РУБРИКИ

Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>Одной из сложных проблем того периода являлось обеспечение армии вещевым имуществом, и прежде всего шинелями и обувью. В одном из доне сений с фронта в Совет Обороны от 19 сентября 1919 г. сообщалось о том, что более половины всего состава красноармейцев бригады.... ходят совершенно босые, без обмундирования. Войска 3ападного фронта на 15 мая 1920 г. были обеспечены шинелями на 87 процентов, гимнастерками и шароварами - на 60, обувью - на 82 процента.

Оценивая общие условия снабжения войск, В. И. Ленин говорил:
    - 42

срывались наступления, вполне победоносные>. Партия и правительство прилагали большие усилия для улучшения обеспечения красноармейцев ве щевым имуществом. Обмундирование и снаряжение для Красной Армии изго товляли не только крупные государственные фабрики, но и мелкие кустар ные мастерские. Уже в 1919 г. обувная промышленность смогла увеличить выпуск продукции. Так, если в декабре 1918 г. было выпущено лишь 270 тыс. пар обуви, то за первые пять месяцев 1919 г. - 2 млн. дар, то есть выпуск продукции возрос более чем на 140 процентов. Всего же за 1919 - 1920 гг. было изготовлено 5, 6 млн. шинелей, около 5 млн. комп лектов летнего обмундирования, свыше 19 млн. комплектов нательного белья, 10, 3 млн. пар сапог и ботинок, около 1, 8 млн. телогреек. И все же полностью удовлетворить потребности Красной Армии в вещевом иму ществе не удавалось. Советскому правительству в 1919 г. приходилось обращаться к населению с призывами сдавать военное обмундирование, по могать Красной Армии сбором теплых вещей, белья и обуви. Во многих гу берниях и уездах кампании помощи фронту проводились по почину рабочих и крестьян, что являлось свидетельством крепкой связи тыла с фронтом. Однако армия по-прежнему испытывала нехватку материальных средств, что существенно сдерживало рост ее численности. Именно из-за недостатка вооружения, вещевого имущества, острого продовольственного кризиса в стране к весне 1919 г. не удалось создать трехмиллионную армию. Успешным решением зтого вопроса могло быть только дальнейшее слия ние материальных ресурсов советских республик, полное объединение их усилий на разгром врага. По решению Политбюро ЦК РКП(б) 1 июня 1919 г. ВЦИК принял Постановление о военном союзе советских республик - Рос сии, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии, признал необходимым тесное объединение военной организации и военного командования, советов на родного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов и комиссариатов труда '. В совместной вооруженной борьбе против империа лизма складывался военно-политический союз братских республик, улучша лось использование их экономических возможностей и производственной базы в интересах обороны страны.

В целом все мероприятия, проводимые партией и правительством в об ласти государственного строительства, внутренней политики, создания и укрепления военной экономики, обеспечили успехи Красной Армии в решаю щем периоде гражданской войны,

    2. Развитие структуры тылового обеспечения
    - 43
    Красной Армии

В период развертывания и укрепления массовой регулярной армии структура тыла Красной Армии, сложившаяся в 1917 - 1918 гг. , продолжа ла совершенствоваться. Узким местом в работе тыла во второй половине 1919 г. по-прежнему оставалось обеспечение войск продовольствием. Его заготовки и распределение все еще не были централизованными, не имели своего руководящего органа. Заготовительные и обеспечивающие функции находились как в руках Центральной продовольственной комиссии, так продовольственном отделе Главного военно-хозяйственного управления. Это вело к дублированию обязанностей и распылению ресурсов продоволь ствия, что непосредственно отражалось на обеспечении войск. Видя такое несоответствие, ВЦИК постановлением от 16 августа 1919 г. все обеспечение Красной Армии продовольствием сосредоточил в руках Наркомпрода, для чего в его составе было создано Главное управление по снабжению армиии продовольствием (Главснабпродарм). Центральная про доввльственная комиссия как дублирующая инстанция была упразднена. Функции по обеспечению армии продовольствием снимались с Главного во енно-хозяйственного управления и передавались Главснабпродарму. В действующей армии органами Главснабпродарма являлись фронтовые и ар мейские опродкомы, а в дивизиях бригадах и полках - опродкомдивы, оп родкомбриги и опродкомполка. Председатель опродкома фронта входил в состав РВС фронта с правом решающего голоса, а в армии - с правом со вещательного.

В ноябре 1920 г. опродкомы были реорганизованы в управления воен но-продовольственного снабжения Главснабпродарма и фронтов (армий) . Управление состояло из двух отделов - заготовительного и распределе ния. Так как питанию личного состава командование уделяло самое прис тальное внимание, то отделы были подчинены не только начальнику управ ления, но и командующему войсками фронта (армии) . Эта мера была обус ловлена тяжелым положением с продовольствием в стране, хотя было оче видно, что командующий загружен выполнением несвойственных для него функций.

В сентябре 1919 г. были проведены некоторые изменения и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ), из состава которого в Совет военной промышленности при Чусоснабарме было передано Центральное управление артиллерийских заводов. Это позволило освободить заготовительные отде

    - 44

лы от нехарактерных для них производственных функций, что значительно улучшило общую структуру ГАУ.

Подобные мероприятия были проведены и в других управлениях. Без из менения существующей организационно-штатной структуры уточнялись зада чи подчиненных отделов и функциональные обязанности должностных лиц. В целом управления выполняли примерно однородные функции, что позволило впервые разработать типовые штаты для них. Принятая организация глав ных управлений оставалась неизменной до конца гражданской войны, что свидетельствовало о соответствии структуры тыла Красной Армии требова ниям того периода.

С увеличением размаха вооруженной борьбы и всевозрастающей зависи мости ее от материального фактора опыт тылового обеспечения войск подтвердил необходимость приближения методов руководства тылом к мето дам руководства войсками. Для этого требовалось постоянно иметь своев ременную и достоверную информацию о подготовке операций, их ходе и ис ходе. Только на основе знаний общей оперативной обстановки органы уп равления тылом могли своевременно сосредоточить основные усилия тыла в интересах обеспечения войск, выполняющих главную задачу, своевременно осуществить маневр силами и средствами тыла.

Попыткой практического претворения в жизнь этого требования яви лось созидание при Центральном управлении снабжения оперативного уп равления и оперативных отделов (отделений) во фронтах (военных окру гах) и армиях. Таким образом, был сделан новый шаг не только в разви тии органов управления тылом Красной Армии, но и всей системы тылового обеспечения войск, что в свою очередь обеспечило проведение крупных наступательных операций по разгрому войск Деникина, белопанской Польши к Врангеля, В этих операциях принимали участие группы фронтов, высоко маневренные соединения и объединения (бронеавтомобильные и автотанко вые отряды, кавалерийские корпуса и конные армии) . В боях и сражениях завершающего периода гражданской войны зарождалась практика проведения глубокого наступательного боя и операции, их всестороннего тылового обеспечения.

Работа центральных и главных управлений тыла Красной Армии по под готовке и обеспечению войск в наступательных операциях усложнялась тя желым состоянием транспорта, особенно железнодорожного. На фронт мно гие материальные средства доставлялись войскам с большим опозданием, значительная часть их терялась в пути. Так, за несколько месяцев 1919 г. на Южный фронт было направлено столько имущества, сколько до этого

    - 45

не получали все фронты, вместе взятые, за год. Но в связи с большим отрывом от войск баз фронта и армий, нехваткой железнодорожных ваго нов, паровозов, топлива, почти полным отсутствием автомобильного транспорта не все материальные средства доходили до войск. 3начитель ное количество оружия, обмундирования, обуви, продовольствия оседало во фронтовых и армейских складах, приходило в негодность, портилось, расхищалось '. Возмущаясь таким положением, В. И. Ленин в августе 1919 г. направил телеграмму начальнику снабжения Южного фронта:

Предлагаю под угрозой строжайшей личной ответственности принять ре шительные меры к немедленному распределению полученного между нуждаю щимися частями".

Положение на транспорте весной 1919 г. было настолько сложным, что Советское правительство вынуждено было принять ряд чрезвычайных мер, обеспечивавших революционный порядок на железных дорогах и охрану ком муникаций от вражеских диверсий. Так, в соответствии с принятым в мар те этого года положением о военно-революционных трибуналах на железных дорогах все виновные в дезорганизации работы транспорта ц саботаже привлекались к строжайшей ответственности. Общее руководство транспор том было возложено на специальный орган при Совнаркоме - Высший совет по перевозкам, который определял пропускную способность дорог, контро лировал и обеспечивал планомерность перевозок.

Кроме того, практика воинских перевозок настоятельно требовала соз дания в центре такого транспортного органа, который занимался бы орга низацией приема грузов, их сопровождения (охраны) и сдачи в действую щую армию. Таким органом стал Особый транспортный отдел, входящий в состав центрального управления снабжений. Для сопровождения и охраны воинский грузов были сформированы транспортные части при Главных уп равлениях (артиллерийском, военно-инженерном, военно-хозяйственном, военно-санитарном, РККВФ). В ноябре 1919 г. с целью централизации всех перевозок во фронтах и армиях создаются транспортные отделы (отделе ния) в составе управлений начальников снабжения фронтов (армий) '. На чальники отделов (отделений) по общим вопросам были подчинени началь нику снабжения фронта (армии), по организационно-техническим (транс портным) - Особому транспортному отделу Центрального управления снаб жений.

    - 46

В связи с увеличением расхода материальных средств и объема подвоза в действующую армию Особый транспортный отдел уже не справлялся с ор ганизацией охраны воинских грузов. Поэтому во второй половине 1920 г. он был реорганизован в Управление военно-грузового транспорта, попол нен отрядами военной охраны грузов, военным обозом, транспортными агентами и рабочими дружинами. К осени 1920 г. представители этого уп равления были введены во все главные управления, во фронты и армии, а также в подчиненные Чусоснабарму предприятия военной промышленности. Создание транспортных органов сопровождения воинских грузов позво лило в тяжелых условиях обеспечить на железнодорожном транспорте отно сительный порядок при перевозках материальных средств, создать единую структуру, обеспечившую достаточно регулярный подвоз действующей армии минимально необходимых запасов и их сохранность.

Состояние железных дорог страны, их восстановление, ремонт и обслу живание в значительной мере обусловливались распыленностью железнодо рожных войск, состоявших из отдельных маломощных рот. Такая структура не позволяла сосредоточивать их усилия на главных железнодорожных нап равлениях, затрудняла организацию управления.

Для установления централизованного и оперативного руководства желез нодорожными войсками, объединения их усилий РВС Республики 24 октября 1919 г. принял решение о переформировании отдельных железнодорожных рот в дивизионы. На каждом фронте формировалась одна бригада в составе двух железнодорожных дивизионов. К концу 1920 г. в составе железнодо рожных войск имелось уже 10 таких бригад. Общая численность железнодо рожных войск составляла 47 714 человек '. За период 1918 - 1920 гг. они восстановили 22 тыс. км железных дорог и более 3 тыс. мостов общей протяженностью 74 км, отремонтировали 16, 5 тыс. вагонов.

В тяжелом положении находился и автомобильный транспорт, Для улуч шения его работы был использован опыт организации управления на желез подорожном транспорте. С этой целью в Московском и Петроградском гар низонах на базе автопарков воинских частей в 1920 г. были созданы Мос ковский (Мосват) и Петроградский (Петроват) военно-автомобильные транспорты, имевшие в своем составе соответственно 300 и 100 автомоби лей. Оперативные перевозки выполнялись Мосватом и Петроватом по указа ниям ЦУПВОСО и управлений военных сообщений округов. Кроме того, су ществовавшие автомобильные части (автоколонны) были объединены в ав тогрузовые отряды по 20 автомобилей в каждом. К концу 1920 г. в Крас ной Армии было сформировано 100 автогрузовых отрядов.

    - 47

Из-за больших разрушений на железных дорогах, недостатка подвижного состава, топлива, ограниченных возможностей автомобильного транспорта широко использовался гужевой транспорт, в том числе арендованный у местного населения за плату.

Однако недостаточное в целом развитие транспорта не позволяло на протяжении всей войны своевременно перемещать части и учреждения тыла фронтов и армий, что приводило к значительному их отрыву от войск. Например, в войне с белопанской Польшей основные склады Западного фронта в июле 1920 г. находились на удалении 400 - 5ОО км от переднего края, а армейские - на 130 - 400 км. С началом наступления войск фрон та они в основном остались в прежних районах, и решение на их переме щение командование фронта, исходя из транспортных возможностей, смогло принять лишь после того, как войска с боями прошли более 360 км. Поэ тому, если учесть, что обеспеченность войск при подготовке наступления была низкой (16-я армия была обеспечена боеприпасами на 30 - 35 про центов ниже потребности), а подвоз материальных средств осуществлялся с большими перебоями, то станет понятна одна из причин поражения войск фронта на Висле.

В этой сложной обстановке изыскивались новые способы тылового обес печения, принимались дополнительные меры по наведению порядка в тыло вых районах. Было ясно, что выход из создавшегося положения можно най ти только в дальнейшем повышении подвижности и мобильности органов ты ла. С этой целью в войсковом тылу упор делался прежде всего на созда ние соответствующих гужевых и частично автомобильных подразделений, а в оперативном - на развертывание на железных дорогах подвижных скла дов, их отделений, летучек и мастерских. На Южном фронте, где была от носительно хорошо развита сеть железных дорог, в результате принятых мер удалось создать не только армейские железнодорожные летучки, но и дивизионные подвижные склады, как правило, по 34 вагона каждый. В то же время следует отметить, что изложенная выше структура новых, более маневренных органов тыла была весьма разнообразной, создавалась с большим трудом и не везде одновременно вводилась в дело.

Ценный опыт по организации тылового обеспечения 1-й Конной армии был получен в период разгрома войск Деникина. Подвоз материальных средств для этой армии осуществлялся в основном железнодорожным транс портом. 3а войсками неотступно следовали дивизионные склады или их от деления и армейские летучки. Это стало возможным в связи с высокими темпами наступления 1-й Конной армии, достигавшими 35 - 50 км в сутки,

    - 48

что не давало возможности противнику производить большие разрушения на железной дороге.

Для наведения твердого революционного порядка в тылу, борьбы с контрреволюционными силами в тыловых районах на некоторых фронтах и в армиях вводились должности начальника тыла фронта (армии) . Так, во время обороны Петрограда была введена должность начальника тыла 7-й армии, а в мае 1920 г. эта должность была введена на Юго-Западном фронте и в его армиях.

В 1919 - 1920 гг. руководство всеми вопросами медицинского обеспе чения войск (сил) было сосредоточено в руках Главного военно-санитар ного управления Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. 4 декаб ря 1920 г. приказом РВС Республики были установлены порядок подчинен ности и организационная структура полевой медицинской службы. Началь ник санитарной части фронта в соответствии с приказом стал подчиняться непосредственно начальнику ГВСУ, а в оперативном отношении - командую щему фронтом. Такой же порядок подчинения был введен и в армейском звене.

Продолжала совершенствоваться организация лечения легкораненых. С этой целью создавались команды выздоравливающих и трудовые санатории. С мая 1920 г. ведет свое начало и санаторно-курортное дело в Красной Армии. В ведение ГВСУ передаются управление домами отдыха для лечения воинов, преобразованными затем в госпитали-здравницы. В соответствии с декретом СНК (декабрь 1920 г. ) "Об использовании Крыма для лечения трудящихся" выздоравливающие раненые и больные воины стали направлять ся также на санаторное лечение.

По-прежнему остро стояла проблема обеспечения медицинских формиро ваний санитарно-транспортными средствами. В связи с этим да основании постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 30 июля 1919 г. ( был произведен учет имевшегося в стране парка этих транспортных средств и приняты меры к ремонту санитарных автомобилей. В октябре 1919 г. было объявлено Положение об армейском санитарно-автомобильном отряде, а с декабря этого года для обслужива ния эвакопунктов вводились автосанитарные отряды. Основным средством эвакуации раненых и больных в армейском и фронтовом звеньях продолжал оставаться железнодорожный транспорт.

Уделяя большое внимание противоэпидемическому обеспечению Красной Армии, СНК и Совет Обороны на своих заседаниях обсуждали и анализиро вали его состояние и принимали необходимые меры.

    - 49

Для профилактики заболеваний холерой и брюшным тифом в войсках про водилась массовая вакцинация. В этих целях создавались дивизионные и армейские прививочные центры, которые направляли в полки временные прививочные отряды. В 1920 г, прививками было охвачено от 50 до 80 процентов всего личного состава Красной Армии. Важное место отводилось банно-прачечному, дезинфекционному делу, организации изоляционно-про пускных и карантинных (обсервационных) пунктов, оборудованию , развертыванию санитарно-просветительной работы. Главным в борьбе с эпидемиями считалось своевременное выявление и изоляция ин фекционных больных, организация их лечения на месте. Для этого на всех фронтах была создана система дивизионных, корпусных, армейских и фрон товых распределителей-заградителей.

В улучшении обеспечения войск медико-санитарным имуществом большое значение имела концентрация в одних руках крайне ограниченных его ре сурсов. Для решения зтой задачи было создано Главное управление хими ко-фармацевтическими заводами, проведена национализация аптек, наведен порядок в работе Петроградского завода военно-врачебных заготовлений, центрального и периферийных военно-аптечных магазинов и их отделений, созданы армейские железнодорожные и дивизионные гужевые аптеки-летуч ки. Особое внимание уделялось соблюдению жесткого режима экономии и повторному использованию перевязочных средств.

    3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского
    Красного Воздушного Флота
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

В 1920 г. в состав Красной Армии входило уже 67 авиационных отря дов, в том числе 12 истребительных и 55 разведывательных. Для их тыло вого обеспечения имелся Центральный авиационный парк-склад, пять фрон товых парков и семнадцать поездовмастерских.

Приказом РВС Республики от 25 марта 1920 г. авиация и воздухоплава ние были объединены в единый Воздушный Флот, В центре было создано Уп равление снабжения, которое подчинялось Главному управлению Воздушного Флота. Полевые управления авиации были переформированы в управления воздушного флота фронтов и армий. В этих управлениях были созданы от деления технического снабжения, которые задумались организацией обес

    - 50

печения авиачастей материальными средствами, обеспечением ремонта са молетов и моторов. Укреплялся и войсковой авиационный убыл, который решал вопросы непосредственно тылового обеспечения авиаотрядов. Таким образом, большой комплекс проведенных оргмероприятий явился реформой, которая позволила создать довольно стройную систему тылового обеспече ния авиационных частей и подразделений.

Для РККФ 1919 - 1920 годы явились периодом восстановления воен но-морских сил на освобожденном побережье Черного и Азовского, Белого и Баренцева морей. Развертывались новые флотилии, военные порты и флотский тыл в целом.

Общее руководство технической и хозяйственной частью Народного ко миссариата по морским делам оставалось за помощником управляющего де лами, который утверждал все планы снабжения, разрабатываемые Главмор хозом и Главным управлением кораблестроения (позже переименованным в Главное морское техническое управление) . В связи с учреждением долж ности Чусоснабарма 29 октября 1920 г. было создано Управление по снаб жению Красного Флота Республики. Оно занималось материальным обеспече нием РККФ, а также обеспечением материалами для постройки, ремонта и вооружения судов, морских укреплений и сооружений. На каждом флоте вводилась должность уполномоченного Чусоснабарма по флоту. В связи с этим изменялся порядок планирования и отпуска материальных средств об щевойсковой и флотской номенклатуры. Так, по материальным средствам общевойсковой номенклатуры Главморхоз и Главмортех должны были предс тавлять сводные заявки на очередной год в управления Наркомата по во енным делам. Отпуск материальных средств в соответствии с утвержденны ми Чусоснабармом лимитами осуществлялся со складов ЦУС РККА. По мате риальным срсдствам флотской номенклатуры планы снабжения утверждались Чусоснабармом и реализовывались через предприятия промышленности. Одновременно руководство РВС Республики принимало меры к дальнейшему развитию действующих военных портов и созданию новых. На всех флотили ях вместо временных баз снабжения создавались военные порты. При нали чии нескольких военных портов на одном театре или в бассейне для коор динации их деятельности один из них назначался главным. Например, штат Николаевского главного военного порта, утвержденный 25 мая 1920 г. , предусматривал более развитую организацию управления порта, полный комплект складов и магазинов. Для обслуживания порта предусматривалось 15 автомашин, 2 мотоцикла, 123 лошади, 55 повозок, 50 барж, 15 кате ров, 3 пожарных катера и 2 спасательных бота. Общая численность лично

    - 51

го состава военного порта составляла около 2000 человек. Военные порты флотилий имели менее развитое хозяйство. Общая штатная численность Котласского военного порта Северо-Двинской флотилии достигала 874, а Днепровского военного порта - 508 человек. Все виды тылового обеспече ния осуществлялись военными портами в комплексе.

Надводные корабли 1 и 2 ранга, имевшие развитое корабельное хозяйс тво, обеспечивались непосредственно через отделы порта и их склады. Соединения подводных лодок и боевых катеров обеспечивались плавбазами. Плавучие силы и средства тыла получили широкое применение на речных, озерных и морских флотилиях.

В 1919 г. принимаются меры по централизации вещевого и дродовольст венного обеспечения личного состава флота. Так, в ноябре этого года РВС Республики принял постановление о переводе военных моряков на пи щевое и вещевое довольствие от казны. В связи с этим Центральное уп равление морских кооперативов и районные кооперативы моряков (в пор тах) были упразднены. В центре их функции стал выполнять Главморхоз, а на флотах, флотилиях и в портах - созданные управления по снабжению личного состава. Начальникам снабжения военных портов передавались склады продовольствия и обмундирования, хлебопекарни, обоз, ремонтные и сапожные мастерские.

Маневренный характер боевых действий речных и озерных флотилий, не редко большое удаление районов действий от военного порта вынуждали развертывать на островах, в фортах и на внешних рейдах маневренные ба зы или базы снабжения, в которые включались береговые подразделения и суда вспомогательного флота с запасами материальных средств, буксиры, санитарный транспорт, иногда походные мастерские. Так было при обороне Астрахани, когда на о. Оранжерейном и на самом рейде была оборудована маневренная база. Для обеспечения боевых действий Северо-Двинской фло тилии вдали от Котласского военного порта также были созданы маневрен ная база и пять операционных баз. Для эвакуации раненых из районов бо евых действий использовались санитарные катера. На некоторых флотилиях имелись санитарные суда, располагавшиеся в маневренных базах вблизи от районов боевых действий.

Особо остро стояла проблема обеспечения сил флота топливом, запа сы которого были настолько ограниченными, что их распределением между основными потребителями занимались правительственные органы. Осущест влялась широкая замена жидкого топчива дровами. В 1919 г. было даже создано управление до заготовке дров и лесных материалов.

    - 52
    4. Подготовка кадров тыла, Партийно-политическая работа
    в войсках и органах тыла

Одной из важнейших задач строительства Красной Армии в годы граж данской войны являлась подготовка командных кадров. При подборе и под готовке кадров партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что при создании новой армии "мы должны брать командиров только из на рода. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и су меют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима". С увеличением численности Красной Армии возрастала потребность в командных кадрах всех специальностей. Особенно большая работа по их подготовке была проделана ЦК партии и Советским правительством после 13 съезда РКП (б) . Так, если в январе 1919 г. в стране имелось лишь 63 высших военно-учебных заведения, то к 1 сентября того же года их было уже 107, а к ноябрю 1920 г. - 151. В 1919 г. высшие военно-учеб ные заведения выпустили 11 566, ь в 1920 г. - 26 585 красных команди ров '.

Большое внимание уделялось классовому отбору курсантов и увеличению среди них партийной прослойки. В 1919 г. в составе выпускников военных школ и курсов было 71, 6 процента рабочих и крестьян, в 1920 г. - 81, 3 процента. Более половины выпускников были коммунистами.

Красная Армия остро нуждалась и в специалистах тыла, хорошо знающих военно-хозяйственную работу. На руководящие должности в частях и уч реждениях тыла широко привлекались солдаты и унтер-офицеры старой русской армии, но таких кадров было мало.

РКП (б) и СНК взяли под контроль все имевшиеся в стране воен но-учебные заведения, назначив в них военных комиссаров. Было создано Главное управление военно-учебных заведений РККА, а также принят ряд других мер по совершенствованию подготовки военных кадров. Однако в решении этого вопроса допускались и ошибки. Так, руководители ГУВУ3а неверно оценили роль военных академий в подготовке высококвалифициро ванных кадров и 9 марта 1918 г. приняли решение о ликвидации ряда выс ших военных учебных заведений, в том числе и Академии Генерального штаба. Но уже на следующий день В. И. Ленин потребовал от Главного ко миссара военно-учебных заведений срочно исправить допущенную ошибку. Подготовка специалистов тыла была развернута в Военнохозяйственной

    - 53

(бывшей Интендантской) академии РККА, а также на факультете военных сообщений Военно-инженерной академии. В конце марта 1918 г. Военно-хо зяйственная академия была переведена из Петрограда в Москву, и с 5 ап реля слушатели приступили к занятиям. Помимо основного курса, готовив шего военных инженеров-технологов, при академии были открыты 4-месяч ные курсы для подготовки специалистов войскового тыла.

5 Всероссийский съезд Советов поставил задачу подготовки преданных делу революции кадров и отметил необходимость использования знаний и опыта офицеров и генералов старой русской армии. В соответствии с этим доукомплектование Военнохозяйственной академии профессорско-прсподава тельским составом производилось за счет бывших преподавателей Интен дантской и других военных академий русской армии, добровольно изъявив ших желание готовить командные кадры для Красной Армии.

В связи с улучшением обстановки на фронтах во второй половине 1920 г. Военно-хозяйственная академия по решению РВС республики перешла на 3-годичный срок обучения. Одновременно она была объединена с высшей Военно-морской финансовохозяйственной школой и стала называться Воен но-хозяйственной академией РККА и Флота.

Военно-хозяйственная академия успешно решала задачи подготовки спе циалистов в годы гражданской войны. Только ускоренные выпуски дали Красной Армии 947 человек. Несколько сот выпускников были назначены на ответственные должности в народное хозяйство. Проверявшая академию в июле 1920 г. комиссия ГУВУЗа сделала вывод о том, что "академия стоит на правильном пути и, несомненно, дает Красной Армии полезных работни ков)> '.

Подготовка специалистов транспортных служб началась в 1918 г. в Во енно-инженерной академии РККА в Петрограде на факультете военных сооб щений, который имел военно-дорожное а автомобильное отделения. Подго товка кадров для железнодорожных войск осуществлялась в городе Торжке на курсах для подготовки красных офицеров железнодорожных войск. Авто техники готовились в Петроградской военно-автомобильной школе со сро ком обучения 1 - 2 года. В 1918 г. при Центральном броневом управлении РККА была создана Высшая автомобильная школа, которая готовила коман диров-автоиобилистов.

Для подготовки среднего и младшего командного состава военных хо зяйственников, железнодорожников, автомобилистов и других специалистов тыла были организованы курсы и школы - центральные, окружные, фронто вые и армейские.

    - 54

Некомплект медицинского составь в Красной Армии на март 1919 г. составлял: врачей - 63 процента, лекарских помощников - 58, фармацев тов - 58 процентов. Для его ликвидации Совет Обороны принимал экстрен ные меры по учету и подготовке медицинских работников. Подготовку вра чебных кадров для Красной Армии продолжала Военно-медицинская акаде мия, которая в 1919 г. выпустила 174 военных врача.

Для укомплектования РКВФ кадрами тыла широко практиковалось выдви жение на руководящие посты в хозяйственные органы активных участников революции, а также младших специалистов старого русского флота. Подго товка младших специалистов была организована в учебных отрядах и шко лах. В Кронштадте продолжала действовать школа судовых содержателей, баталеров и писарей.

Таким образом, с первых дней создания Красной Армии ЦК партии и со ветское правительство организовали комплексную подготовку специалистов тыла, которые умело осуществляли всестороннее тыловое обеспечение войск (сил)

Создавая Вооруженные Силы первого в мире государства рабочих и крестьян, Коммунистическая партия уделяла большое внимание организации партийно-политической работы непосредственно в войсках, соединениях и частях тыла.

Влияние партии в органах тыла Красной Армии и осуществлялось через военных комиссаров и партийные организации. Военные комиссары, являв шиеся первыми полномочными представителями партии, назначались Воен но-революционными комитетами. Так, в ноябре 1917 г. Военно-революцион ный комитет при Петроградском Совете назначил комиссаров в Главное ар тиллерийское управление, на Финляндскую железную дорогу и Николаевский вокзал, на склад нефтепродуктов. Были назначены комиссар Петроградско го железнодорожного узла, комиссар всех интендантских учреждений Пет рограда. При Ставке верховного главнокомандующего ВРК назначил комис сара для контроля за снабжением войск. Во фронтах назначались комисса ры на железнодорожные станции и в тыловые районы, Комиссары в органах тыла проводили большую работу по сплочению революционно настроенных солдат и матросов, создавали партийные организации, пресекали контрре волюционные выступления, успешно решали сложные административно-хо зяйственные задачи.

Учрежденные в апреле 1918 г. губернские, уездные и волостные воен ные комиссариаты усилили партийно-политическую работу в войсках и ор ганах тыла, решили задачи по созданию запасов продовольствия, вещевого

    - 55

имущества, реквизиции оружия у местного населения, что способствовало улучшению материального обеспечения войск.

Для централизации управления деятельностью военных комиссаров 8 ап реля 1918 г. создается Всероссийское бюро военных комиссаров, которое в мае 1919 г. было преобразовано в Политуправление Реввоенсовета Рес публики.

Большую партийно-воспитательную работу в тыловых органах проводили коммунисты партийных ячеек. Права, функции и обязанности партийных ячеек определялись на местах исходя из конкретных условий работы. В частях тыла флота партийными организациями руководили в основном местные комитеты партии. Наиболее самостоятельными были Кронштадтский и Севастопольский комитеты партии, которые объединяли партийные кол лективы арсеналов, мастерских и флотских судоремонтных предприятий '. 3начительно сложнее было с организацией партийно-политической рабо ты в авиационных частях. Их малочисленность и распыленность по армиям и фронтам обусловили незначительный рост рядов коммунистов. В период комплектования Красной Армии на добровольном принципе пар тия заложила основы для создания партийно-политического аппарата в ар мии и на флоте. Комиссары как организаторы партийно-политической рабо ты, партийные организации служб и частей тыла внесли крупный вклад в дело улучшения материального обеспечения и быта войск, руководили обу чением и воспитанием добровольцев.

С переходом к комплектованию Красной Армии на основе всеобщей воин ской обязанности возникла неооходимость в создании партийных органов, способных квалифицированно и оперативно руководить деятельностью мно гочисленного отряда армейских и флотских коммунистов. Такими органами стали политические отделы, которые впервые были созданы в войсках Вос точного фронта уже летом 1918 г. , а осенью - в 10-й армии Южного фрон та. К концу года они имелись уже во всех фронтах, почти во всех армиях и многих дивизиях. Их деятельностью руководил Политический отдел РВС Республики. Одновременно во фронтах и армиях были учреждены должности членов военных советов по тылу и созданы политические отделы тыловых частей и учреждений. Члены военных советов фронтов (армий) являлись ответственными за состояние тыла фронтов (армий), координацию работы органов тыла и местных органов власти по Вопросам обеспечения войск и др.

Создавались политические отделы в органах тыла Красного Флота. Так, в феврале 1919 г. был образован политотдел Кронштадтской воен

    - 56

но-морской базы, в августе - политотдел Шлиссельбургской ВМБ, в декаб ре - политотделение укрепленного района южного берега Финского залива. В начале 1919 г. активизируется процесс образования партийных орга низаций в тыловых частях и подразделениях РККВФ. Так, в 3ападном райо не обороны были созданы партийные ячей - ки в 1-м Курском и 1-м Ор ловском авиаотрядах, в поезде-мастерской 3. Там, где не было коммунис тов, создавались коллективы сочувствующих.

При проведении партийно-воспитательной работы в частях и подразде лениях тыла использовались различные формы. Наиболее распространенными были устная и печатная пропаганда и агитация, которые позволяли опера тивно разъяснять личному составу сложившуюся обстановку, лозунги и призывы партии, мобилизовать его на выполнение поставленных задач. Эту работу высоко оценивали руководители Красной Армии. Так, Глав ком Вооруженными Силами И. И. Вацетис на вопрос В. И. Ленина о неот ложных мерах по укреплению боеспособности войск подчеркнул, что нужно прежде всего '.

Решающее значеиие для совершенствования партийно-политической рабо ты в армии и на флоте имел 13 съезд партии, который в основном одобрил сложившуюся систему партийно-политического аппарата в армии и на фло те. Однако в целях усиления руководства партийными ячейками было реше но центр политической работы перенести из политотделов фронтов в поли тотделы армий и дивизий.

Вслед за политотделами дивизий и армий стали формдроваться политот делы тыловых частей армии. Один из первых политотделов был создан в 9-й армии в мае 1920 г. Он объединял части тыла, не входившие в состав дивизий, что давало возможность политотделу армии больше внимания уде лять руководству политотделами дивизий.

Однако в дивизиях единой системы политобеспечения частей д подразде лений тыла в годы гражданской войны добиться не удалось. В каждом сое динении в зависимости от условий вырабатывалась своя структура. Наиболее характерным был штат военно-политического состава по обес печению тыла дивизии в политуправлении Киевского окружного военного комиссариата, который предусматривал: р отделе снабжения дивизии - 1 комиссара, в интендантском отделе - 1 комиссара, в санитарном отделе комиссара и его заместителя, а также по одной должности комиссара в

    - 57

отделах снабжения бригад, в ружейно-пулеметном и продовольственном транспортах, на ружейно-пулеметном складе дивизии и др.

Политорганы, партийные организации, армейская печать особое внима ние уделяли воспитанию у личного состава бережного отношения к военно му имуществу, Гак, Политуправление Реввоенсовета Республики в приказе от 7 октября 1920 г. обязало все политорганы вести широкую агитацию по экономии зимнего обмундирования, "проявить максимальную бережли вость...... .. Красноармеец должен помнить, что все, что он носит, идет за счет его собратьев по труду, идущих за плугом или стоящих за стан ком.... >.

Центральный Комитет партии, В. И. Ленин постоянно заботились об уси лении частей и учреждений тыла, прежде всего медицинских, коммуниста ми, требовали отчета о их распределении и использовании. Так, в докла де политкомиссара штаба 9-й армии Юго-Восточного фронта В. И. Ленину о распределении коммунистов, прибывших по партийной мобилизации, отмеча лось, что из 229 коммунистов, прибывших в армию, 52 женщины распреде лены по госпиталям Центральной санитарной базы фронта, политкомами ла заретов, сестрами и санитарками. Остальные .... распределены так: сан часть - 17, снабарм - 15.... начвосо - 6.... армейским продовольственным комиссиям - 17.... по снабжению и хозяйственной должности - 38.... Большая партийно-воспитательная работа, проводимая партией в органах тыла Красной Армии и Флота, давала положительные результаты. В трудное время личный состав частей и подразделений тыла не только обеспечивал войска, но и с оружием в руках отражал удары противника. В период нас тупления деникинцев на Москву в 10-й армии Юго-Восточного фронта была проведена мобилизация коммунистов тыла - из каждого учреждения было взято от 50 до 65 процентов коммунистов и направлено на фронт. Подоб ные мобилизации проводились на Южном и 3ападном фронтах.

Практика партийно-политической работы в органах годы гражданской войны дала ценный опыт воспитания дичного состава. Выработанные при непосредственном участии Ленина основные организационные формы руко водства партийнополитической работой в армии и на флоте, в том числе и в органах тыла, выдержали проверку временем и доказали свою жизнеспо собность.

    * * *

Период гражданской войны и военной интервенции был периодом ста

    - 58

новления и развития организационной структуры органов тыла, основ и принципов их работы по обеспечению

Коммунистическая партия и Советское правительство большое внимание уделяли созданию такой структуры органов тыла и организации тылового обеспечения войск, которая бы отвечала новым условиям и требованиям войны. Реализация принципа соответствия организации тылового обеспече ния характеру боевых задач обеспечиваемых войск осуществлялась однов ременно с введением принципа единоначалия и жесткой централизации уп равления силами и средствами тыла, экономного расходования ограничен ных ресурсов материальных средств.

Большой пространственный размах вооруженной борьбы, ее высокая дина мичность, отсутствие сплошного фронта и ведение боевых действий по от дельным направлениям подтвердили жизненность принципа сосредоточения основных усилий тыла на важнейших направлениях. Претворение в жизнь этого принципа осуществлялось за счет: переключения сил и средств тыла с второстепенных, менее важных в данный период направлений; использо вания резервов; осуществления своевременного маневра силами и средс твами тыла с одних театров военных действий на другие.

Под руководством Коммунистической партии были не только разработаны теоретически, но и на базе экономических возможностей социалистическо го государства практически реализованы вопросы всестороннего обеспече ния армии и флота. Подтверждением этому явились итоги работы централь ных и особенно войсковых органов тыла в годы военной интервенции и гражданской войны. Так, военные заготовители в тесном сотрудничестве с местными органами власти и аппаратом Наркомпрода с 1 августа 1918 г. по 1 августа 1920 г. заготовили 334 млн. пудов хлеба '. Заготовленное продовольствие использовалось как для обеспечения армии, так и для снабжения населения центральных районов страны.

Несмотря на большие трудности, железнодорожный, водный, гужевой и автомобильный транспорт проделал большую работу по перевозкам войск, подвозу материальных средств, эвакуации раненых и больных, военного и народнохозяйственного имущества. Например, в 1919 г. по железным доро гам было пропущено 12 405 воинских поездов, в 1920 г. - 21 005 поез дов. 3а 1918 - 1920 гг. только по железной дороге было перевезено 24, 5 млн. человек и 2, 5 млн. лошадей. На разные фронты перебрасывалось бо лее 70 процентов всех сил Красной Армии, при этом 5, 2 процента всех дивизий - по четыре-пять раз, 14, 3 процента - три раза, 52 процента

    - 59
    два раза.

Личный состав железнодорожных войск восстановил и обслужил десятки тысяч километров железных дорог, построил на них сотни мостов и других искусственных сооружений. Только за время наступления войск Восточного фронта на Урале и в Сибири железнодорожными войсками фронта было восс тановлено свыше 8 тыс. км железных дорог. Всего же с 1918 по 1920 г. железнодорожные войска Красной Армии восстановили и обслужили свыше 22 тыс. км железных дорог, 3169 железнодорожных мостов общей протяжен ностью 73, 8 км, 212 железнодорожных пунктов водоснабжения, отремонти ровался 16 530 вагонов '.

Огромная работа была проделана работниками медицинской службы. Са нитары, медицинские сестры, фельдшеры, врачи оказывали помощь раненым на поле боя, лечили их в лазаретах и госпиталях. Потребовалась поисти не титаническая работа, чтобы преодолеть последствия, вызванные эпиде миями. Несмотря на трудности, количество госпиталей непрерывно увели чивалось, что создавало более благоприятные условия для лечения ране ных и больных. Если в 1918 г. в Красной Армии имелось 20 тыс. госпи тальных коек, то в 1920 г. их насчитывалось около 400 тыс. ' В связи с тем что в годы военной интервенции и гражданской войны в боях и операциях широко использовались кавалерийские части, соединения и объединения, а также вследствие значительного количества гужевого транспорта в работе тыла важное место занимала военно-ветеринарная служба. Личный состав военно-ветеринарной службы проделал большую ра боту по борьбе с различными болезнями животных, возвращению в строй раненых и больных лошадей.

Целенаправленная партийно-политическая работа, проводившаяся в Красной Армии, обеспечила массовый героизм на фронте и в тылу. Поли торганы, военные комиссары, партийные и комсомольские организации неу томимо работали над улучшением обеспечения войск, укреплением тыла Красной Армии и Красного Флота.

В огне сражений с интервентами и внутренней контрреволюцией закаля лись наши армия и флот, развивалось советское военное искусство, выра батывались и совершенствовались способы и методы материального, транс портного, медицинского и других видов тылового обеспечения войск, зак ладывались основы оперативного и войскового тыла, получившие свое дальнейшее развитие в годы мирного социалистического строительства и особенно в период Великой Отечественной войны.

    - 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние тыла и уровень его развития создают необходимые условия и непосредственно влияют на степень реализации боевых возможностей войск (сил) в операциях (боевых действиях) и в войне в целом. По маре развития военного дела эта зависимость возрастает и усиливается, что в свою очередь требует соответствия состояния и возможностей тыла состо янию Вооруженных Сил, а это возможно только при одновременном их раз витии.

Поскольку в условиях ускорения НТП процесс совершенствования Воо руженных Сил принимает революционную форму, возникает необходимость в дальнейшем развитии их Тыла.

Хотя от гражданской войны нас отделяют многие десятилетия, но в современных Вооруженных Силах, переживающих глубокий кризис, могли бы использовать некоторые идеи и подходы к решению задач, применявшиеся после революции, когда молодая Красная Армия переживала тяжелейшие го ды становления и укрепления. Конструктивный опыт тех лет мог бы найти применение и в современных условиях, поэтому заслуживает самого прис тального изучения.

    Список исопльзованной литературы:

1. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия М. 1983. 2. Гражданская война в СССР. М. 1980.

    3. Очерки советской экономики 1917-1920гг. М. 1956г.
    4. История гражданской войны в СССР. М. 1959г.

5. Мудряченко М. Ф. "Отечественный и зарубежный опыт обеспечения войск в условиях рыночных отношений" учебное пособие ЯВВФУ 1995г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.