томах, Т. 7. - М. : Слог, 1994. - 480 с.

26. КОРАБЕЛЬНИКОВ 0. Башня птиц. - Сб. : Час оборотня. -М. : СП Вся Москва, 1990. 250 с.

27. ЛУКИАН Фарсалия // Избранное. - М. : Худож. лит. , 1987. - 668 с. 28. НЕЙХАРДТ А. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М. : Правда, 1987. - 424 с.

29. ПАРНОВ Е. Фантастика в век НТР. - М. : Знание, 1974. - 125 с. 30. ПИЩЕНКО В. Замок Ужаса. - Сб. : Замок Ужаса. - М. : Молодая гвардия, 1991. - 380 с.

31. ПУШКИН А. С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. - Соб. соч. в 3 т. , Т. 1. - М. : Худож. лит. , 1985. - 375 с.

32. СВИФТ Дж. Путешествия Гулливера, - М. : Детск. лит. , 1974. - 308 с. 33. ТОЛСТОЙ А. Н. Аэлита. - М. : Худ. лит. , 1972. - 235 с.

    34. ТОЛСТОЙ Л. Н. Война и мир. - М. : Просвещение, 1970.

35. УИНДЕМ Джон Когда Кракен проснется. - М. : Правда, 1988. - 272 с. 36. ГЕТЕ Фауст. -М. : Худож. лит. , 1980.

    37. ФЛОБЕР Г. Искушения святого Антония. - Т. 2. - М. :
    Просвещение, 1971. - 312 с.

38. ЧЕЛЛИНИ Б. Жизнь Бенвенуто Челлини. - М. : Худож. лит. , 1987. - 263 с. 39. ЧОСЕР Д. Кентерберийские рассказы. - М. : Правда, 1988. - 308 с. 40. ЧУЛКОВ М. Абевега русских суеверий. - Сб. : Восьмой виток спирали. - М. : Молодая гвардия, 1990.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.