РУБРИКИ

Фантастика и миф: мифологические образы в современной фантастике - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Фантастика и миф: мифологические образы в современной фантастике - (диплом)

p>Но Михайла не может помочь девушке, видя, что это ее судьба. Однако, стремясь хоть что-то для нее сделать, советует сходить к ворожейке Ульяне, что недавно поселилась у истока Обимура. Наталья уходит, а вслед за ней в избушку стучится знахарь Ерема, придя с просьбой помочь ему овладеть в ночь на Ивана Купалу жар-цветом папоротника. Михайла понимает, что этот цветок может дать огромную власть над миром чудес всякому, в чьи бы руки он ни попал. Но темна душа у Еремы и нечисты руки, да и "добро" его - грязное. Колдун отказывает ему в помощи, и Ерема, в отместку, обещает очернить его в глазах жителей деревни.... В Ивановскую ночь Михайла передает Егору все свои знания о чудесных свойствах лекарственных растений. Ерема же, воспользовавшись тем, что на одном из крестьянских дворов умер конь -главная опора любого хозяйства, обвиняет в этом колдуна, подбивая хозяина двора Митрея учинить над ним расправу. Егор, получив все знания колдуна, гуляет по лесу, где становится свидетелем празднования Купальской ночи. Видя, как молодые девушки радостно прыгают через костер, как пускают по реке свои венки со свечами, Егор оказывается настолько захвачен этим действом, что, будучи не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами, прыгает в реку с обрыва и опускается на водную гладь уже пышным и душистым венком.

Одновременно со всем происходящим на Земле, на планете Делавария решается вопрос о разрешении контакта КУРАТОРА и ИЗГНАННИКА, чтобы напомнить последнему, кто же он есть на самом деле. Егор к этому моменту вновь обращается человеком, после того, как его еще в виде венка вытаскивает из воды Леший. От него Егор узнает, что ведунья Ульяна появилась в этих краях в то же время, что и он Егор. Юноша требует отвести его к Ульяне, но тут прилетевший филин - слуга Лешего - приносит весть о том, что случилась большая беда: жители деревни сожгли избушку Михайлы вместе с ним самим. После гибели колдуна Егор решает все же найти Ульяну. Отправившись

к ней, он неожиданно вступает в контакт со своим Куратором, и с первых же секунд этого контакта вспоминает, что является Изгнанником, свое преступление и назначенный ему срок ссылки. Дополнительно ему сообщают, что на Земле так же есть еще один Изгнанник, и что Егору дарована способность трех превращений, одно из которых Егор уже так необдуманно использовал. Причем, последнее обращение - необратимое.

Как бы то ни было, а ему надо было выходить из леса и идти к людям. По дороге в деревню на Егора "нападают" дочери Иродовы - двенадцать сестер-лихорадок. Но поняв, что он не настоящий человек, отступаются. А догадавшись, что Егор идет в деревню, просит позвать их туда, как только ему совсем плохо среди людей станет.

В деревне Егора приняли хорошо –(он нанимается работать пастухом). Поочередно ночуя в разных избах юноша узнает, что в доме Савватия-гончара медленно умирает дочь - Наталья. Узнает он и о том, что эта девушка все же обратилась к Ульяне и с тех пор не выходит из дома. Ее отец просит Ерему исцелить дочь, и тот, назначив за это огромную цену, обещает ее вылечить. Решив посмотреть на работу знахаря, Егор тайком пробирается ночью в дом гончара. Как только знахарь начинает произносить заклинания, в избе появляется Ульяна:

    "- Тише! - велела гостья. - Болящую побеспокоишь.
    - Коли не померла, так спит! - отмахнулся Ерема.

- Вот как? .. А тебе и горя мало? .. Для чего ж ты здесь туман наводишь, слова попусту сыплешь ?

- Так ведь народишку лишь бы звенело погромче, да блестело поярче, да гремело пострашнее.... "

Ульяна прогоняет Ерему, прекрасно понимая, что он никогда не вылечит ни одного человека. Тот, убегая, сталкивается с Егором и, испугавшись еще больше, бежит будить Митрея и всех остальных.

Тем временем Ульяна старается отговорить Наталью от желания умереть, но та уже не находит сил, чтобы вернуться к жизни. Все ее мысли заполняет неизлечимая тоска по Ивашке. Подойдя к окну, Наталья замечает спрятавшегося Егора: ей кажется, что это ее возлюбленный Иван, и она из последних сил зовет его. Егора переполняет такая жалость к бедной девушке, что он обращается Иваном и влетает к ней в окно. Наталья умирает у него на руках, счастливая тем, что ее любимый был с ней рядом в последнюю минуту. После смерти Наташи Ульяна советует Егору поскорее принять свой нормальный облик и уходить: она чувствует, что Ерема уже поднял на ноги всю деревню и что их сейчас обвинят в душегубстве. Но Егор, потрясенный тем, что Ульяна знает его тайну, не уходит, и ворвавшаяся в дом толпа хватает их обоих. Ерема обвиняет их в смерти девушки и призывает народ казнить их.

Ульяна пытается образумить толпу, но люди слепо идут на поводу у Еремы. Знахарь предлагает их покоренить - затолкать их под корни оттянутого от земли дуба и отпустить дерево. Страшная древняя казнь! Толпа бросается выполнять задуманное, но в последний момент на помощь приходит Куратор Егора: на дуб падает ослепительно синий луч света с неба. А когда свет рассеивается, люди увидели, что под корнями дуба уже никого нет.

Спасшийся чудесным образом Егор, в ярости на людей, бежит в лес и призывает сестер-лихорадок войти в деревню и расправиться со всеми ее жителями.... На защиту деревни встает Ульяна: под ее чарами изо всех домов деревни выходят спящие женщины и совершают древний обряд, создающий непроходимый заслон для дочерей Иродовых. Болезни отступают от деревни.

Затем автор проводит нас вместе с Егором через 250 лет его жизни на Земле: через войну 1812 года, через Гражданскую и Великую отечественную войны, останавливаясь подробнее на 1988 году. К этому времени Егор уже работает в лаборатории Экспериментального отдела НИИ лекарственных растений. Его сотрудница - Юля - так же сильно увлечена разведением целебных трав в искусственных условиях. Здесь же работают лаборанты Наташа и Иван -ассистенты Юли. Лаборатория Егора занимается также и вопросами генной памяти людей при взаимодействии их с генной памятью растений. Особенно яркие результаты достигаются в случаях, когда предки испытуемого жили в этих же краях. Однако, в высших кругах власти уже назревает решение построить на месте лекарственных плантаций завод по производству минеральных удобрений. Для окончательного решения этого вопроса в лабораторию Егора Белого направляют комиссию из трех человек: корреспондента газеты "Вперед! " Еремея Голавлева, главного инженера проекта Дмитрия Дубова и писателя Михаила Антонова. Знакомясь с лабораторией, они затрагивают тему опытов с памятью, и Егор предлагает им принять участие в эксперименте. Во время опыта Еремей Голавлев вспоминает все злодеяния знахаря Еремы во всех его последующих жизнях. Сперва он был знахарем, потом отравителем колодцев, доносчиком - наводил фашистов на русские деревни, спасая свою шкуру, и вот теперь он стал корреспондентом газеты "Вперед! ". Дмитрий Дубов вспоминает, как он, будучи мужиком Митреем, спалил по наущению знахаря Еремы избушку колдуна Михайлы, как в следующей жизни по доносу наводчика Еремки приказал взорвать старинную церковь вместе с запертыми в ней людьми, и многое другое. Писатель же Михаил Антонов вспомнил себя колдуном Михайлой, колодезником, монахом, погибшем во взорванной церкви.... После такого эксперимента Еремей и Дубов в категорической форме потребовали отдать им записи опыта, боясь, что об их прошлом узнают другие. Егор, получивший недавно, когда находился рядом с Юлей, сигнал о скором завершении ссылки, отказывает им. Тогда они обещают сделать все возможное, чтобы уничтожить лабораторию и плантации, и сдерживают свое слово: в газете появляется разгромная статья, где пишут, что Егор Белый сам признался в шарлатанстве своих опытов.... Но Егору уже все равно: его ссылка подходит к концу. Единственное, о чем он жалеет - ему так и не удалось найти второго Изгнанника. В это же время он наконец осознает, что уже давно полюбил Юлю.

В ночь на Ивана Купалу Егор приходит к лесу на берег Обимура. В эту ночь его должны забрать с Земли. Там, неожиданно для Изгнанника, на связь с ним выходит его Куратор, пытающийся предостеречь его от принятия неверного решения. Но Егор не слушает его: он видит Юлю и бросается к ней, чтобы попрощаться навсегда.... И в этот момент ослепительный луч падает с неба. Но не на Егора, а на Юлю! Она исчезает. И только тут Изгнанник понимает все до конца. Юля, Ульяна - это она все это время была тем самым Другим. И сигнал, принятый им, предназначался не ему, а Юле. Она всегда была рядом с ним, но он так и не угадал в ней другого Изгнанника, хотя она поняла, кто он, еще в комнате умирающей Натальи. Но это значит, что закончился срок не его, а ее ссылки, а ему предстоит прожить здесь еще 250 лет! Такого Егор уже не сможет выдержать, и он решает использовать свое последнее - необратимое превращение. Он обращает себя в огромное поле целебных трав. ".... - Да, - подумал Изгнанник, поднимая ясные глаза плакун-травы к небу, где жили звезды своей свободной сверкающей жизнью. - Я бы предпочел стать на берегу Обимура тем златоглавым храмом, что воспарил к облакам, и навеки отразиться в его водах, но.... рано, еще рано! Люди еще не готовы к этому чуду. Зато мне - двести пятьдесят лет, не увядая, не сникая.... Эти, Ерема да Митрей, со своим заводом.... начнут поливать меня ядами, терзать железом, палить огнем. Я это выдержу! На то и Кураторы, чтобы оберегать ссыльного Изгнанника! Ох и засуетятся на Делаварии! Ох и диво будет на Земле! .... Двести пятьдесят лет будут зеленеть и цвести поля лекарственных трав, и никакая сила не прекратит их роста и цветения. А потом.... ну, потом, может быть, люди одумаются? Все-таки я даю им так много времени! "

В этом кратком пересказе повести "Венки Обимура" мы видим сразу три трактовки темы оборотня: 1) мифологическую, 2) духовную и 3) фантастическую. К мифологической трактовке, безусловно, можно отнести превращения колдуна Михайлы в волка, где автором соблюдаются все условия для введения этого персонажа в повесть из народных мифологических рассказов. Какие же это условия? Во-первых, он живет в лесу, в одиночестве. Вся его компания - это звери, птицы, да всякая лесная нечисть. Все контакты с людьми у него сводятся лишь к тому, что те сами приходят к нему в случае крайней нужды, когда все другие пути к помощи или удовлетворению своих желаний уже испробованы и оказались бесполезными. Во-вторых, этот персонаж - колдун, травознай, то есть человек, причастный к древним знаниям и обладающий навыками чародейства, в-третьих, о нем упорно поддерживаются недобрые слухи, что, впрочем, свойственно жителям любой деревни, где есть колдун или ведьма. В-четвертых, он обладает способностью оборотня превращаться в волка и имеет свой способ превращения. В этой повести колдун оборачивается волком во время прыжка через нож, воткнутый в осиновый пень. То есть почти все совпадает с традициями русского мифологического рассказа. Но есть в этой повести и отличительная черта у оборотня Михайлы, причем очень существенная. В "Венках Обимура" колдун не сотворил ни одного недоброго дела. Всю свою жизнь он нес людям только добро. Даже видя, как Митрей с Еремой поджигают его избушку, как Ерема на его глазах вытаскивает из пня нож и швыряет его в пылающий дом, навсегда, тем самым лишая Михайлу возможности опять принять человеческий облик, даже тогда он не причиняет им никакого вреда, хотя его клыки вполне могли разорвать их обоих. Колдун и Егора Белого учил тому же, но тот не смог сдержать своей ярости на деревенских жителей после того, как его хотели покоренить. Ульяна же, знакомая с Михайлой, оказалась более способной принять философию старика: она не только спасает деревню от насланных туда Егором сестер-лихорадок, но и спасает подлого и завистливого Ерему от расправы спящих баб, закрыв его своим телом. Колдун не только творит добро, но и старается делать это добро действительно добрым. Ведь знахарь Ерема тоже несет какую-то пользу людям. Но его добро злое, так как творится за счет причинения зла кому-то другому. В каждом таком "добром" деле Ерема стремится извлечь для себя максимальную выгоду, в отличие от Михайлы и Ульяны, чья помощь всегда была бескорыстной. Эта вот истинная доброта и отличает образ Михайлы от описываемых в мифологии оборотней. Но для чего же был введён образ колдуна-оборотня в эту повесть ? Только ли для того, чтобы усилить эффект приближенности произведения к народному мифологическому рассказу? Уверен, что автор использовала этот образ не просто как элемент народных преданий, но как неотъемлемую часть конфликта между Михайлой и Еремой. И здесь мы уже подходим к духовной трактовке темы оборотня. Оборотень Михайла с чистой душой и стремлениями делать истинное добро противопоставляется человеку Ереме, наделенного душой подлинного оборотня, готового пойти на любую подлость ради собственной выгоды. Недаром, после прочтения "Венков Обимура" невольно задаёшься вопросом: а кто же из них действительно оборотень? Формально - Михайла. А духовно? Или другой вопрос: а что страшнее - быть оборотнем физически или морально ? Мне кажется, что выбор правильного ответа на эти вопросы не представляет здесь большой трудности. Что касается фантастической трактовки темы оборотня, то здесь мы рассмотрим образы Изгнанников: Егора и Ульяны. И начнем, пожалуй, с Егора. Как мы уже знаем, он не является человеком в полном смысле этого слова. Его родина - далекая планета Делавария, и мы не знаем, как выглядят делаварцы и сильно ли они отличаются от землян. Впрочем, это и не так важно. Гораздо важнее здесь другое: какой результат дала для Изгнанника его ссылка на нашу планету. Чему научился он, прожив среди людей 250 лет? Как мы видим, этот срок не прошел для Белого даром. Он, обреченный все свое земное существование иметь дело с лекарственными травами, осознает, какую потенциальную силу имеют эти растения, насколько важно не забыть древние знания и умения народа, теряемые нами все больше из года в год. Егор становится связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим жителей Земли, которым природа дала все необходимое для здорового существования, и которые все более удаляются от нее, забывая драгоценные знания своих предков. Изгнаннику дается крепкое человеческое тело, расчитанное на исправную работу в течение всего срока ссылки. Кроме того, он получает право на три превращения по своему желанию. В этом он уступает колдуну Михайле и, одновременно, превосходит его. Уступает Егор в том, что колдун может превращаться в волка любое количество раз, имея под рукой лишь нож и осиновый пень. А превосходит - в том, что Егор может обернуться не только в волка, как Михайла, но и во все, что угодно.

Кстати, в том, как использует Егор свое право на три превращения, мы можем проследить эволюцию его отношения к людям, рядом с которыми ему пришлось жить. В первый раз Егор оборачивается венком и испытывает от этого радость и счастье, то есть первое превращение он тратит исключительно для своего удовольствия. Затем он обращается Ивашкой - возлюбленным умирающей Натальи. И делает он это из глубокого сострадания к девушке. И хотя это не помогло спасти ей жизнь, он смог облегчить предсмертные страдания Наташи. Она умирает спокойно, и второе обращение Егора приносит облегчение человеку в последние минуты его жизни. А через 250 лет Изгнанник решает использовать свое право на третье, необратимое превращение. Обернувшись полем целебных трав, он использует оставшуюся ему половину срока ссылки для того, чтобы дать людям шанс осознать свою неправоту в отдалении их от природы, понять всю пагубность их стремлений губить ее в своих недальновидных интересах. Егор понимает, на какие страдания облекает он себя таким поступком. Ведь нынешние Ерема и Митрей сделают все возможное для уничтожения этого поля. Тем не менее Изгнанник использует свое последнее превращение, стремясь максимально помочь людям.

Ульяна. В отличие от Егора, о ней нам известно не очень много, лишь то, что она так же сослана на Землю и на тех же правах, что и Белый. Мы не знаем, в чем ее вина перед народом Делаварии, но видим, что она, как и Егор, весь свой срок проводит в работе с лекарственными растениями. В повести она лишь дважды использует свое право на превращение: в первый раз - чтобы избежать смерти под корнями дуба, во второй - поднимая спящих баб на защиту их деревни от сестер-лихорадок. Оба раза Ульяна оборачивалась совой.

Автор не указывает нам, каким именно образом меняли Изгнанники свой облик. Судя по тексту, можно предположить, что им было достаточно лишь сильно этого захотеть. Для автора гораздо важнее было показать читателю не то, каким именно образом происходило превращение, а то, для чего это делалось ими. Напоследок давайте вспомним, что приобретает сюжет произведения с включением в него фантастических существ? Во-первых, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ. В чем она выражена в этой повести? В том, что среди персонажей мы сталкиваемся не только с инопланетянами, принявшими облик человека, но и с земным чудом - оборотнем. Во-вторых, НАГЛЯДНОСТЬ. Это особенно хорошо видно в резкой контрастности противопоставления знахаря и колдуна: человек с душой оборотня и оборотень с душой человека. Мистичность образа Михайлы гораздо сильнее позволяет читателю разобраться в сущности Еремы, подводит читателя к ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ВЫВОДАМ: оборотень, оказывается, может быть гораздо человечнее некоторых людей; а природа, от которой мы все больше и больше отдаляемся, даже на далекой планете Делавария ценится и бережется, что заставляет нас серьезно задуматься над своим отношением к нашей матушке-Земле.

Елена Грушко, конечно, не единственная писательница, включившая в свои произведения тему оборотня. Кроме нее, эту темы использовали десятки других писателей-фантастов, многие из которых уже обрели мировую известность. Это и Клиффорд Саймак ("Принцип оборотня", "Почти как люди"), и Эрик Фрэнк Рассел ("Будничная работа"), Василий Звягинцев ("Одиссей покидает Итаку"), Любовь и Евгений Лукины ("Когда отступают ангелы"), Виталий Пищенко ("Замок Ужаса") - и многие другие отечественные и зарубежные авторы. Несомненно, эта тема является не менее разработанной, чем такие широко известные в фантастике темы, как нашествия инопланетян или путешествия во времени. Гораздо реже в фантастической литературе можно встретить использование таких персонажей, как домовые, тролли, русалки, гоблины и т. п.

    ТЕМА “ВТОРЫХ”

Сразу же может возникнуть вопрос: а почему, собственно, "вторые"? Что это значит? Ответить на этот вопрос достаточно просто. Дело в том, что на Руси еще со времен язычества сохранилось деление языческих богов на "первых" и "вторых". К "первым" наши предки относили верховных богов. Вот некоторые из них: БЕЛБОГ- добрый бог; имел кровавый образ, покрытый множеством мух. Мухи обозначали его питателем всех тварей.

    ДАЖБОГ - добрый бог богатства, податель благ.

ДОГОДА - бог-производитель ясной погоды с тихим и приятным ветром. РАДЕГАСТ - бог-защитник городов.

ПЕРУН - самый главный бог наших предков, владыка грома и молнии, дождя и облаков, и всего остального, что относилось к небу.

    ЗИМЦЕРЛА - богиня зари.
    ЛАДА - богиня любви, браков и веселья.
    ЛЕЛЬО - бог воспламенения любовной страсти, сын ЛАДЫ.
    ДИДО - бог отвращения любви, брат ЛЕЛЯ.
    СВЯТОВИД - бог солнца и войны.
    ЛЕДА - бог войны.
    СИБА - богиня плодородия.
    ТУР - бог сладострастия и чревоугодия.
    ЦАРЬ МОРСКОЙ - бог, владыка морей и всех морских животных.

ЧУР - добрый бог-хранитель межей и пашен. Имел самую большую власть над чертями. ЧЕРНОБОГ - бог смерти, живущий под землей.

Конечно, это далеко не полный список языческих богов. Кроме приведенных здесь, есть еще много других божеств: Услад, Ягая Баба, Золотая Баба, Тригла, Семаргл, Стриба, Зевана, Сильный Бог, Корс, Ния, Полкан и многие другие, которые так же относились к числу "первых".

    Но кого же почитали на Руси как "вторых"?

"Вторыми" были все второстепенные божества, которые первоначально осознавались людьми в виде душ природы. Как мы уже говорили, древние славяне считали, что душами обладают не только люди, но и животные, птицы, леса, поля, реки, болота, и т. д. Позже, все души природы постепенно перевоплощаются в "хозяев" и "хозяек", получая при этом и свои характерные облики. Так появляются хозяева лесов - лешие, домов - домовые, рек -русалки и водяные и т. д. "Вторых", как и "первых", очень много /мы даже посвятим им отдельную часть этой работы/. Но вернемся к использованию темы "вторых" в фантастической литературе. Как уже отмечалось, эта тема редко затрагивалась писателями-фантастами. Почему-то считается, что таким персонажам должно быть место только в сказках, легендах, преданиях, и уж никак не в современной литературе. Но, к счастью, не все писатели придерживаются такого мнения. Например, Клиффорд Саймак -американский фантаст - посвятил подобным существам /троллям, гоблинам, баньши и др. / такие книги, как "Заповедник гоблинов", "Братство талисмана". Не менее известны работы еще одного американского писателя -Джона Р. Р. Толкина: "Хоббит, или Туда и обратно", трилогия "Властелин Колец". Все эти книги сразу же получили широчайшую известность во всем мире.

Есть такие авторы и у нас. Поэтому в этом разделе я предлагаю познакомиться еще с одной работой Елены Грушко - повестью "Голубой кедр", а так же с рассказом Павла Климешова "Лесоша" и повестью "Башня птиц" Олега Корабельникова. В уже рассмотренной нами работе Е. Грушко "Венки Обимура" читатель уже столкнулся с представителем "вторых" - Лешим. Там он был другом колдуна и Егора, хозяином своего леса. И хотя в народе считается, что лешие не очень любят людей и часто играют с ними злые шутки, здесь Леший отказывается помочь Егору погубить всех жителей деревни Семижоновки. За время дружбы с Михайло Леший многому у него научился, и он так отвечает разгневанному Егору: ".... Да разве человек пожелает беды и пропасти целому миру? ! Михайла никому зла не делал, и я не сделаю. " Не может он помогать в таких делах. А вот лес свой он очень любит и лелеит. Когда, через двести с лишним лет, люди решают занять большой участок леса под строительство пионерского лагеря и начинают вырубать некоторые деревья, чтобы освободить место под дома, Леший показывает свой несговорчивый в этом вопросе характер: вывороченные с корнями деревья непонятным для людей образом возвращаются на свои места. Напутанные этим люди решают эту возникшую проблему по-своему: они просто подгоняют мощную строительную технику и сносят все деревья на выбранном участке. Однако, Леший не собирается признавать свое поражение: первая же смена в этом лагере оказывается и последней. В течение всего периода отдыха через лагерь проносились тучи жуков, комаров и других насекомых, впрочем, не причиняя детям никакого вреда, но сильно пугая их вожатых. Но и это не все: ".... Вернулись ребята домой - словно бы не прежние дети, а обменыши. Плачут, по ночам деда какого-то кличут, взрослых бранят, что лес свели.... " Лагерь в конце концов сносят, а на этом месте разбивают плантации лекарственных растений Экспериментального Отдела НИИ лекарственных трав.

Не удивительно, что леший всеми силами защищал свои владения - ведь для него самой большой бедой может быть только гибель своего леса.

А вот как описывает Лешего Павел Климешов в своем рассказе "Лесоша".... Впрочем, лучше идти по порядку. Ознакомимся сначала с сюжетом рассказа. "Лесоша"

Действие рассказа происходит в наше время, в небольшом городе Тихогорске. Работник РСУ Иван Шибаев по дороге на работу заступается в автобусе за школьницу, к которой пристает один верзила. Тот выслеживает, где работает Иван, и приводит с собой еще двух громил, чтобы отомстить. Иван, понимая, что с тремя такими ему точно не справиться, спасается бегством через городскую рощу, где преследователи теряют его. Однако, Иван и сам теряет ориентировку и до темна блуждает по лесу. Рядом с оврагом, в котором он спасся, Иван видит старичка, который жестом показывает ему направление к дому и.... исчезает. Иван запоминает это место и утром вновь приходит туда, но никого там не встречает.... В этот же день у выхода из РСУ Ивана поджидают уже пятеро громил. Погоня повторяется, Иван опять уходит от них, спрятавшись в овраге, где затем снова видит старичка с серым волосатым личиком. Дома Иван догадывается, что его спас леший, но, боясь в это поверить, он вооружается старыми словарями, чтобы сравнить свои впечатления с тем, что говорят о леших в народе. К великому удивлению Ивана, все, что он оттуда выписал, почти полностью подошло к странному старичку. Окончательно поверив, что старичок -леший, Иван решает отблагодарить его за свое спасение от преследователей. Он покупает вина, хлеба, махорки и складывает все это в том же овраге. На следующий день Иван вновь встречается там с уже подобревшим после угощения лешим и знакомится с ним. Выясняется, что лешего зовут Лесоша, что он однажды спас подобным образом жизнь прадеду Ивана. С каждым днем Шибаев все больше привязывается к Лесоше, одновременно думая, как спасти его и лес: Иван знает, что городские власти решили протянуть через лес новую теплоцентраль и возвести там же гигантскую транспортную развязку. Приближается зима, и Лесоше скоро придется скрыться под землей до весны. А за это время оставшийся без защиты лес могут легко уничтожить. Тем временем, Лесоша, понимая, что скоро ему пора будет покинуть этот свет уже навсегда, решает взять себе в преемники Ивана - сделать из него молодого лешего, нового защитника леса: ".... Старик с трудом поднял голову и, томительно глянув на меня, спросил тихо: - Аз есьмь твой пестун. Так ли реку?

    Я торопливо кивнул.

- Наследовать мне дашь ли согласие ? Я пожал плечами. На что мне какое-то там наследство без Лесоши !

- Ты жив будешь - я жив буду. И леса-раменья отстоим. Я-то на исходе сил. Ты горяч, могуч вельми! Вместе-то мы.... Новая поросль взойдет-воспрянет, новый лесовик глазом поведет, из-за елки глянет, злодею путь завяжет, доброго человека чащобой оградит....

Я еще ничего не понимал. Но это его "вместе-то мы.... " заворожило меня. Все, что грело душу - родное, исконное, стародавнее! - заставило протянуть ему руку. - Завечен ты чадом моим! - возгласил Лесоша и, возложив на меня дрожащую десницу, хрипло заворожил: - Гей вы, силы подземны, крепи уремны, теми овражны, росные бражны! Аз, вещий Лесун, вам чадо несу!

    И мы провалились под землю! .. 1"

Так Иван становится наследником и преемником Лесоши. Заканчивается же рассказ двумя выдержками из местной газеты "Тихогорская правда". Первая, под рубрикой "Милиция просит помочь", содержит обращение к жителям города с просьбой помочь найти безвести пропавшего Ивана Александровича Шибаева. Вторая заметка более интересна:

    " ПРОИСШЕСТВИЯ "

"Несколько дней назад в одну из немногочисленных городских рощ, именно примыкающую к западному микрорайону, была доставлена строительная техника. Роща подлежала уничтожению, на ее месте планировалось сооружение дорожной развязки. Однако вчера рабочие сами, без наказа начальства, и даже без призывов партии "зеленых", зарегистрированной в нашем городе, вывели из рощи всю технику, наотрез отказавшись возвращаться к месту работ. По их словам, изгнала их из леса "сила нечистая", на сей раз имеющая облик не "заурядного" инопланетянина, а человека высокого роста (впрочем, сведения о росте незнакомца расходятся: некоторые говорили, что он крошечный, размером с чахлый кустик), зеленоглавого, с буйными зелеными кудрями, который то появлялся из-за по-весеннему (это в октябре-то! ) буйно распустившихся деревьев, то проваливался сквозь землю.... " Как мы видим, в этом рассказе всего лишь два действующих лица: Шибаев и Лесоша. Автор описывает лешака практически в полном соответствии с его народными прототипами. Но и здесь Лесоша оказывается добрее своих "соплеменников": спасает людей и, что самое невероятное, делает человека своим преемником (пусть даже обратив его в молодого лешака). Такого мы не встретим ни в одном мифологическом рассказе! Это уже чисто фантастический прием автора, идущий в полный разрез с народными преданиями. Ведь нечистая сила, как правило, старается не допускать людей к своим секретам, и с удовольствием развлекается, подшучивая над ними. У этого же лешего практически нет никакого желания шутить над жителями города, зашедшими в лес. Все помыслы его связаны с сохранением городской рощи - той малой части, оставшейся от прежних его лесных владений. Кроме того, лешак чувствует приближение смерти и стремится не оставить рощу без хозяина. Иван, став лешим, теряет все, что он имел будучи человеком. Но приобретает все знания и умения нечистой силы. Что с ним будет дальше, мы не знаем.

    "Голубой кедр"

Следующая представляемая здесь работа - повесть Елены Грушко "Голубой кедр". Корреспондент одной из газет Николай Лебедев просыпается утром от звонка в квартиру. Через открытую им дверь неожиданно вбегает кошка, превратившаяся на кухне в старика довольно необычного вида. Незнакомец представляется дедушкой-суседушкой, затем внезапно прикрывает лицо Николаю своей мохнатой ладошкой, и тот теряет сознание. Очнулся Николай в тайге, в одном из домов заброшенной деревни. У порога он встречает того же старичка и еще одного незнакомца. Постепенно выясняется, что оба они - домовые, только один из них -русский, а другой - нанайский дзе комо (душа дома). Они начинают объяснять, почему Николай оказался в тайге. Дзе комо говорит: "—Я камлал, в большой бубен бил, у костра плясал, как шаман все равно. Духи сказали: в каменном стойбище русский Мэрген-богатырь живет, он поможет. Душа у него чистая, он увидит и поверит.... Он сохранит дерево Омиа-мони от.... 1" - Но договорить он не успевает - к деревне приближается автомобиль. Домовые спешно скрываются в тайге, а Николай бежит навстречу машине. Водителем оказывается его знакомый, кинооператор со студии телевидения Игорь Малахов. Выслушав Николая о том, как он сюда попал, Игорь особенно не удивляется его словам: он и сам иногда сталкивался с подобными чудесами. Кинооператор говорит, что собрался идти к кедру, не вдаваясь при этом ни в какие подробности. Николай идет с ним. В течение дня они идут по тайге, но к вечеру неожиданно выходят к той же заброшенной деревне, откуда они ушли утром. Игорь злится, обвиняя Николая в том, что если бы он не увязался за ним, то местной нечисти не удалось бы "завязать" ему дорогу. Позже Игорь рассказывает, что два года назад он, блуждая в лесу, наткнулся на необычный кедр - символ жизни всей тайги. В прошлом году он вновь пытался найти его, но ему помешали домовой и его супружница - кикимора. Поэтому в этот раз Игорь готов пойти на все, что бы прийти к тому дереву и заснять его на пленку. Игорь уверен, что эти уникальные кадры принесут ему мировую известность. Он же объясняет Николаю, что в нанайских сказках этот кедр называют Омиа-мони (Дерево Душ). Утром Игорь решает идти к кедру руслом реки: такой путь никто не сможет запутать. На полпути Николай неожиданно проваливается в завал из деревьев. Игорь отказывает ему в помощи, объясняя, что если они провозятся здесь, вытаскивая его из завала, то он уже точно не сможет выполнить свой план заснять голубой кедр. Он бросает Николая, обещая вернуться через сутки. Но тут на выручку приходит домовой, который поднимает его из завала. Затем появляется дзе комо, и они все вместе отправляются кратчайшим путем к заветной поляне с деревом Душ. Придя туда, они застают там Малахова, обходящего всю поляну и снимающего все на кинокамеру. На стрекот работающей камеры на поляну начинают выходить потревоженные звери. К Малахову, словно желая познакомиться, медленно приближается тигрица с тигренком, и он, не выдерживая, хватается за ружье и стреляет. Тигрица падает замертво, а Малахов уже целится в тигренка , нажимает на спусковой крючок и.... пулю принимает на себя домовой, успевший выскочить из-за кустов и прикрыть собою малыша. Лебедев бросается на Малахова, но тот сбивает его с ног и поджигает сухую траву на окруженной зверями поляне. Вспыхнувший огонь отгоняет зверей, но и сам начинает перерастать в настоящий пожар. Лебедев бросается тушить пламя, подбирающееся к Голубому Кедру, а Малахов, позабыв обо всем, бегает за ним следом, исступленно снимая все происходящее. Николай с трудом гасит пламя....

"— Колька! - прохрипел Игорь. —Таких кадров не снимал еще никто! Никто! Ни.... - Его воспаленные глаза источали счастье, как гной. —Теперь я их.... Они меня узнают.... Эх, сейчас бы грозу! Жаль, что осень. Молнию бы в этот кедр, чтоб его никто и никогда больше не увидел. И только моя пленка.... " Услышав это, Николай потихоньку вынимает из рук задремавшего Игоря камеру и разбивает ее, успев перед этим засветить и все остальные пленки Игоря. Разбуженный этим Малахов, вне себя от ярости, "отключает" Лебедева ударом в горло, связывает его ремнем и начинает ломать сухие ветви стоящего неподалеку белого от паутины дерева и складывать их вокруг голубого кедра. "—Не я.... Так пусть его никто не увидит. Еще год? А потом не найти? .... Еще кто-то увидит.... Поналезут. Нет уж, проклятое.... Душу вынуло. Два года мечтал! .. Нет. Никому не дам. " Пришедший в себя Николай понимает, что тот хочет поджечь Омиа-мони. Погубить Дерево Душ! Но в этот момент Малахов падает, уткнувшись в охапку наломанных веток с белой паутиной, опутавшей под ветром его голову. Игорь умирает. Но что же могло его погубить? И тут Николай догадывается, что на заветной поляне должно находиться не только дерево жизни, но и дерево смерти. Именно его ветви ломал и складывал вокруг кедра Малахов. И это значит, что Дерево Душ может сейчас погибнуть так же, как это случилось с Игорем. Кое-как освободившись от ремня, Николай начинает разбрасывать ветви дерева смерти, но очень быстро слабеет и падает на землю. Он видит, что на поляне появляется дзе комо: ".... Кружась, словно в танце, дзе комо начал обходить поляну, и от его плавных движений вздымался ветер. Быстрее кружился дзе комо - и ветер усиливался. Он срывал с ветвей, со ствола голубого кедра, с липа и одежды Лебедева паутину, и она кружилась вокруг дзе комо. И вот уже белый смерч несся вокруг поляны. Внезапно вспыхнуло легкое голубоватое пламя - .... и в тот же миг не стало на поляне ни паутины, ни дзе комо. " Поляна очищается, из ствола кедра выходит душа тайги - Омсон. Она помогает подняться Николаю и.... в этот момент он просыпается в завале, весь продрогший от сырости. Он уже знает, что ему делать: стягивает с себя куртку, ползет по сделанной из нее веревке наверх. Он знает, что веревка сейчас соскочит, но ему помогут выбраться. Так и происходит. Веревка вновь натягивается. Но кто ждет его наверху? Домовой - как во сне? А если Игорь? Какой выбор поставит сейчас перед ним реальность? .. Николай высовывается из щели завала и.... просыпается в своей квартире, разбуженный звонком в дверь....

Вот так заканчивается повесть Е. Грушко "Голубой кедр". Интересный сам по себе сюжет. Не менее интересны персонажи. Эта повесть особенно необычна тем, что в нее включен не только наш, русский тип домового, но и его нанайский "коллега" дзе комо. Как он выглядит - мы можем узнать из самой повести: как и русский домовой Власий (так называли домовых на Руси), он небольшого роста и тоже живет вместе с людьми. Но есть у дзе комо и свои отличия: если домовые живут обычно за печкой, то дзе комо - в среднем столбе юрты; если домовые все имеют маленький рост, то рост дзе комо полностью зависит от благосостояния хозяев юрты: хозяин богатый - комо большой, хозяин бедный - комо маленький ; домовые почти сплошь покрыты густой мягкой шерсткой, дзе комо - просто уменьшенная копия старого нанайца.

А есть ли в этой повести что-либо необычное для таких мифологических персонажей? Да, есть. Дело в том, что "завязать" дорогу путнику в лесу может только леший или черти. Но чтобы это делали домовые! ? В мифологических рассказах русского народа такого не встречается. На Руси все "обязанности" и "права" нечистой силы достаточно строго распределены. Исключением из этого являются, пожалуй, только бесы (черти), которые иногда могут вести себя и как леший, и как домовой, и как водяной, и т. п. Автор оправдывает всю необычность действий Власия крайней необходимостью в этом. Они обязаны помочь Николаю спасти дерево жизни. Ведь домовой и сам говорит: "Разве ж наше, домовушек, дело по чащобе шастать, злодея гонять? " Логичнее было бы предположить, что этим должен заниматься леший.

В "Голубом кедре" перед нами опять встает проблема разрешения конфликта между Человеком и Природой. Люди отдаляются от нее, забывая, что обязаны ей своей жизнью и существованием. Позиция автора в этом вопросе ярко выражается через речь Власия и дзе комо, через их взгляды на современные отношения человека и тайги. В их словах - озабоченность тем, как сильно изменился в последнее время род людской, и не в лучшую сторону. Люди начали искать для себя выгоду во всем, к чему бы они не прикоснулись, и не останавливаются ни перед чем для достижения своих целей. Причем автор описывает жадность и стремление к наживе как постоянные свойства многих представителей человечества: душа тайги Омсон говорит: "—Все правда.... Все было.... один убивал жизнь тайги, другой закрывал ее собой. И так будет еще не раз. " То, что составило основу сюжета, видимо, уже случалось и, судя по словам Омсон, произойдет еще не раз. Но не так уж плохи люди, если среди них еще можно найти богатыря-Мэргена, готового защитить природу от посягательств других людей. И, возможно, не случайно этот богатырь оказался журналистом, корреспондентом одной из газет -ситуация, в которую он попал, дает ему возможность не на словах, а на деле доказать свою духовную близость тайге, выступить на ее защиту не на страницах печатных изданий, а в самом лесу. Интересен здесь и критерий, по которому выбор защитника падает на Николая: он не обладает сверхсилой, не умеет колдовать и творить чудеса, но у него есть одна важная способность - способность поверить в то, что он увидит, не отвергнуть сразу то, что другому покажется сказкой или полным бредом. Ведь люди боятся того, чего не могут понять и во что не могут поверить. Лебедев же принял все как есть, не пытаясь убедить себя, что все происходящее с ним - сон, что всего этого не может быть на самом деле лишь потому, что этого просто не может быть никогда. Таких людей, способных поверить, осталось очень мало: недаром Власий говорит, что все наши беды от того, что у людей не осталось веры. Человечество замкнулось в себе самом, не желая тревожить себя тем, что оно уже не может понять и во что оно уже не в состоянии поверить.

Как и остальные персонажи, Власий и дзе комо несут в этой работе некоторые функции. Вспомним слова домового: ".... Кто ж тогда помстится человеку темной ноченькой? Кто душу человеческую переполошит? Кто тайгу лицом к нему повернет, кто к сердцу ее тропку проложит? " И домовой, и дзе комо здесь - связующие звенья между людьми и тайгой. Они не потеряли своей связи с природой и, помимо этого, живут в непосредственной близости от людей, даже если последние этого и не замечают. Поэтому, кому, как не им, можно попытаться вернуть человеческий род к его истокам.

    "Башня птиц"

Герой повести Олега Корабельникова "Башня птиц" Егор (пожарный, защищающий тайгу от пожаров) оказывается отрезанным от людей стеной огня. От смерти его спасает сама тайга, решившая приоткрыть ему свои старинные тайны. Это оказывается нелегким испытанием для человека. Сначала на него нападает "хозяйка" таежной реки - Мавка: она наваливается на него, сонного, с требованием согреть ее ледяное тело. От верной смерти Егора спасает леший, заигравший на рожке и спугнувший Мавку.

Получивший таким образом допуск к таинствам тайги Егор встречается с таежным Дейба-нгуо (Сиротой-богом), который заставляет его лечить деревья и чистить воду рек. Сбежав от него, Егор находит приют у семейства леших, о чем он сначала даже и не догадывался. Лешие дают ему возможность поприсутствовать тайком на сходке обитателей тайги, где рассматривался вопрос "О сущности так называемого человека", его месте в природе, вреден он или полезен, и нужно ли и возможно ли с ним бороться. Мало приятного услышал Егор в эту ночь о себе подобных: ".... Как всем известно, человек есть существо замкнутое, не способное к метаморфозам, ограниченное во времени и пространстве. В отличие от нас, человек обособил себя и противопоставил природе. Уже тысячи лет идет борьба человека и природы, но в последнее время человек развил такие темпы наступления, что само существование живой природы, а значит и нас самих, стоит под угрозой полного истребления.... Самым большим заблуждением человека является то, что на всей Земле он только себя считает одушевленным и на основании этого не щадит природу, перекраивает ее на свой лад, используя ее только в своих интересах. Исходя из сказанного, предлагаю объявить человека вредным существом”1. Надо заметить, что все участники сходки согласились с этими аргументами. Затем Егору предлагают стать таким же, как и они, и, услышав отказ, просят не торопиться с ответом, не дождавшись праздника Ивана Купалы, который пройдет этой ночью. На праздновании Егор встречается со всеми представителями языческих верований: с ним беседует Перун, Белбог, Чернобог, Полкан, Ладо, Стрибог, Похвист и многие другие "первые" божества. С ними вместе веселятся и "вторые" кикиморы, лешие, домовые, овинники - словом, все те, кого принято называть нечистью. Вместе со всеми Егор пьет волшебный сок папоротниковых цветов и, наконец, принимает в себя душу тайги, душу живой природы, став ее частицей и обретя все ее особенные способности, свойственные обитателям леса. Сохранив облик человека, он изменяется внутренне. Неделю спустя его находят эвенки: Егор сидел на берегу реки и разговаривал с кем-то невидимым. Его приводят в стойбище, а затем переправляют самолетом на базу геологов.

Финал повести можно предугадать: "Лежал он в светлой комнате с тремя больными. Один из его соседей был Генералиссимусом Галактики.... " Но однажды, отдохнув, набравшись сил и поняв, что лежать в больнице ничего не делая для спасения природы по меньшей мере преступно, Егор, как-то ночью "разделил себя на стаю малиновок и вылетел в форточку, минуя яркие фонари. " Он вернулся в тайгу, ставшую ему новым домом.

Эта повесть интересна прежде всего обилием персонажей - языческих богов и божеств. Кроме уже названных участников празднования Купальской ночи Егор встречает уже знакомую ему Мавку, а также Мару, Полудницу, Обийников, очерепянников, болтников, жихарей и др. Описания этих мифологических существ соблюдается с предельной точностью.

В диалогах с мифологическими существами Егор защищает, как может, человечество, его созидательную деятельность, стремление заставить природу работать на себя. Но в глубине души он согласен с доводами нечисти, хотя и не признает этого в открытую. Егор не был готов взглянуть на людей со стороны, и именно в этом и хотят ему помочь обитатели леса. Егор превращается в первого ЧЕЛОВЕКА не отделенного от природы.

Но почему же у повести такое название - "Башня птиц"? Ведь ни о чем таком там не упоминалось.... Ответ прост: все объясняется в эпиграфе к этой повести– "Да, человек есть башня птиц,

    Зверей вместилище лохматых.
    В его лице мильоны лиц,
    Четвероногих и крылатых.
    И много в нем живет зверей,
    И много рыб со дна морей. "
    Н. Заболоцкий

Именно таким представлял себе человека автор этих стихов. Согласен с ним и Олег Корабельников. Главный герой его повести становится идеальным Человеком, вышедшим из вечного конфликта людей и природы и решившим таким образом эту проблему.

Итак, мы ознакомились уже со всеми работами. Теперь попробуем подвести итоги всему сказанному выше.

Было очень интересно читать работы молодых писателей-фантастов, не побоявшихся включить в число своих героев различных представителей народной мифологии. Во всех работах красной нитью проходит конфликт Природы и Человека, на фоне которого раскрываются и другие конфликты. Рассматриваемые в этих работах проблемы действительно являются насущными для современного человека. К решению таких проблем можно подойти только сообща, всем миром, постепенно снимая эти противоречия.

Основной своей задачей мы считали то, чтобы понять для чего автор включил в свое произведение то или иное мифологическое существо, какие функции оно там выполняло, какую смысловую нагрузку несло? И к чему же мы пришли? 1) С полной уверенностью можно сказать, что во всех произведениях мифологические персонажи играли роль основного связующего звена, некоего посредника между Человеком и Природой. Именно они открывают глаза людям на их ошибочность стремления к технократии. С помощью этих существ, занимающих среднее положение между разумом людей и разумом планеты Природа призывает нас прекратить губительную для нее войну, развязанную человечеством, стремящимся перекроить всю планету под свои нужды и потребности, часто сиюминутные и недальновидные .

2) Все мифологические персонажи являют собой часть конфликта между Человеком и Природой. И находятся они, естественно, на стороне природы. Именно этот конфликт можно считать самым главным во всех четырех произведениях. И уже на его фоне мы видим конфликты между людьми, людьми и "вторыми" и т. д. 3) Использование мифологических персонажей придает всем произведениям черты народного сказа, приближая тем самым читателя к атмосфере бытового мистицизма, в котором жили наши предки.

4) Включение подобных персонажей придает всем работам некую исключительность происходящего, заставляя читателя более внимательно отнестись к излагаемому материалу, уделить ему повышенное внимание.

5) Все мифологические существа, использованные в приведенных работах хорошо известны почти любому читателю с детства, что обеспечивает хорошую наглядность ставящихся перед читателем идей и проблем.

6) Исключительность таких персонажей подводит читателя к более значительным выводам. И общий вывод из всех четырех работ весьма оптимистичен: Человеку суждено вернуться к природе, к своим истокам, ему необходимо слиться с ней и жить неотрывно от нее гармоничной жизнью. Так было раньше, так должно быть сейчас, так будет завтра.

7) Использование мифологических персонажей в фантастической литературе проводит параллель между народной мифологией и современной литературой, указывает на преемственность поколений, на постепенное возвращение к уже почти забытому, но являющемуся неотъемлемой частью нашей истории.

    Глава 3
    Мифологический зоопарк

На страницах только что рассмотренных нами произведений мы встретились с хорошо известными нам, но редко встречающимися в фантастической литературе персонажами, взятыми непосредственно из мифологии нашего и других народов. А первые встречи с народной мифологией происходили у нас в раннем детстве. Не секрет, что практически у каждого из нас детские годы были тесно связаны с таинственным миром сказок и волшебных историй, наполненных захватывающими детское воображение приключениями, различными чудесами и тайнами. Кому-то эти сказки рассказывала на ночь перед сном мама или бабушка, а кто-то, уже научившись читать, сам проводил долгие часы в тишине, с жадностью "проглатывая" одну книгу за другой и открывая для себя необыкновенный мир, населенный сильными, храбрыми и находчивыми богатырями-героями, прекрасными принцессами, коварными злодеями, волшебниками и феями, злыми колдунами и ведьмами, а также многочисленными таинственными и необычными существами.

Однако, не все мы задумывались над тем, откуда появились эти персонажи и как они пришли в нынешние сказки, волшебные повести и рассказы. А ведь сказочные персонажи имеют очень разное происхождение. Это можно заметить даже по их повторяемости в различных сказках. Наверняка, многие подмечали, что одни персонажи и фантастические существа описываются во многих повествованиях разных времен, а другие - лишь в одном и только. Это говорит о том, что далеко не все они были выдуманы рассказчиками с целью сделать свое повествование более увлекательным. Многие из таких существ пришли к нам из далекого мифологического прошлого, где в них свято верили и где их почитали или, наоборот, боялись их. Таких существ также можно разделить на тех, кто имеет "собратьев" в повериях других народов и тех, кто не имеет каких-либо аналогий.

В этой главе хотелось бы подробнее познакомиться с персонажами различных мифов, легенд, преданий и сказок разных народов мира, в том числе и с персонажами нашей мифологии.

В этой главе мы зададимся целью собрать вместе наиболее известные существа из мифов разных стран, составить этакий "мифологический зоопарк" или бестиарий, обитателями которого будут не львы и жирафы, а грифоны, сфинксы, тролли, кентавры, василиски и многие другие необычные существа.

Обитатели подобного зоопарка могли бы во много раз превысить своим числом обитателей реальной фауны. Ведь все животные и существа фантастического зоопарка, как правило, являют собой не более как комбинации различных частей тела реальных существ, а возможности таких комбинаций не далеки от бесконечности. К примеру, кентавр - сочетание человека и коня, а Минотавр сочетание быка и человека. Таким образом наши предки могли бы изобрести миллионы чудовищ - сочетаний птиц, рыб, животных, насекомых и человека. И лишь их усталость или брезгливость ограничили такое изобретательство. К счастью, все эти чудовища остаются лишь в нашем воображении.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.