РУБРИКИ

Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>Массовое развитие огородничества среди рабочих возглавил ВЦСПС и все профессиональные союзы. В постановлении Президиума ВЦСПС от 3 марта 1942г были даны указания местным профессиональным организациям и намечена система мероприятий по развитию огородничества. 5 [5 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 139. 140. ] На железной дороге им. В. В. Куйбышева в результате активной деятельности Дорпрофсожа и местных комитетов в 1941г имело огороды 22250 семей, то есть более половины железнодорожников. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 167. Л. 2. ]В 1942г огороды уже были у 56563 или 86% всех работников. Местные комитеты депо Ульяновск и станции Куйбышев добились 100% обеспечения своих сотрудников огородами7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]. В 1943г огородничеством было охвачено 98, 7 % в 1944 –99, 8%. Посевная площадь, занятая огородами, в 1942г составила 6653га или 101% к плану, в 1943г– 7920 га или 118, 2, в 1944 – 9644 га – 127, 7% к плану8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. Л. 34. ]. В марте 1944г XII пленум ВЦСПС принял постановление “О дальнейшем развитии индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944г”. В целях поощрения работы местных профсоюзов, огородных комиссий, добившихся высокого урожая с огородов, секретариат ВЦСПС установил переходящие Красные знамена ВЦСПС, грамоты и денежные премии [273 Митрофанова. Указ. соч...С. 509. ]. В 1944г железная дорога им. В. В. Куйбышева заняла II место по урожайности среди дорог Центра. В этот год железнодорожники получили высокий урожай овощей и картофеля–18, 2 тонны с га /для сравнения: в 1942г урожай картофеля составил 4, 9 тонны с га, в 1943г 15 тонн с га/. Такой высокий урожай позволил высвободить от перевозок 8960 вагонов или 152 состава [274 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. л. 34. ]. Итак, осуществление нормированного снабжения по устойчивым низким ценам , создание отделов рабочего снабжения, развитие подсобных хозяйств и индивидуальных огородов дало возможность в трудных военных условиях гарантировать рабочим , их семьям, хотя и в ограниченных нормах определенный уровень питания и обеспечения промышленными товарами.

Во время Великой Отечественной войны одной из острейших проблем быта являлась жилищная проблема. Особенно обострились жилищные трудности в восточных районах страны. Жилой фонд предприятий городов, рабочих поселков в связи с эвакуацией был переуплотнен. Государство принимало возможные в условиях войны меры для увеличения жилого фонда. Много внимания решению жилищной проблемы в 1941-1945гг уделяли профсоюзы.

На железной дороге им. В. В. Куйбышева в годы войны ощущалась острая нехватка жилых помещений. В 1942г потребность в жилье испытывали 1463 человека, 1236 человек жили в вагонах. И это данные лишь среди работников, связанных с движением поездов [275 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 449. л. 76. ]. В 1943г использовались в качестве жилых помещений 90 пассажирских вагонов, в которых проживало 1500 человек и 69 товарных5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 15. ]. В то же время, выделенные государством средства на строительство новых домов и общежитий, на дороге расходовались не производительно. Так, проверкой Наркомата Путей Сообщения летом 1942г было установлено, что денежные средства, предоставленные в распоряжение руководства Куйбышевской дороги для решения жилищной проблемы использованы лишь на 9, 6 %. Поэтому ряд новостроек в 1942г не было сдано в эксплуатацию [277 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 382. Л. 67. ]. К сентябрю 1942г заселенными оказались лишь 32% объектов нового строительства, а из подлежащих домов капитальному ремонту было отремонтировано только 39% [278 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 44. ].

Значительная часть железнодорожников в военные годы жила в общежитиях. На железной дороге им. В. В. Куйбышева их имелось 145 с общей жилой площадью 15920 квадратных метров [279 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 17. ]. Контроль за состоянием общежитий был постоянной заботой профсоюза дороги. Ежегодно профсоюзные комитеты проводили проверку готовности общежитий к зиме. Во время такой проверки проведенной осенью 1942г было обнаружено отсутствие в общежитиях запасов топлива, постельного белья. В общежитиях давно не проводился ремонт, не было уборщиц. В результате вмешательства Дорпрофсожа эти недостатки к январю 1943г были в основном ликвидированы [280 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 23. ]. В 1944г на Куйбышевской дороге в отличном состоянии было всего 5 общежитий, в хорошем 38, в удовлетворительном 88, в неудовлетворительном 14. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]В наиболее запущенном состоянии были общежития в паровозном депо Уфа, Дема, Куйбышев, так как большинство из них создавалось на условиях временного типа. 4 [4 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 193. Л. 26. ] Вопрос об улучшении бытовых условий рабочей молодежи, проживающей в общежитиях, неоднократно ставился вплоть до Обкомов ВКП(б) Куйбышева и Уфы. В результате в качестве одного из наиболее конкретных мероприятий на 1944г руководством дороги намечалось строительство новых общежитий на 750 человек на узлах Куйбышев, Сызрань, Дема, Батраки, Похвистнево, Кинель, Кинораковка. Однако строительство началось только на станции Куйбышев. 5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 26-27. ] Таким образом, в 1941-1945гг решить проблему с обеспечением жильем всех железнодорожников не удалось. В целом по дороге количество работников остро нуждающихся в жилой площади в конце 1944г составляло 850 человек и 2550 человек членов их семей. 6 [6 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 20-21. ]

Недостаток средств и кадров в годы Великой Отечественной войны чрезвычайно затрудняли работу предприятий бытового обслуживания: ремонтных мастерских, бань, парикмахерских. В то же время потребность в них в условиях войны возросла. Профсоюзные организации проделали большую работу по налаживанию деятельности этих предприятий. По инициативе Дорпрофсожа на Куйбышевской дороге в 1942г были организованы на базе треста“Трансторгпита”пошивочно-починочно мастерские обуви и одежды. Непосредственно в ведении Трансторгпита находилось 37 мастерских с 237 рабочими, которые выпускали продукции на 500000 рублей в месяц. Обслуживали работников дороги также мастерские созданные при депо, ВЧД, ВРП кондукторских резервов. Впоследствии подобные предприятия вошли в состав ДорУРСа и сеть их значительно расширилась. Всего в 1944г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 84 мастерских, из них 26 пошивочных , 20 сапожных , 5 валяльных и пр. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 27. ] Профсоюзные организации дороги постоянно контролировали и работу бань. Состояние бань в целом было удовлетворительным. Из 633 рабочих дней декабря 1942г простой по техническим неисправностям составил только 9 дней. За это время в 26 банях Куйбышевской магистрали смогло помыться 195402 человека. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 19. ] Рост численности женщин во всех отраслях народного хозяйства требовал от профсоюзных организаций усиления внимания к работе детских учреждений. В годы войны количество детских дошкольных учреждений возросло. Уже в 1942г поднимался вопрос о необходимости открытия на предприятиях Куйбышевской дороги 10-12 дополнительных групп для 400 детей, так как имеющиеся детские сады не удовлетворяли потребностей. 3 [3 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 692. Л. 8. ]В 1944г на железной дороге работало 55 детских садов с охватом 3985 детей, 20 детских яслей на 1450 человек. Заслугой Дорпрофсожа было открытие детских садов при совхозах Пенза, Рузаевка, Инза, Ульяновск на 380 человек и детсада для больных туберкулезом детей. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 21. ] В 1941-1945гг уделялось особое внимание укреплению здоровья детей. Несмотря на трудные военные годы в летние месяцы тысячи детей отдыхали в профсоюзах пионерских лагерях и детских санаториях. В лето 1943г на Куйбышевской дороге была организована широкая кампания по оздоровлению детей. По пионерским базам Дорпрофсожа за 1943г отдохнуло 3900 детей школьного возраста с 8 до 12 лет, в том числе по следующим пионерским лагерям: на станции Елашево– 960, Чаадаевка – 900, Хованщина – 1050, Ключарево – 750, Глотовка – 750 человек. 5 [5 ЦХДНЧ. Д. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 150. ] В 1944г летняя оздоровительная компания приняла еще больший размах. В этом году в лагерях побывало 4410 детей, на 150 человек больше, чем было запланировано. 675 детей отдыхало в лагерях санаторного типа и 640 детей прошли курс лечения в туберкулезных лечебных санаториях. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 180. ] В военные годы профсоюзом дороги выделялись значительные средства на организацию досуга детей, в частности на проведение новогодних елок и утренников. На основании постановлений ВЦСПС от 4 декабря 1942г и ЦК союза от 12 декабря 1942г за №111 были отпущены средства узловым комитетам дороги в размере 7900 рублей на проведение детских елок в дни школьных каникул с 1 по 10 января 1943г. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]В 1944г денежные средства, выделенные на организацию новогодних мероприятий, еще более возросли. В этом году дети получили сладкие подарки. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 177. Л. 92. ] Забота, проявляемая в первую очередь, профсоюзом дороги, о бытовых нуждах трудящихся вызывала дополнительный подъем трудового энтузиазма и являлось в конечном итоге важным фактором улучшения деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в военные годы.

§2. Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге.

С началом Великой Отечественной войны особое значение приобрела организация оборонно массовой работы среди населения. С первого октября 1941г по решению ГКО было введено всеобщее обязательное обучение граждан СССР военному делу. 1 [1 История Великой Отечественной войны…, в 6-ти томах. Т. 6, С. 109. ]Большое место в условиях войны заняла оборонная работа в деятельности профсоюзов. 3 октября 1941г Президиум ВЦСПС принял специальное постановление об участии профсоюзных организаций в проведении военного всеобуча. 2 [2 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3С. 424-425] Сведений об организации всеобуча на Куйбышевской железной дороге практически нет. Известно, что к ноябрю 1941г по линии всеобуча было подготовлено 500 бойцов по рукопашному бою и 700 человек по гранатометанию. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16. ]Всего за годы Великой Отечественной войны в одной лишь Куйбышевской области было обучено 157106 человек, в том числе бойцов стрелков–124921, специалистов: снайперов, пулеметчиков, связистов, шоферов 32185, из них 6096 женщин. Через ОСОВИАХИМ в годы войны было подготовлено 148864 человека. 4 [4Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Куйбышев, 1966г. С. 73. ]

2 июля 1941г секретариат ВЦСПС принял постановление о работе профсоюзных организаций по подготовке медицинских сестер и санитарных дружинниц. 5 [5 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3. ,С. 419. ]Активное участие в этом важном деле приняли профсоюзные организации Среднего Поволжья. В постановлении Президиума железной дороги им. В. В. Куйбышева от 30 июля 1941г говорилось: “Придавая исключительное значение подготовке оборонных кадров в борьбе с фашизмом, напавшим на нашу Родину, - отпустить на работу и укрепление курсов медицинских сестер и сандружины средств, в сумме 52600 рублей”. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 151. Л. 58. ]Всего в начале войны под руководством профсоюзной организации Куйбышевской дороги удалось создать 9 курсов медицинских сестер с контингентом в 350 человек и 20 сандружин с контингентом в 600 человек. 7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ] Выпускники курсов оказывали практическую помощь в работе подшефных госпиталей, в борьбе с антисанитарией общежитий, столовых, буфетов, работали в санитарных постах на производствах. Некоторая часть медицинских сестер, окончившая курсы в 1942г, была мобилизована по линии Райвоенкомата и направлена на фронт для работы в санитарных поездах и госпиталях на уровне среднего медицинского персонала. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]

Профсоюзы оперативно откликнулись на постановление Совнаркома СССР, опубликованное 2 мая 1941г о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО и ПВХО. Они содействовали созданию на предприятиях кружков, в которых рабочие и служащие изучали как правильно организовать ПВО и ПВХО. 2 [2 Профсоюзы СССР, Указ. соч. Т. 3. С, 42] Для организации и обеспечения ПВО во всех узлах и станциях железной дороги им. В. В. Куйбышева были созданы штабы ПВО, также был создан штаб ПВО при Управлении дороги . На основе постановления СНК СССР начато обязательное обучение ПВХО железнодорожников и членов их семей. 3 [3 ЦХДНЧ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 59. Л. 131. ]К 20 сентября 1941г кружками ПВО и ПВХО было охвачено 4805 человек, группами самозащиты 2137 человек. Всего в оборонных мероприятиях различного рода участвовало 23484 человека, то есть примерно половина всех работников дороги. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 161. Л. 6. ]За весь период Великой Отечественной войны нормы ПВО и ПВХО в Куйбышевской области сдали 1422200 человек (практически все взрослое население среднего Поволжья). 5 [5Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы, Куйбышев 1966, С. 73]

В годы войны увеличилось внимание профсоюзов к военно-спортивной работе , которую проводили находившееся в их ведении 87 добровольных спортивных обществ. 6 [6 Профсоюзы СССР, Указ. соч. , Т. 3, С. 432]В целях пропаганды лыжного спорта профсоюзные организации Среднего Поволжья совместно с комсомолом организовывали лыжные кроссы. Наиболее успешно был проведен профсоюзно-комсомольский лыжный кросс, посвященный XXIV годовщине Красной Армии, в котором принимали участие и Куйбышевские железнодорожники. 7 [7 Волская коммуна, 1942, 3 февраля. ]На железной дороге Куйбышева к этому времени было открыто 14 лыжных баз, 11 лыжных пунктов с общим количеством 800 пар лыж. 8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16. ] Спортивные организации Куйбышевской дороги принимали активное участие в годы войны во многих физкультурных мероприятиях. Так, в период зимнего сезона 1944г по выполнению контрольных заданий военно-лыжной подготовки и проведению профсоюзно-комсомольского зимнего кросса ряд отделений дороги заняли в городах первые места: Куйбышевский, Пензенский, Сызранский, Абдулинский узлы были награждены Красными знаменами и грамотами Городского комитета физкультуры и спорта.

Спортсмены железной дороги им. В. В. Куйбышева отстаивали честь дороги во Всесоюзных центральных соревнованиях. Команде лыжников удалось занять III место из 14 команд-железнодорожников, участвующих в соревнованиях по лыжным гонкам в 1944г, атлеты были девятыми из 18 команд участниц–в этих соревнованиях, от Куйбышевской дороги участвовало 11780 человек, из них здали нормы на значок ГТО 7800 человек. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 14-16. ] В годы войны довольно значительная часть железнодорожников в той или иной мере была охвачена спортивными мероприятиями. На железной дороге Куйбышева работало ряд секций: легкоатлетическая, баскетбольная, волейбольная, футбольная и др. , а в Куйбышеве при Дорсовете“Локомотива”была организована детская спортивная школа. При этом необходимо отметить, что имеющаяся на дороге стадионы и спортивные площадки, в связи с трудностями военных лет, долгое время не ремонтировались и пришли в негодность, спортивный инвентарь находился в употреблении 5-6 лет и из-за износа не соответствовал своему назначению, поэтому работа спортивных обществ в годы войны была крайне затруднена и особенно сложно проходила организация новых секций из молодежи. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 15-16. ] Война предъявила новые требования к учреждениям культуры, которые находились в сфере деятельности профсоюзов. Клубы, красные уголки, библиотеки вынуждены были перестроить свою работу в соответствии с условиями военного времени. В их деятельности отныне на первом этапе стояли задачи мобилизации всех железнодорожников, всех сил и средств для борьбы с врагом.

В 1941г на железной дороге им. В. В. Куйбышева было 23 клуба /на станциях Кузнецк, Сызрань, Батраки, Костычи, Барышников и др. /. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 160. Л. 14. ] С первых дней войны правления ряда клубов установили постоянную связь с производством и воинскими частями, организовывали выезды активистов на станции с агитационным материалом.

Активную работу после начала войны развернул клуб имени Революции 1905г на станции Куйбышев. При нем были сформированы кружки ПВХО, ГСО; клубная самодеятельность ежедневно обслуживала производства, выступала перед микрофоном в облрадиокомитете. Клуб станции Нурлой взял шефство над курсами медсестер. Члены кружков художественной самодеятельности клуба станции Сызрань объявили себя мобилизованными и с 20 августа по 15 ноября 1941г обслужили концертами 40 санитарных поездов. Самодеятельность станции Похвистнево оказывала помощь колхозу в уборке урожая, а в свободное время давала концерты для колхозников. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 10. ] Серьезно осложнило клубную работу то, что в конце 1941г начале 1942г правления 17-ти клубов железной дороги были заняты и использовались для других целей. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 18. ]Так, клуб имени Революции 1905г станции Куйбышев был занят по решению НКО под общежитие завода №35, клуб станции Кинель– пехотным училищем, клуб станции Уфа – эвакопунктом и т. д. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 70. ] Важную роль в оживлении культурно-массовой работы профсоюзов сыграло принятое в феврале 1943г специальное решение ЦК ВКП(б)“О культурной работе профсоюзов”4 [4История Коммунистической партии Советского Союза, В 6-ти томах. М. , 1970. Т. 5. Кн. 1. С. 390. ]и последовавшие затем постановление от 1 апреля 1943г , которое обязывало ЦК отраслевых профсоюзов принять меры к освобождению профсоюзных помещений, занятых в начале войны под хозяйственные и военные нужды. 5 [5 Профсоюзы СССР, Указ. соч. С. 401-404. ]В итоге на 1 июня 1944г на железной дороге им. В. В. Куйбышева насчитывался 21 клуб, из них работало 17 (4 клуба по-прежнему были заняты воинскими частями и территориальными организациями). 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11. ] Основу клубной работы в течение войны составляли лекции, доклады, спектакли, концерты, вечера громких читок художественной литературы, показ лучших кинофильмов. С замечательной инициативой в деле оказания помощи фронту выступил клуб станции Абдулино. Женщины-домохозяйки, участницы кружка кройки шитья, начали пошивку обмундирования для бойцов Красной Армии, белья для госпиталей, а также изготовили для 58 бригады отъезжающей на фронт боевое знамя. Клуб станции Бугульма перенес всю свою работу непосредственно на производство, линейные станции, воинские части, колхозы. За 12 месяцев войны работниками клуба было прочитано 19 лекций на темы: Великие русские полководцы; Что такое фашизм; Чанитарная гигиена и т. д. Художественная самодеятельность дала 56 концертов, регулярно 1 раз в декаду выходила сатирическая газета“Прямой наводкой”. 7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 19-20. ] В январе 1944г руководство дороги совместно с Дорпрофсожем приняло решение об организации социалистического соревнования клубов и библиотек. 8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 14. ]В результате значительно усилилась агитационно-массовая работа клубов, укрепилась связь с производством, отмечался рост кружков художественной самодеятельности и улучшение работы среди детей. 9 [9 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11. ]Так с 1 января по 1 июня 1944г в клубах железной дороги было прочитано 149 лекций и докладов с охватом 46041 человек; проведено производственных вечеров–21 с охватом 5064; дано 72 спектакля, 1246 киносеансов. В 16 клубах работали 71 кружок художественной самодеятельности. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11-12. ] С октября 1941г по железной дороге им. В. В. Куйбышева начал курсировать агитвагон. Он имел специальный лекционный зал на 100 мест, оборонный уголок с наглядными пособиями по ПВО и ПВХО. Основным содержанием его работы являлось проведение и организация лекций для железнодорожников линейных станций, передача передовых методов работы, демонстрация учебных фильмов. 2 [2 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 34. ]С октября 1941г по март 1942г агитвагоном было проведено 3 рейса по линейным станциям, в результате которых лекции, доклады, беседы прослушало 14 тыс. человек. К агитвагону позднее был прицеплен вагон технической пропаганды для повышения уровня технических знаний железнодорожников. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 20. ] Важную роль в удовлетворении культурных запросов рабочих и служащих играли библиотеки. В начале 1942г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 19 библиотек, сосредоточенных в основном при клубах. Общий библиотечный фонд составлял 108657 экземпляров, а количество читателей обслуживаемых библиотеками– 12324 человека.

С начала войны все библиотеки и библиотечный актив проводили большую работу среди железнодорожников и членов их семей. В цехах читались сводки Совинформбюро, распространялись списки рекомендованной литературы, вывешивались фотомонтажи, фото-витрины, проводились вечера громких читок художественной литературы. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 21. ]

В годы войны серьезное внимание уделялось руководством дороги технической пропаганде среди рабочих и служащих. Главную роль в этом играли дорожные дома техники и технические библиотеки. Всего на Куйбышевской дороге работало 14 технических библиотек, 5 [5 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 16. ]в том числе библиотека при Управлении дороги в Куйбышеве, которая согласно приказу начальника дороги от 7 апреля 1943г была объявлена главным методическим центром и должна была руководить работой всех линейных технических библиотек. 6 [6 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 473. Л. 191. ]Технической библиотекой при Управлении дороги с января по июнь 1944г было обслужено более 9000 читателей. Книжный фонд библиотеки насчитывал около 25000 экземпляров только технической литературы. 7 [7 ЦХДНЧ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 25-26. ] Важную организаторскую и пропагандистскую деятельность в области распространения технических знаний и передового опыта осуществляли дорожные многотиражные газеты. На железной дороге им. В. В. Куйбышева выпускалось 9 газет. Из них 1 дорожная“Большевистское знамя”1 [1 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44. ], 5 отделенческих: “Большивистская путевка” Уфимского отделения; “Ударник сталинец” Сызранского отделения; “Сталинский маршрут” Пензенского отделения, “Сталинец” - узел станции Батраки; “Гудок” завода Уфимского ПРЗ и др. 2 [2 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 391. Л. 20. ]Кроме того, на предприятиях железной дороги выходило более 600 стенных газет. На решающих узлах дороги: Куйбышев, Кинель, Батраки, Сызрань силами редакций дорожной и отделенческой газет периодически публиковались специальные печатные“Боевые листки”. В них оперативно освещались достижения и опыт лучших производственников, отдельных бригад, цехов, факты самоотверженной работы. “Боевой листок”редколлегии Сызранского кондукторского резерва проявил инициативу в постановке вопроса о бережном хранении сигналов и укреплении трудовой дисциплины. Редколлегия стенной газеты депо Абдулино“Паровозник” помогала в организации колонны из лучших машинистов имени ГКО. 3 [3 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44-45. ] В распространении передового опыта неоценимую роль сыграли радиопередачи. На Куйбышевской дороге было 7 крупных радиоузлов (на станциях Куйбышев, Батраки, Дема, Глотовка, Ульяновск, Уфа, Раевка). 4 [4 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44. ]За 1944г только лишь на Куйбышевском радиоузле была организована и проведена из студии 91 передача о передовиках производства, о новых технических усовершенствованиях, о развитии социалистического соревнования и т. д. 5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 226. Л. 1. ]

В годы Великой Отечественной войны профсоюзные организации осуществляли главную заботу о нуждах трудящихся. Профсоюз Куйбышевской железной дороги принял активное участие в работе по обеспечению железнодорожников продуктами питания. Он взял под свой контроль деятельность ОРСов, магазинов и столовых, следил за сохранностью и правильным распределением продовольствия. Профкомы возглавляли проведение посевной. Они добивались выделения земли под огороды, доставали семена и сельскохозяйственный инвентарь. Большой заслугой профсоюза являлось то, что железнодорожники Куйбышевской дороги к концу войны смогли почти полностью обеспечить свои потребности в картофеле и овощах за счет собственных огородов.

В годы войны забота профсоюза о бытовом положении трудящихся приобрела особое значение. Дорпрофсож пристально следил за организацией жилищного строительства, за состоянием общежитий, бань, предприятий бытового обслуживания. Много внимания уделялось детям железнодорожников. При участии профсоюза дороги открывались детские сады и ясли, организовывались новогодние елки и утренники, проводились, несмотря на трудности военных лет летние оздоровительные кампании.

С начала войны на железной дороге им. В. В. Куйбышева активно проводилось оборонно-массовая работа. После соответствующих постановлений СНК СССР и ГКО на дороге были созданы кружки по изучении ПВО и ПВХО, курсы подготовки медсестер и сандружинниц. Немало важную роль в деле подготовки оборонных кадров имела организация военно-спортивной работы на дороге.

Дорпрофсож проделал в годы войны значительную работу по улучшению культурного обслуживания железнодорожников. В связи с тем, что большая часть клубов с начала войны была занята под военные и хозяйственные нужды, месткомы перенесли свою работу непосредственно на производство, где широко использовались такие формы работы как лекции, доклады, беседы на военно-патриотические темы, организовывались коллективные просмотры кинофильмов и вечера громких читок литературы. Под руководством профсоюза дороги работали также библиотеки, радио и печать, которые способствовали не только повышению культурного уровня железнодорожников, но и распространению технических знаний. Заключение.

Накануне войны железная дорога им. В. В. Куйбышева являлась важной составной частью транспортной системы Советского союза, выполнявшей масштабные транзитные, местные пассажирские и грузовые перевозки. С началом Великой Отечественной войны Куйбышевская магистраль стала связующим звеном фронта и тыла, обеспечивающим доставку стратегических резервов в западные районы, эвакуацию материальных ценностей и населения в тыловые области и республики Советского союза из временно оккупированных гитлеровцами районов, перестройку и дальнейшее развитие экономики Поволжья и всей страны в условиях войны. Наиболее тяжелым стал для рабочих железной дороги им. В. В. Куйбышева первый период войны. Главная задача железнодорожников в это время заключалась в скорейшей перестройке всей производственной деятельности на военные рельсы. Куйбышевская дорога в это время резко ухудшила свою работу, не справлялась с возросшими транспортными потоками. Осложняла нормальное функционирование дороги эвакуация, начавшаяся в конце июля 1941г. С лета 1941г до февраля 1942г было перевезено по Куйбышевской дороге около 1, 5 млн. вагонов с грузами крупных промышленных предприятий. В Куйбышевскую область в первые 3 месяца войны прибыло 26 тысяч семей.

Причины невыполнения производственных показателей коренились не только в нехватке вагонов и паровозов, в несвоевременной разгрузке прибывающих составов, в ухудшении состояния материально-технической отрасли базы, а главное в слабом партийном руководстве дороги, которое не могло наладить нормальное функционирование магистрали. В связи с этим был назначен летом 1942г начальником дороги Б. П. Бещев, который прослужил в этой должности до конца войны.

Перестройка Куйбышевской дороги на военный лад завершилась к концу 1942г. 1943 стал периодом относительной стабилизации в работе дороги. Выполнение государственного плана погрузки в этом году было увеличено по сравнению с 1942г в среднем на 100 вагонов, а выгрузки на 87 вагонов, но плановые показатели НКПС дорогой по-прежнему не выполнялись. В 1944-1945гг в работе дороги выдвигаются задачи обеспечения в первую очередь народнохозяйственных перевозок. В это время возросли перевозки нефтепродуктов, причем главным образом, за счет местной добычи нефти. За период Великой Отечественной войны было налито в цистерны для транспортировки горючего по Куйбышевской дороге около 9 млн. тонн нефти. Характерной особенностью работы Куйбышевской магистрали был рост пригородных пассажирских поездов. За 1941-1944гг железная дорога им. В. В. Куйбышева перевезла 154 млн. пассажиров по пригородным маршрутам, из них 40% приходилось на перевозки, осуществленные Куйбышевским отделением.

В последний период войны выросла и окрепла своя производственная база на дороге. За это время дорога своими силами заготовила 670 тысяч штук шпал, более 200 тысяч кубометров дровяной древесины. Только одна служба пути за этот срок отремонтировала более 974000 тонн материалов верхнего строения пути. На вновь построенных литейных мастерских было отлито более 9тыс тонн чугунных изделий. В 1941-1945 на Куйбышевской дороге развернулось активное дорожное строительство. Были построены линии Пугачевск– Звезда, Ульяновск – Свияжск, Ульяновск – Сызрань, Киндяковка –Сельдь. Протяженность дороги на 1 января 1945 составляла 3373 км. Был электрифицирован участок Куйбышев– Безымянка.

Кадровая ситуация на Куйбышевской дороге характеризовалась общими для военной экономики чертами, но при этом, имела и отраслевую специфику. Резкое сокращение численности работников дороги вследствие ухода на фронт, определило необходимость принятия центральными местными партийными и советскими органами экстренных мер по заполнению рабочих мест. Основным способом решения проблемы кадров на дороге было проведение трудовых мобилизаций среди незанятого городского и сельского населения; привлечение в транспортные подразделения дороги женщин, молодежи, пенсионеров, эвакуированных. Полностью обеспечить дорогу рабочей силой не удавалось до конца войны: в 1942г–недокомплект рабочих массовых профессий к плану НКПС составил 6044 человек; в 1943– на дороге не хватало 4938 человек, в 1944 – 6372 человека. Появление на железной дороге Куйбышева значительного числа новых работников выдвигало задачу организации их профессионального обучения на одно из первых мест в решении кадровой проблемы.

Специалисты с высшим образованием составляли всего несколько процентов от общей численности рабочих. Численность среднетехнического персонала также была невысока. Он в основном использовался на руководящих постах, так“практики”в 1941г составляли 75% начальников линейных отделений железнодорожных служб Куйбышевской дороги, 86% зам начальников отделений движения, 57% начальников паровозных депо.

Подготовка квалифицированных рабочих велась через систему трудовых резервов, путем производственного, индивидульно-бригадного и курсового обучения. На Куйбышевской магистрали насчитывалось 7 ЖДУ и 5 школ ФЗО. К 1942г рабочие массовых профессий, окончившие ЖДУ составляли 1091 человек, а выпускники школ ФЗО– 1492 человека.

Основная масса вновь пришедших на транспорт получила профессию железнодорожника непосредственно на производстве. С этой целью на дороге в 1942–1943гг было открыто 6 дорожных технических школ. Широко развита на Куйбышевской магистрали была курсовая сеть: в годы войны работали, так называемые, “стахановские школы”, курсы повышения квалификации , технические кабинеты. И если в первый период войны главной задачей партийно-хозяйственного руководства дороги было скорейшее заполнение пустовавших рабочих мест, то в 1943г–1945 г первостепенную значимость приобретает развитие системы повышения квалификации.

Экономические трудности и острая нехватка рабочих рук обусловили высокую значимость в развитии на железнодорожном транспорте социалистического соревнования. Возросший объем стратегически народно-хозяйственных и эвакуационных перевозок не мог обеспечиваться прежними формами и методами. Куйбышевские железнодорожники искали новые способы повышения производительности транспорта, видоизменяя и совершенствуя уже имевшиеся и широко применяемые нововведения. Работники дорожных служб применяли самое активное участие в распространении движения двухсотников, трехсотников, многосотников. 1942г ознаменовался участием всех работников дороги во Всесоюзном социалистическом соревновании.

В период войны Куйбышевский железнодорожники применяли в трудовой деятельности всесоюзные многоотраслевые почины: движение за экономию сырья и материалов, движение скоростников, соревнование по профессиям; организовывали фронтовые бригады, фронтовые декадники.

Специфичность железнодорожного транспорта как отрасли народного хозяйства обусловила распространение в годы войны своеобразных форм социалистического соревнования, частично видоизменявших общеотраслевые начинания. Сотни машинистов трудились по-лунински, водили поезда на кривоносовских скоростях, использовали болонинский метод отопления паровозов дровами, коробковкий метод вождения составов на высоких скоростях при использовании“тощих”углей и топливных отходов. Много путеобходчиков объединялось в казанцевские бригады по ремонту пути и т. д. На Куйбышевской дороге появились в годы войны и свои новаторы, чьи изобретения нашли широкую поддержку на железнодорожном транспорте СССР: Крылов, Осипов, Калмыков, Степанов и др.

Социалистическое соревнование железнодорожников в годы войны способствовало решению задачи бесперебойного снабжения фронта и тыла всем необходимым. Наибольший размах патриотическое движение содействия армии получило в условиях Великой Отечественной войны. Помощь куйбышевских железнодорожников фронту и тылу была чрезвычайно разнообразна по формам: 1. Конкретное практическое участие работников железной дороги им. В. В. Куйбышева в добровольных формированиях (отряды народного ополчения, дружины по охране воинских объектов и т. п. ); 2. Финансовая помощь государству сдача средств в фонд обороны, реализация займов и лотерей военного времени, сбор денег на боевую технику, подарки фронтовикам. Материальная помощь бойцам и командирам Красной Армии, их семьям, а также осиротевшим детям (передача теплых вещей и обуви фронтовикам, строительство бронепоездов, поездов-бань силами куйбышевских железнодорожников); 4. Шефская помощь освобожденным районам СССР. С началом Великой Отечественной войны резко ухудшилось материально-бытовые условия жизни железнодорожников Куйбышевской магистрали. В создавшемся положении профсоюз дороги взял на себя главную заботу о нуждах трудящихся. Под его руководством решалась задача обеспечения работников дороги продовольствием. С этой целью на Куйбышевской магистрали была развернута сеть Отделов рабочего снабжения во главе с ДорУРС; активно проходили огородные кампании. Число огородников за годы войны увеличилось: в 1941г–22250 человек, в 1944г охвачено огородничеством 99, 8% , в 1944г железная дорога им. В. В. Куйбышева заняла II место среди дорог Центра по урожайности. Дорпрофсож осуществлял контроль за организацией жилищного строительства , состоянием бань, общежитий, предприятий бытового обслуживания. Много внимания уделялось детям железнодорожников: выделялись денежные средства на проведение новогодних елок, на организацию оздоровительных летних кампаний: в 1943г в лагерях и санаториях отдохнуло– 3900 человек, в 1944 –4710 . При участии профсоюза дороги были открыты детские сады при совхозах Пенза, Рузаевка, Инза, Ульяновск.

В соответствии с требованиями военного времени на Куйбышевской дороге проводились оборонно-массовые мероприятия: организовывались курсы медсестер и сандружинниц, кружки ПВО и ПВХО. На достаточно высоком уровне была поставлена военно-спортивная работа: спортсмены-железнодорожники участвовали в лыжных кроссах, в легкоатлетических соревнованиях.

С началом войны перестраивали свою работу клубы, красные уголки, библиотеки, находящиеся в ведении Дорпрофсожа. Существенно осложняло их работу то, что многие помещения этих учреждения культуры были заняты под военные и другие нужды. Так в 1942г из 23 клубов было занято 17. Главная задача клубов, библиотек, дорожной печати заключалось в мобилизации всех сил и средств на борьбу с врагом.

    Список использованных источников и литературы.
    1. Архивы.
    1. 1. Государственный архив Самарской области /ГАСО/.
    Ф. 214. Управления железной дороги им. В. В. Куйбышева.

Ф. 927. Куйбышевского дорожного комитета профессионального союза работников железнодорожного транспорта.

Ф. 2558. Куйбышевского исполнительного комитета Областного совета депутатов трудящихся.

    1. 2. Центр хранения документации новейшей истории /ЦХДНИ/.

Ф. 560. Политотдела Управления железной дороги им. Куйбышева. Ф. 1259. Политотдела железной дороги им. Куйбышева.

    Ф. 656. Куйбышевского Обкома ВКП/б/.
    2. Сборники документов, статистические сборники.

2. 1. Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства. М. :Трансжелдориздат, 1957.

2. 2. Женщины СССР. Статистический сборник. М. Финансы и статистика, 1982. 2. 3. Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне /июнь1941-1945гг/: Документы и материалы М. : Политиздат, 1970.

2. 4. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны /1941-1945гг/: Документы и материалы. Куйбышев: Кн. изд, 1966.

2. 5. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/: Документы и материалы. Самара: Самарский дом печати, 1995.

2. 6. Профсоюзы СССР: Документы и материалы. В 4-х томах. М. : Профиздат, 1963. Т. 3.

2. 7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов за 50 лет /1917-1967/. В 5-ти томах. М. :Политиздат, 1968. Т. 3. /1941-1952гг. /

    3. Периодическая печать.

3. 1. Большевистское знамя-Орган Политотдела Управления и политотдела железной дороги им В. В. Куйбышева за 1941-1945гг.

3. 2. Волжская коммуна-Орган Куйбышевского обкома и горкома ВКП/б/, городского Совета и областного Совета депутатов трудящихся за 1941-1945гг. 3. 3. Железнодорожный транспорт-Орган НКПС. Москва. 1941-1945гг. 4. Литература.

4. 1. Большая Советская энциклопедия. В 30-ти томах. М. :Советская энциклопедия, 1973. Т. 13.

4. 2. Бредков В. Н. Партийно-политическая работа на железнодорожном транспорте в первый период Великой Отечественной войны. Л. ,1961.

4. 3. Быкова В. А. Роль социалистического соревнования в обеспечении фронта боевой техникой. //Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. /Сборник научных трудов. Куйбышев. 1983. 4. 4. Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья/1941-1945/. Саратов. Изд-во Саратовского университета, 1980.

4. 5. Ванчинов Д. П. Трудящиеся Повлжья фронту: Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны/1941-1945/. Саратов. Изда-во Саратовского университета, 1984.

4. 6. Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. //Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. /Межвузовский сборник научных трудов. Самара. 1993. 4. 7. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Велиеой Отечественной войны. М. :Госполитиздат, 1947.

4. 8. География путей сообщения. /под ред. Казанского/ М. :Транспорт, 1987. 4. 9. Город Куйбышев. Куйбышев. 1957.

4. 10. Железнодорожники в Великой Отечественной войне. /под ред. МПС Конарева Н. С. /М. :Транспорт, 1985.

4. 11. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М. :Большая Российская энциклопедия, 1994.

    4. 12. История Великой Отечественной войны. В 6-ти томах.

4. 13. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти томах. М. :Политиздат, 1970. Т. 5, кн. 1.

4. 14. Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне/1941-1945гг/. М. :Наука, 1981.

4. 15. Ковалев И. В. Советский железнодорожный транспорт. 1917-1947гг. М. ,1947. 4. 16. Клемин А. С. Фронт, тыл, транспорт. //Железнодорожный транспорт 1975 №4. 4. 17. Котляр Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. М. :Высшая школа, 1975.

    4. 18. Куйбышевская область: экономико-географический
    очерк. Куйбышев. :Кн. изд-во, 1953.

4. 19. Куйбышевская оласть. Историко-экономический очерк. Куйбышев. Кн. изд-во, 1977. 4. 20. Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945гг. М. :Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

4. 21. Куманев Г. А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. М. :Наука, 1988.

4. 22. Куманев Г. А. Состав рабочих железнодорожного транспорта СССР в годы Великой Отечественной войны. //Формирование и развитие Советского рабочего класса/1917-1961гг/. М. :Наука, 1964.

4. 23. Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги в начальный период Великой Отечественной войны. //Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1979. Т. 204.

4. 24. Любимов В. К. Перестройка работы промышленности и транспорта Среднего Поволжья на военный лад/1941-1942гг. / //Из опыта партийного руководства развитием промышленности Среднего Поволжья. /Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1974. Т. 130. Вып. 2.

4. 25. Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Отечественной войны/1941-1945гг. /Куйбышев. 1967. Автореф. дис. канд. ист. наук. 4. 26. Митрофанова А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М. :Наука, 1971.

4. 27. Михеев А. Работа паровозного парка. //Железнодорожный транспорт. 1942 №9. 4. 28. Мурманцева В. С...Советские женщины в Великой Отечественной войне, 1941-1945. М: Мысль, 1979.

4. 29. Навстречу нового века: К столетию Куйбышевской Ордена Ленина железной дороги 1874-1974. Куйбышев. Куйбышев. книжное издательство. 1974. 4. 30. Напорко А. Г. Очерки развития железнодорожного транспорта СССР. М. :Трансжелдориздат, 1954.

4. 31. Народное хозяйство СССР за 60 лет. М. :Статистика, 1977.

4. 32. Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев. :Кн. изд. ,1962. 4. 33. Образцов В. Н. Железнодорожный транспорт в дни Великой Отечественной войны. М. :Профиздат, 1943.

4. 34. Осипов В. Т. Практика применения ступенчатой маршрутизации. //Железнодорожный транспорт 1943 №12.

4. 35. Панов Н. Н. Коммунисты-организаторы боевого и трудового подвига трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. //Вклад трудящихся Поволжьяв победу Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. /Межвузовский сборник. Куйбышев. 1983.

    4. 36. Перегон длиной в сто лет. Саратов. 1970.

4. 37. 50 лет в пути. /под ред. Сугака Д. С. /Куйбышев. Кн. изд. ,1967. 4. 38. Санникова Н. А. Развитие социалистического соревнования промышленности Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны. //Патриотический подвиг трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. /Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев. 1985

4. 39. Сенявский С. Л. ,ТельпуховскийВ. Б. Рабочий класс СССР/1938-1965/М. :Мысль. 1971.

4. 40. Скобелева Г. М. Роль женщин в развитии Средне-Волжской промышленности в годы Великой Отечественной войны .

    Куйбышев. 1967. Автореф. дис. канд. ист. наук.

4. 41. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. /под ред. Ф. Б. Комала/М. :Высшая школа, 1980.

4. 42. Советский тыл в Великой Отечественной войне. М. :Мысль, 1974. Кн. 1. 4. 43. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. М. :Наука, 1970. 4. 44. Страна Советов за 50 лет. М. :Статистика, 1967.

4. 45. Тельпуховский В. Б. Обеспечение промышленности рабочими кадрами в первый период войны. //Вопросы истории. 1958 №11.

4. 46. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М. :Транспорт, 1967.

4. 47. Транспорт страны Советов/под ред. И. В. Белова/ М. :Транспорт, 1987. 4. 48. Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт в войне. М. :Госполитиздат, 1943. 4. 49. Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт СССР. М. ,1952.

4. 50. Храмков Л. В. Во имя победы. Деятельность местных Советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг. /Саратов. Изд-во Сарат. университета, 1978.

4. 51. Храмков Л. В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественой войны 1941-1945гг. Куйбышев. Кн. изд. ,

    1985.

4. 52. Чернявский У. Г. Война и продовольствие. М. :Наука, 1964.

    5. Диссертации.

5. 1. Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт Поволжья в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг. / Куйбышев. 1984.

5. 2. Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзов по оказанию помощи фронту и укреплению тыла в годы Великой

    Отечественной войны. Куйбышев. 1983.

5. 3. Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг/. Куйбышев. 1967.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.