РУБРИКИ

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) - (диплом)

p>а также специально разработанными авторскими программами и методиками, одобренными экспертным Советом Управления образования [41Устав Центра развития ребенка “Мальвина” /Утвержден Постановлением № 18-Р от 12. 01. 1998 г. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. Методический кабинет. Б. н. ].

В “Мальвине” 10 групп. На первом плане воспитания –умственное и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляется оно по новой программе “Развитие”, разработанной научным центром г. Москва. Суть этой сложной программы–развить логическое мышление, научить ребенка самому добывать знания, а не давать уже готовые, научить учиться. В прежних же главенствовало развитие умений и навыков.

В ДОУ воспитывают красотой. И всегда экспериментируют. В маленьком здании построенном по проекту 60-х годов имеется все необходимое, чтобы выпустить из стен его образованного ребенка. Все продумано до мелочей, и каждая деталь интерьера несет смысловую нагрузку. Здесь сказка начинается буквально с порога, чтобы ребенок на каждом шагу видел и чувствовал красоту. Прямо с улицы по мраморной лестнице, которая в течение всего года застлана ковром, вступает малыш в свой детский мир, где его встречает голубоглазая Мальвина, веселый длинноносый Буратино и другие сказочные персонажи, резьбой украшены лестницы, укрыты батареи и пожарный кран, резными рамами украшены зеркала– все здесь выполнено со смыслом. И красота – продуманная и строгая [42 Чунихина С. На Севере Крайнем “Мальвина” живет.... //Правда Севера. - 1997. - 31 мая. ]. Еще в начале века З. Фрейд показал роль ранних впечатлений для формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте дают в будущем необратимые девиации поведения. Их можно сравнить с нарушением траектории полета, т. е. в начале жизни, в начале динамики духовного развития. Поэтому заботу о душе ребенка, о нравственном ядре личности следует проявлять очень рано и именно с книги. Книга в первую очередь, потом– театр, потом – все остальные виды искусства. Приобщение к искусству, чтению для ребенка много важнее, чем для взрослого. Развивающийся мозг формируется в первые полтора-два десятилетия. Это совпадает с периодизацией Льва Толстого, который делил духовную жизнь на семилетия– детство, отрочество, юность. Педагогический коллектив тесно сотрудничает с институтом педагогических инноваций Российской академии образования, и в частности, с кафедрой дошкольной педагогики инновационного творчества, и поэтому все новое, что только появляется в дошкольной педагогике, находит свое отражение в жизни“Мальвины”. Желание творить рождает все эти эксперименты и новаторства, заставляет воспитателей пребывать в состоянии постоянного поиска.

Работа в “Мальвине”строится по трем направлениям: умственное развитие, эстетическое воспитание и оздоровление. Не каждое дошкольное учреждение может похвастаться таким штатом сотрудников, где есть свои хореограф, преподаватель иностранного языка, логопед, психолог, воспитатели по биологии, театральной и игровой деятельности, изобразительному искусству, физической культуре, три преподавателя музыкальных дисциплин: по скрипке, баяну, аккордеону.

Педагоги музыкальной школы ведут занятия на высоком профессиональном уровне. По окончании обучения наиболее одаренные дети без экзаменов принимаются в музыкальную школу. Есть здесь свой ансамбль народных инструментов“Ложкари”, непременный участник концертных программ многих общегородских мероприятий, победитель городского конкурса“Веселые наигрыши”.

Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом муниципальной городской многопрофильной больницы, штатным медицинским персоналом ДОУ, который наряду с администрацией и коллективом несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий. В Центре развития ребенка“Мальвина”есть полный комплекс для проведения оздоравливания и закаливания: процедурный кабинет, физиокабинет, сауна, комната психологической разгрузки, гидромассаж, тренажерный зал.

Питания, как в “Мальвине”, нет ни в одном детском саду. Питание разнообразно и осуществляется по заказному двухнедельному меню, организован шведский стол. Каждый ребенок выбирает себе блюдо, и нет здесь отходов: малыши едят то, что хотят. Так “Мальвина” учит жить в коллективе, здесь отошли от дисциплинарной модели воспитания, здесь личностно-ориентированная педагогическая модель общения. Отношения между воспитателями и детьми–партнерские, дружеские и доброжелательные, дети более самостоятельны, свободны, уверенны и подготовлены к выходу в жизнь.

ДОУ имеет статус юридического лица. Эта самостоятельность дала возможность сделать все, что сейчас есть, чем гордятся коллектив учреждения, его заведующая Н. В. Воробьева, заместители заведующей О. Н. Буксирнова и В. И. Заводцева, воспитатели Н. А. Давыдова, И. В. Краснова, И. М. Ильинова, И. А. Рахманкина, Е. В. Овдиенко, Н. С. Христосова, старшая медсестра Л. Н. Кравчута. ДОУ вправе предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги: изобразительная деятельность, ритмика, хореография, обучение игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам, сверхурочный присмотр и уход за детьми, а также лечебно-профилактические, медицинские дополнительные услуги: например, массаж, сауна, плавание, физиотерапия, лечебная гимнастика, занятие на тренажерах. Финансовые средства образуются:

–из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на одного ребенка;

    – родительской платы;
    – доходов от платных услуг (заработанных ДОУ);

– добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, организаций; – средств спонсоров и шефов.

Однако при всем “видимом”благополучии материальная база детских образовательных учреждений за истекший период значительно ухудшилась. Из-за отсутствия финансирования в детских садах, проработавших 10–15 лет, групповое оборудование приходит в негодность, требуется мягкий инвентарь, кухонное оборудование и посуда, игрушки. Есть большие проблемы с учебно-методическим обеспечением дошкольных учреждений.

Таким образом, дошкольные учебные заведения г. Новый Уренгой также достигли несомненных успехов в деле обучения и воспитания маленьких граждан. Среди них особенно выделяется ДОУ“Мальвина”.

    2. 3. Национальная школа

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен. Более того, сегодня позиция федеральных органов такова, что национальная школа - региональная проблема и решаться она должна “на местах”. Это, с одной стороны, дает свободу, “развязывает руки”, но, с другой стороны, возникает проблема, как этой свободой воспользоваться [43Многие данные, использованные в параграфе, любезно предоставлены автору специалистами Управления народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард). ]. Комитетом по делам национальной школы Управления образования Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель–П. Ф. Макаренко) проработана концепция национальной школы. Но проблема в том, что она во многом не вписывается во все те, которые существуют в современной России. У нас ведь национальной школы в ее традиционном понимании нет. Есть только отдельные ее элементы. То есть здесь изучают родной язык как предмет, и попутно с этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и т. д. По сути это, по нашему мнению–смешанная школа. И вот найти место такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки непросто.

Это не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой национально-региональный компонент в образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных ресурсов и этноса края. С другой стороны, необходимо отдельное выделение проблемы школьного обучения малочисленных коренных народов Крайнего Севера, компактно проживающих на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить, например, о преподавании всех учебных предметов на родном языке, но свой родной язык ребенок должен обязательно знать. Наверное, еще более важная проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории, традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

Есть еще одна серьезная проблема –существующая система школ-интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для сохранения этноса. Необходимо кардинальное изменение содержания воспитания в существующих школах-интернатах.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к истории, современному положению и будущему малых народов Тюменского Севера, что объясняется как быстро растущими темпами промышленного освоения региона, так и рядом острых противоречий, сложившихся в ходе социально-экономического и этнокультурного развития его коренного населения. В связи с этим актуальным представляется обращение к истории деятельности Тобольского Комитета Севера в области образования, так как в этой сфере на сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы.

Еще в 1925 –1931 гг. Тобольским Комитетом по образованию в основу развития школ для коренного населения были положены следующие положения, достаточно актуальные и в наше время:

–Школа для малых народностей Севера должна давать только такого рода образование, которое не оторвет коренное население от его хозяйственной обстановки; не отучит его от обычной трудовой промысловой деятельности и облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями северной природы и удержит коренное население в своей родной “стихии”– тундре или тайге. –Система обучения и воспитания в школе должна быть строго согласована с местными обычаями коренного населения, с укладом экономической жизни кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения северных промыслов.

–Школьная программа должна быть тесно связана с жизненными потребностями северного человека, быть практикой культурного домоводства и давать ему навыки усовершенствования опыта [? Исторический опыт народного … С. 66–67. ]. Таким образом, в основу организации образования у коренных народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью, традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в 1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-интернатов.

И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования Тюменской области были поставлены следующие задачи:

–изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные моменты в работе таких типов школ, как передвижные школы, школы при “красных чумах”, “красных ярангах”, культбазах и т. п. ;

–проанализировать поэтапное осуществление всеобуча на родном языке в северных регионах нашей страны;

–выявить связь обучения с традиционными видами хозяйствования (оленеводство, звероводство, рыбный промысел, охота);

–разработать методические рекомендации по дальнейшему развитию и усовершенствованию элементов системы народного образования для коренных национальностей Крайнего Севера, в том числе и кадровой проблемы [? Там же. - С. 70-71. ]. Вопрос подготовки педагогических кадров школ для коренных жителей Севера медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом институте открылся филиал педагогических кадров родного языка, культуры, филологии. Почти 200 лет назад И. Фихте высказал мысль о том, что всякий народ или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные ценности, типы, мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и родной, и иной для себя культуры.

Комитет народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа сотрудничает с высшими учебными заведениями Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Складывается рынок подготовки специалистов в области обучения и воспитания детей семей коренной национальности округа...

    2. 4. Профессиональное образование

Начальное профессиональное образование в городе осуществляют профессионально-техническое училище № 31 (ПТУ-31), профцентр “Эврика”, а также учебно-курсовые комбинаты ряда промышленных объединений и предприятий. Они осуществляют подготовку специалистов по основным специальностям, необходимым городу, в том числе, ориентируясь на заявки городского Центра занятости. История создания городского ПТУ начинается с 1985 года. Руководство двенадцатитысячного коллектива строителей треста “Главуренгойгазстрой” задумалось тогда о перспективе своего развития, для чего постоянно требовались квалифицированные кадры. Начальник треста А. И. Наливайко проявил личную заинтересованность в создании профтехучилища, но прошло три года, прежде чем идея смогла воплотиться в жизнь. Практическую и методическую помощь оказали руководители Тюменского областного управления профтехобразования, трест “Уренгойгазстрой” (который и стал базовым для училища). Училище готовит специалистов по широкому кругу строительных специальностей. 1 сентября 1988 года за парты сели первые 180 учащихся. Помещения училищу были выделены как временные, приспособленные на 330 мест. Прием учащихся проводился и проводится с учетом перечня медицинских показаний к работе и производственному обучению профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных рабочих. Преимущественным правом при зачислении пользуются выпускники основной школы, имеющие в свидетельстве и аттестате оценки “4” и “5”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети коренных национальностей [46Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № 328-Р от 20. 05. 1998 г. мэра г. Новый Уренгой. //Управление образования Администрации г. Новый Уренгой. - Методический кабинет. Б. н. ].

Отметим, что конкурс достаточно высокий, но прием ограничен в связи с тем, что в настоящее время учится 480 человек. Это значительно выше проектной вместимость здания. В профтехучилище № 31 в 1993-1997 учебных годах получили среднеспециальное образование более 3. 000 учащихся по 12 специальностям. Несколько иной профиль имеет профцентр “Эврика”, созданный в 1994 году. Здесь более 450 учащихся овладевают 15 специальностями (от повара до оператора котельных установок). С изменением общественных потребностей закономерно появляется подготовка по новым достаточно“престижным”у современной молодежи специальностям. Так, в ПТУ № 31 создана материальная база для обучения профессии слесарь по ремонту автомобилей, а также водитель категории“С”, а в профцентре “Эврика” – по профессиям: слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории “С”, “швея–мотористка”, “секретарь – машинистка” [47 Богатство народа … С. 15–16. ]. Кроме того среднее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляют городское педагогическое училище-колледж, филиал Салехардского медицинского училища и техникум нефтяной и газовой промышленности.

Открытие техникума нефтяной и газовой промышленности было продиктовано производственной необходимостью и самой жизнью. У детей первопроходцев появилась возможность получить послешкольное образование в пределах места жительства. Более двух тысяч специалистов для газовой отрасли региона подготавливает техникум. Механики, электрики, операторы, специалисты автоматизированной системы управления котельных установок трудятся в настоящее время на газовых промыслах предприятий “Ямбурггаздобыча”, “Уренгойгазпром” и “Тюменбургаз”. Каждый девятый работник газопромыслового управления– выпускник техникума, каждый седьмой – возглавляет ответственный участок газопромыслового управления. В 1997–1998 уч. г. в техникуме преподавал 91 человек, училось 1340 детей по шести специальностям [48 Что ожидает новоуренгойцев … С. 10–11. ]. Высшее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляется филиалами Тюменского государственного университета и Тюменского государственного университета нефтяной и газовой промышленности, Московского открытого социального университета, Уфимского авиационного института, Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта. Последние четыре вузов работают в городе только по заочной форме обучения.

Принципы формирования системы профессионального образования отражают исходные установки“Программы развития системы народного образования в городе Новый Уренгой”. Среди них можно выделить следующие: –обеспечение гибкости, непрерывности, многоступенчатости профессионального образования;

–удовлетворение потребности города в специалистах массовых профессий традиционных и новых сфер деятельности;

–многопрофильность (ориентация на социальную и производственную сферу жизни общества);

–удовлетворение образовательных потребностей молодежи по месту жительства или вблизи его при сохранении качества образования;

–сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения квалификации;

– оптимизация форм обучения, оперативность форм, гибкость их содержания; –использование потенциала преподавательских кадров города и привлечения ведущих специалистов областного центра, соседних регионов для обеспечения качественного образования;

–подчинение управления профессионального образования в городе задаче сохранения единого непрерывного образовательного пространства, развитию демократических начал его организации, обеспечению научного подхода к проектированию и развитию [49 Программа развития народного образования в городе … С. 18–19. ]. Программа становления целостной ступенчатой системы непрерывного профессионального образования может быть реализована как последовательная разработка и внедрение отдельных проектов. Проектный подход к реализации программы позволит, не создавая новых управленческих и организационных структур, решить проблему привлечения квалифицированных специалистов, используя принцип временных творческих коллективов, делегирования полномочий уже существующим структурам.

При этом задачи экспертизы и контроля за деятельностью рабочих групп проектов возлагаются на органы управления образования города. Проектный принцип реализации программы позволит интегрировать в рабочих группах потенциал ученых и практиков– сотрудников системы образования.

ГЛАВА 3. Школы компенсирующего обучения и организация обучения детей вне стен образовательных учреждений

    3. 1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения

В настоящее время нашу страну захлестывает молодежная преступность. Поражает жестокость и агрессивность совершаемых преступных деяний. Могут возникнуть вопросы: причем здесь система образования? И влияет ли качество и направленность образования на преступность несовершеннолетних и криминализацию общества?

Немаловажную роль в снижении образовательного уровня молодежи, в том числе и в исправительных учреждениях, сыграл принятый в 1992 году закон “Об образовании”, в соответствии с которым полное среднее образование фактически перестало быть обязательным. Администрация школ получила право избирательного приема в Х–ХI классы средней школы. Подростки, не вошедшие в число избранных, зачастую стали попадать под влияние взрослых преступников.

Поэтому вполне закономерно увеличение в воспитательных колониях числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали. Так, если в 1987–1990 гг. их доля не превышала 20%, то в 1993 г. она составила 50 %, а в настоящее время достигла 60% [50Стурова М. П. Система образования и молодежная преступность //Педагогика. 1998. № 6. С. 4–5. ].

Из всего обширного круга воспитательных проблем современной школы нами выделено три, связанные с идеологией, сексуальным образованием, валеологией. Большой проблемой для теории и практики воспитания является отсутствие в государстве идеологии, разделяемой большинством населения, т. е. некоей системы идей, принципов, объединяющих наиболее значимые ценности народа. Долгожданное провозглашение реальной свободы слова, собраний, совести и т. п. в условиях“разгосударствления” страны привело к тому, что в наши школы буквально хлынули различные “проповедники”с Запада и Востока. Чем же страшна эта, на первый взгляд, кажущаяся разноплановая агрессия? Она направлена на разрушение психики человека, на полный контроль над его сознанием, на отрыв от реального мира. Подростки, попавшие под влияние деструктивных сект, уходят из семьи, не работают, не учатся, создавая среду для преступления на религиозной почве [51 Стурова М. П. Система образования … С. 5. ]. Половое воспитание школьников, по нашему мнению, – вторая проблема, получившая в 1996 –1997 гг. широкий общественный резонанс и ставшая предметом специального разбирательства на различных комиссиях и комитетах Госдумы. Еще известный советский педагог А. С. Макаренко писал: “Вопрос о половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических вопросов.... Он становится очень трудным, когда его рассматривают отдельно и ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов” [52Макаренко А. С. Педагогическая поэма. //Собрание сочинений. Т. 4. - М. , 1957. С. 406. ].

В последние десятилетия практически по миру прокатилась сексуальная революция. Одним из ее результатов стало падение авторитет ценностей семейной жизни. Однако педагогические истины также вечны, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Именно это и происходит, когда данную проблему взялись решать люди, далекие от педагогики, детской и возрастной психологии.

И, наконец, третья важная проблема. В переводе с латинского языка “валеология” означает “учение о здоровье”. Для квалифицированного преподавания этой дисциплины понадобились бы специалисты в области медицины, психологии, психоневрологии, психиатрии, социологии, культурологии, сексологии, религиоведения. Вряд ли Министерство общего и профессионального образования при намечающемся сокращении педагогов, которых и так не хватает во многих школах по базовым научным дисциплинам, сможет финансировать работу этих специалистов.

Молодость –самая романтическая, полная оптимизма и надежд пора жизни. Но в то же время ей присущи трудности становления личности и вступления во взрослую жизнь с ее тревогами, хлопотами, ответственностью. Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел невидимую границу, разделяющую детство и юность. В первую очередь именно для таких девушек и юношей создан в 1995 году в Новом Уренгое Центр адаптации и реабилитации детей и молодежи “Садко” при Комитете по делам молодежи, физкультуре и спорту.

В его структуру вошли несколько служб: социальная гостиница, служба педагога-психолога, юриста, нарколога, служба семьи и брака. От Центра в городской детской поликлинике ведет анонимный прием подростковый гинеколог. Круглосуточно работает телефон доверия, номер которого знают практически все новоуренгойцы: 3-33-33.

В социальной гостинице проживают около 50 детей дошкольного и школьного возраста. Каждый попал сюда после трагедии в родной семье; здесь они переживают шок, полученный в экстремальной социальной ситуации [53 Васильева Т. Скорая социальная помощь. //Газ Уренгоя. - 1997. - 7 ноября. ]. Директор Центра “Садко” Е. А. Терпиловская ведет работу в тесном сотрудничестве с другими социальными службами города. Ведь отделить жизнь и проблемы детей от взрослой жизни практически невозможно.

Наше жестокое время вносит свои штрихи и коррективы в социальную жизнь. Даже взрослые не выдерживают давления кризисных явлений, скрытой и открытой безработицы, задержек тяжелым трудом заработанной зарплаты, несоответствия семейного бюджета реальным ценам на продукты первой необходимости. В итоге дети“теряют”близких и остаются один на один со своей бедой. И пока решится их дальнейшая судьба, они должны питаться, учиться, лечиться, иметь крышу над головой и знать (чувствовать! ), что их любят, что они кому-то нужны. Тогда и приходят добрые “мамы” из “Садко” на помощь детям. Тяжела у “мам” работа: часто приходится общаться с несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами, проститутками; каждого надо выслушать, каждому - помочь. Иногда детям и подросткам помогает обычная беседа “по душам”, но, к сожалению, все чаще приходится прибегать к медицинской помощи [54 Васильева Т. Жить - страшно: О Центре социальной адаптации молодежи “Садко”. //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая. - С. 4. ]. Создание специальных школ для детей с задержкой психического развития началось с середины 70-х годов, а к 1981 г. они были учреждены официально в качестве нового типа школ, еще одна попытка решить проблему школьной неуспеваемости путем создания адекватных (соответствующих особенностям развития) условий обучения и воспитания.

В городе Новый Уренгой на базе детского сада “Ягодка”постановлением Главы администрации № 1542 от 01. 08. 1994 г. открылся единственный в Ямало-Ненецком округе центр“Поддержка”. Первое, на чем сосредоточил свои силы весь его педагогический коллектив, было создание учебно-материальной базы. Как известно, большое место в коррекционной работе отводится наглядно-практической деятельности, обучению приемам действий, поэтому учителя с помощью родителей и детей изготовили для индивидуальной работы количество различного раздаточного материала, опор, дидактических игр. Одновременно оборудовали кабинет логопедии, игровые комнаты, комнату психологической разгрузки и тренажерный зал для занятий ритмикой, кабинет ручного труда и кружковой работы.

За пять лет в школе выросли свои кадры. Придя сюда работать, учителя по сути вынуждены были менять свою специализацию. Чтобы это понять, достаточно месяц поработать в специальной школе. Педагогу предстояло решительно отказаться от дилетантских и достаточно устойчивых представлений о детях с задержкой психического развития и детях-инвалидах как о малоспособных, а то и вовсе умственно-отсталых. Само определение“задержка психического развития”говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

На начальном этапе было проведено обучение учителей основам специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через систему семинаров (причем он остался неизменным для всех начинающих учителей). Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия, которые обязательны для каждого учителя:

    – в совершенстве знай спецпсихологию;

– воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики; – не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

    – помни: максимум поощрения, минимум наказания;
    – требуя, учитывай реальные возможности ребенка;
    – каждому ребенку индивидуальный подход;
    – постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
    – упражняй, упражняй, упражняй;
    – учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

– утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы; – соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей; – работай в тесном контакте с врачом [55 Налимова С. “Поддержка” без поддержки //Газ Уренгоя. 1997. 7 ноября. ]. Здесь, в Центре, дети с умственными и физическими недостатками получают образование, элементарные профессиональные навыки, отдыхают, рисуют, поют, занимаются в спортивных секциях, овладевают компьютерными навыкам, все воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, в чем можно было убедиться после просмотра песен и танцев в их исполнении. Дети не слышат, но с удовольствием танцуют, дети не ходят, но с удовольствием поют. 150 девчонок и мальчишек в возрасте от 4 до 17 лет окружены заботой, вниманием, чуткостью и терпением опытных педагогов, обладающих даром чувствовать чужую боль как свою собственную. Все, что сейчас есть в Центре, – от игрушек до мягкой мебели и видеотехники, – приобретено за счет многочисленных спонсоров – Администрации города, физических лиц, предприятий и организаций. Директором Центра “Поддержка”с самого его основания работает человек большой и доброй души - Ирина Львовна Сальникова. Педагогические коллективы обоих Центров и их воспитанники благодарны своим спонсорам–Управлению образования Администрации Нового Уренгоя, городскому Управлению внутренних дел, пожарным частям № 30 и № 62, Коммерческому банку газовой промышленности“Газпромбанк” [56 Богатство народа … С. 5. ]. Отрадно сознавать, что Новый Уренгой славен не только добычей газа и трудовыми подвигами, но и милосердием и сердечностью. Кто сказал, что возле Полярного круга стынет кровь и черствеет душа? Скорее, наоборот, здесь живут люди с великой душой.

    3. 2. Дополнительное внешкольное образование.

В связи с тем, что многие детские дошкольные учреждения и школы не в состоянии дать своим воспитанникам всесторонний объем знаний, в городе Новый Уренгой успешно развивается сеть дополнительного образования. Она представлена Центром детства, Детско-юношеской школой, социально-педагогическим комплексом“Истоки”, детско-юношеским клубом физической подготовки “Контакт”, детско-юношеским центром туризма и другими учреждениями. Дополнительное образование в городе развивается через сеть образовательных учреждений, внеклассную и внешкольную деятельность. За прошедшие пять лет (1992–1997 г. г. ) сложилась достаточно развитая структура учреждений дополнительного образования, кружков и секций.

Приведем красноречивые данные о росте количества учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования города Новый Уренгой: Учреждения дополнительного образования

    1994/95 уч. г.
    1995/97 уч. г.
    план (до 2001 г. )
    Центр Детства
    1600
    1600
    1650
    ДЮКФП “Контакт”
    940
    840
    916
    Детско-юношеский центр туризма
    –
    120
    570
    СПК “Истоки”
    1899
    1900
    2000
    Итого:
    4439
    4500

5136 [? Данные любезно предоставлены автору в Управлении образования Администрации г. Новый Уренгой. ]

Эти цифры показывают, что в условиях свертывания данной системы во многих регионах страны, в Новом Уренгое налицо ее стабильное функционирование и даже определенное развитие.

В 1992 г. в качестве эксперимента при школе-профилактории № 12 открылось муниципальное образовательное учреждение“Домашняя школа”, руководство деятельностью которой приняла организатор “Школы”, единственный в Тюменской области педагог, награжденный орденом “Отличник просвещения имени Н. К. Крупской”, – Людмила Борисовна Кресова.

Почему “Домашняя школа”? Потому что это заведение возрождает исторический опыт домашнего обучения, т. е. реального обучения на дому. Основное направление ее деятельности– индивидуальное обучение, в том числе гувернерство и репетиторство. Работать в “Домашней школе”теоретически мог каждый учитель или воспитатель, имеющий соответствующее образование и опыт, в том числе, педагог-пенсионер с многолетним педагогическим стажем. Учитель“Домашней школы”мог оценивать текущую учебную деятельность своего ученика, а экзамены и годовые проверочные работы проводила нейтральная городская экзаменационная комиссия, созданная при Управлении образования [58 Козицкий Ф. Домашняя школа. //Правда Севера. - 1991. - 2 апреля. ]. Возможна ли халтура в работе педагогов “Домашней школы”? В обычной, массовой школе ученики и родители “обязаны” любить и уважать преподавателя, а в “Домашней школе”это все надо заработать. У родителей и учащихся появился реальный выбор, который можно было сделать в любое время учебного года.

Услугами данного заведения воспользовались 823 семьи. Преподавательский состав состоял из 197 человек, почти третья часть из них– выпускники городского педагогического училища-колледжа. Спустя три года после открытия столь нужного городу учебного заведения (в 1995 году), был произведен опрос каждой воспользовавшейся услугами“Домашней школы”семьи и преподавателей, где главенствующим вопросом был социальный заказ на ее деятельность. Администрация“Домашней школы” получила множество положительных отзывов и массу наилучших пожеланий. В 1996 г. “Домашняя школа”заработала в полную силу: к совместной работе привлекались более опытные педагоги, психологи. Однако Управление образования, сославшись на отсутствие средств и невозможность дальнейшего финансирования деятельности“Домашней школы”, в 1997 году ликвидировало это учреждение. Кроме того в Новом Уренгое на базе Дома культуры “Газодобытчик” шестой год работает школа эстетического развития детей. Школа находится на хозрасчете, то есть существует, в основном, на родительские взносы. Трижды в неделю здесь учатся дети от 4 до 7 лет.

Особенно любят ребятишки занятия Н. С. Семченко – преподавателя английского языка, Ю. Н. Шелковниковой – природоведа, С. Н. Богдановой – учителя чтения и директора школы, Л. И. Шуляк – детского психолога, Т. П. Вахрушевой – руководителя театральной студии, И. В. Гарнизовой – художника и экскурсовода детского музея, Т. И. Красюк – учителя музыки, И. А. Куликовских – хореографа [59 Иванова Н. В школу – до школы //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. ]. Дети эстетической школы вместе с детьми Центра “Поддержка” совершают экскурсии на природу, в зимний сад при детском саде “Руслан”, где им рассказывают о растениях, животных, учат понимать и любить окружающие нас предметы. Ведь именно природа-матушка дает нам кров, пищу, одежду, обогащает наше существование, воздействует на наше духовное и физическое развитие. К сожалению, на Крайнем Севере мы почти девять месяцев (с сентября по июнь) созерцаем бескрайние просторы снежных полей, а душа тоскует по зеленому листочку, травинке, нежной и яркой раскраске цветов. Вот потому и созданы в нашем городе такие“зеленые уголки” [60 Шелковникова Ю. Природа – наш учитель //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. ]. В 1994 г. в одном из микрорайонов южной части города Новый Уренгой открылась Комната школьника. В “Олимпе” организованы секции айкидо, каратэ, кикбоксинга. Занимаются с детьми опытные тренеры, любящие детей и свое дело. Для ребят также имеются настольные игры, теннисные и бильярдный столы, тренажеры. С детьми проводятся поучительно-познавательные игры.

В комнату школьника “Олимп” дети приходят просто прийти и отдохнуть; их встретят добрые, грамотные, отзывчивые педагоги: К. А. Гафарова и Н. В. Таушканова. Во многом благодаря им дети заняты полезными делами в свободное от школы время, стали принимать активное участие в городских соревнованиях [61 Кощеева С. Приходите в Олимп //Правда Севера. - 1994. - 2 апреля. ]. В 1998 году спортивному клубу “Контакт” Управления образования исполнилось 10 лет. Более тысячи ребятишек с превеликим удовольствием занимаются в различных секциях. Благо есть из чего выбирать: футбол, хоккей, рукопашный бой, фигурное катание. Один из любимых видов спорта– кикбоксинг, “отцом–основателем”которого в городе стал А. Борщев; тренируют юных борцов Л. Вороной, А. Кахно, В. Кушнир, П. Кошель. Первые тренировки начались в сентябре 1990 г. , а сегодня новоуренгойцы из “Контакта” - чемпионы России, Европы и мира [62Туктаров Ф. Тысячи уренгойцев пришли на бокс. //Правда Севера. - 1998. - 5 мая. ].

В городе Новый Уренгой, поселках Уралец, Лимбя-Яха, Коротчаево и Ево-Яха в культурно-образовательных учреждениях обучается полторы тысячи детей. Занятия проводятся на отделениях баяна, фортепиано, аккордеона, скрипки, духовых инструментов, гитары.

На базе школ созданы замечательные творческие коллективы преподавателей и учащихся. Хорошо известны не только в Новом Уренгое, но и далеко за его пределами ансамбль народных инструментов под руководством С. Савичевой, образцово-показательный ансамбль песни и танца“Сияние”(В. Гомоля, А. Филатов), трио скрипачей (В. Поезжалов), детская филармония (Л. Насикан), оркестр камерно-классической музыки (И. Козина). Однако, несмотря на вышеназванные учреждения системы дополнительного образования, настоящее состояние этой системы не может обеспечить запросы населения, слабо развита сеть платных дополнительных услуг. В пригородных школах дополнительное образование почти не развивается, очень низка вовлеченность в дополнительное образование детей и подростков. В числе основных причин сложившегося положения следует назвать: –организационно-управленческую разобщенность и неразработанность способов регулирования и координации деятельности учреждений дополнительного образования;

–отсутствие финансовых средств, необходимых для нормального функционирования учреждений дополнительного образования;

–слабую материальную базу учреждений (ограниченность площади, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования). Первоочередными задачами в развитии дополнительного образования являются: –разработка на основе типового положения об учреждении дополнительного образования нормативно-правовых механизмов и предприятий, выдающих условия для экономического, социального, организационного самообеспечения развивающейся системы дополнительного образования;

–определение основных направлений обновления содержания и типов учреждений дополнительного образования;

–разработка новых подходов к привлечению к дополнительному образованию учреждений и организаций других сфер и ведомств общественности; –изменение системы подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования с учетом специфики города и пригородов;

–организационное, информационное, управленческое обеспечение становления целостной системы дополнительного образования и полноценного рынка дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг [63 Программа развития народного образования в городе … С. 27–28. ]. Таким образом, в городе достигнуты несомненные успехи в развитии сети учреждений дополнительного образования. Родители получили возможность реальной полноценной подготовки своего ребенка к школе, а также организации его досуга в свободное от основных занятий время. Однако дальнейшее развитие этих полезных начинаний сдерживает традиционный недостаток средств. Это стало одной из главных причин закрытия такого оригинального начинания ряда новоуренгойских педагогов, как“Домашняя школа”.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким будет образование XXI века в России? Видимо, ответ дадут уже ближайшие годы. Они должны стать, по нашему мнению, годами необратимого поворота от одинаково для всех содержания обучения к образованию по выбору; годами, когда окончательно победит идеология развивающего обучения, годами подлинного раскрепощения как учителя, так и ученика, школы в целом.

Народное образование в Новом Уренгое закономерно зародилось практически одновременно с его появлением. 1 сентября 1976 г. здесь открылась первая школа, действующая до настоящего времени. В 1980 году в городе был создан отдел народного образования. С 1997 г. его правопреемником является Управление образования при Администрации г. Новый Уренгой.

Его коллектив последние годы целенаправленно работает над реализацией Закона Российской Федерации“Об образовании”(1992 г. ), дальнейшим развитием системы образования в городе, способной учитывать разнообразные способности учащихся, социальной защитой педагогов и учащихся, развитием охраны здоровья школьников, совершенствованием методического мастерства и повышения квалификации учителей и воспитателей. Управление образования и администрации школ стремятся к созданию условий для проведения учебно-воспитательного процесса, гарантирующего охрану и укрепление здоровья воспитанников. Почти во всех школах работают спортивные секции, тренажерные залы, спортивные площадки, что способствует значительному улучшению оздоровления учащихся. Деятельность Управления образования и образовательных учреждений Нового Уренгоя неоднократно получала высокую оценку не только в области и округе, но и на всероссийском уровне.

Спустя два десятилетия со дня переименования поселка Ягельный в город Новый Уренгой можно говорить о достижениях, недостатках и состоянии народного образования в целом. На начало 2000 г. в городе Новый Уренгой, имеющего почти стотысячное население, значительная часть которого молодежь, функционирует: – 15 общеобразовательных школ, в том числе: 3 школы-лицея и 1 гимназия; – 30 дошкольных учреждений, в том числе 16 ведомственных;

    – 6 учреждений дополнительного образования;
    – 2 Центра адаптации молодежи.

Абсолютное большинство образовательных учреждений (школы, гимназия, учреждения дополнительного образования, Центры адаптации молодежи, педагогическое училище-колледж, ПТУ–31, а также 14 детских садов) финансируются за счет средств городского бюджета. Они направляются на выплату заработной платы, приобретение инвентаря, комплектование литературой и 60% надбавку к зарплате педагогов и вспомогательного персонала.

Ряд дошкольных учреждений, находящихся в ведении Предприятия “Ямбурггаздобыча” и производственного объединения “Уренгойгазпром” финансируются за счет прибыли этих структур. Филиалы высших учебных заведений в городе работают на основе“хозрасчета”. Новоуренгойскому образованию сейчас трудно. Многие озабочены ходом образовательных реформ, которые нуждаются в экономических механизмах, способных закрепить правовые гарантии общедоступности образования, обеспечить социальные права педагогов и учащихся. Вместе с тем очевиден положительный итог последних лет–в системе образования произошел радикальный поворот от прежней модели образования к новому его состоянию, отвечающему потребностям реформируемого государства.

Реальностью сегодняшнего дня стало открытие новых видов образовательных учреждений, создание новых программ, курсов, учебников нового поколения, внедрение новых форм и технологий организации, учебно-воспитательного процесса (см. Приложение).

Сегодня чрезвычайно важно сохранить и укрепить достигнутое, сделать процесс обучения по-настоящему демократическим. По мнению бывшего министра образования Российской Федерации, это возможно лишь в условиях демократического государства [64Ткаченко Е. В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных школах Российской Федерации. //Начальная школа. - 1996. - № 9. - С. 2–3. ]. В настоящее время педагогам и воспитателям довольно трудно воспитывать и учить своих подопечных, прививать им чувства патриотизма, ответственности, любви к Родине, красоте: прежняя идеология рухнула, а отсутствие новой породило бездуховность общества. Однако двумя структурными подразделениями Администрации города: Управлением молодежной и семейной политики совместно с Управлением образования ежегодно разрабатывается план мероприятий по формированию условий для гражданско-личностного становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, реализация которого до 2001 г. будет осуществляться совместно с общеобразовательными школами, детскими садами, воинскими частями и военным комиссариатом.

Управление образования проводит работу по созданию условий для реализации способностей каждого ученика, чему способствует достаточно разветвленная сеть дошкольного образования, введение вариативного образования во всех общеобразовательных учреждениях города. Значительно активизировалась экспериментальная работа практически в учебных учреждениях. Управлением образования и учреждениями образования заключены договора с высшими учебными заведениями Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга по подготовке учащихся к продолжению образования по выбранным специальностям. Учащиеся многих школ побывали в странах дальнего зарубежья– Германии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки – с целью обучения экономике и иностранным языкам. За 1995–1998 гг. существенно увеличилось количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями“За особые успехи в учебе”, Почетными грамотами. По отзывам деканатов высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга, Салехарда итоги вступительных испытаний показывают весьма высокий уровень подготовки выпускников Нового Уренгоя [65Артюхов А. Благодарственное письмо мэру г. Новый Уренгой Н. В. Комаровой. //Правда Севера. - 1997. - 3 октября. ]. Это является высокой оценкой учительского труда в нашем городе. В течение последних лет (1997–1998 гг. ) повысили свою квалификацию более 1970 учителей и воспитателей. Педагогическое училище-колледж, действующее при школе № 16 в Северной части города, учитывая потребности в педагогических кадрах города, помимо основных– дошкольное и школьное образование –проводит обучение по второй специальности (учитель иностранного языка, русского языка, литературы, социальный педагог, школьный психолог).

Таким образом, народное образование в Новом Уренгое отличается динамизмом, налицо тенденция к позитивным изменениям, совершенствованию форм и содержания образования, поиску новых видов и методик обучения. В городе сложилась разветвленная сеть образовательных учреждений самого различного уровня и профиля: дошкольных и общеобразовательных, повышенного типа и компенсирующего обучения, среднеспециальных и филиалов высших. При наличии достойного финансирования, оно способно решить поставленные перед ним нелегкие задачи.

    Источники и литература
    Опубликованные источники
    1.

Из истории промышленного развития Тюменской области (1917–1987): Сборник документов. - Тюмень, 1988. 2.

Об образовании: Закон Российской Федерации. //Рос. газ. - 1992. - 31 июля. - С. 3–6.

    3.

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов. М. , 1984.

    4.

Отчет Управления образования Нового Уренгоя за 1998 г. //Правда Севера. - 1999. - 18 января.

    5.

Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2000 г. - Салехард, 1996.

    6.

Сборник Законов ЯНАО: 1995 - июнь 1998 г. г. - Спб, 1998. /О государственных учреждениях ЯНАО/.

    7.

Устав города Новый Уренгой /Принят Городским собранием депутатов 18. 01. 1997 г. //Правда Севера. - 1997. - 22 января.

    Неопубликованные источники
    8.
    Городской архив Нового Уренгоя
    9.

Ф. 24. Городской отдел народного образования (ГорОНО). Оп. 1. 10.

    Д. 1. Отчет ГорОНО за 1980/1981 уч. г.
    11.
    Д. 4. Отчет ГорОНО за 1981/ 1982 уч. г.
    12.
    Д. 8. Отчет ГорОНО за 1986/ 1987 уч. г.
    13.
    Д. 11. Приказы ГорОНО за 1980/1981 уч. г.
    14.

Д. 15. Отчет Управления образования (УО) Администрации города Новый Уренгой за 1997 г.

    15.
    Д. 19. Приказы УО за 1997 г.
    Юридический отдел
    16.

Положение об Управлении образования Администрации города Новый Уренгой /Утверждено Распоряжением № 17-Р от 12. 01. 1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б. н.

    Методический отдел
    17.

Программа развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 –2001 г. г. /Утверждена Собранием депутатов города Новый Уренгой 01. 04. 1996 г. Б. н.

    18.

Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № 328-Р от 20. 05. 1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б. н.

    19.

Устав Центра развития ребенка “Мальвина”/Утвержден Постановлением № 18-Р от 12. 01. 1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б. н.

    20.

Устав школы-лицея № 3 “Экоцентр”/Утвержден Распоряжением № 21-Р от 28. 01. 1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б. н.

    21.

Устав общеобразовательной школы № 5 /Утвержден Распоряжением № 25-Р от 29. 01. 1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б. н.

    22.

Устав школы-профилактория № 12 /Утвержден Распоряжением № 40-Р от 01. 02. 1998 г. мэра города Новый Уренгой.

    Литература
    23.

Артюхов А. Благодарственное письмо мэру города Новый Уренгой Н. В. Комаровой //Правда Севера. - 1997. - 3 октября.

    24.

Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября.

    25.

Валицкая А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. - 1997. - № 2.

    26.

Васильева Т. Жить – страшно: О Центре социальной адаптации молодежи “Садко” //Газ Уренгоя. - 1999. - 29 мая. 27.

Гагаев П. Размышления о судьбах русской школы //Педагогика. - 1998. - № 6. 28.

Галагузова М. А. , Шеланков В. А. Кто защитит права ребенка в школе? //Педагогика. - 1994. - № 5.

    29.

Гаран В. Надеемся на понимание //Правда Севера. - 1991. - 24 октября. 30.

Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа. - Новый Уренгой: УВК № 1, 1996.

    31.

Иванова Н. В школу – до школы; Шелковникова Ю. Природа – наш учитель //Правда Севера. - 1996. - 6 апреля. 32.

Исторический опыт народного образования Тюменского края: Материалы областной научной конференции. /Под ред. Т. Вараксиной. Тюмень, 1992.

    33.

Калуве Л. Развитие школы: модели и изменения. - Калуга, 1994. 34.

Киселев А. Ф. 12-летняя школа в России: “за” и “против”. //Образование. - 1999. - № 1.

    35.

Козицкий Ф. Домашняя школа //Правда Севера. - 1991. - 2 апреля. 36.

Козицкий Ф. Школьная реформа в действии //Правда Севера. - 1992. - 17 сентября.

    37.

Копылов Д. Рассказы по истории Тюменского края. - Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1978.

    38.

Кощеева С. Приходите в “Олимп” //Правда Севера. - 1994. - 5 апреля. 39.

Кривчиков К. Не отстать от жизни //Ямальский меридиан. - 1993. - № 5. 40.

Кудаева Л. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России //Педагогика. - 1998. - № 8.

    41.

Минюкова С. А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX– начале XX в. //Педагогика. - 1999. - № 7.

    42.

Молчанов С. Г. , Гостев А. Г. Понятие “Образовательная программа” в Законе РФ “Об образовании” //Образование. - 1998. - № 4. 43.

Налимова С. “Поддержка” – без поддержки. Васильева Т. Скорая социальная помощь //Газ Уренгоя. – 1997. – 7 ноября. 44.

    Обновленная земля... - Свердловск, 1980.
    45.

Орлова А. Национальной школе – опыт народной педагогики //Советская педагогика. - 1991. - № 7. 46.

Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. , 1996. 47.

Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. //Педагогика. 1998. - № 8.

    48.
    Очерки истории Тюменской области. - Тюмень, 1994.
    49.

Петровичев В. М. Региональные аспекты единой образовательной политики. //Педагогика. - 1994. - № 5.

    50.

Поглазова Е. Здесь помогут каждому. //Правда Севера. - 1994. - 9 августа. 51.

Проблемы социализации детей и подростков /Под ред. Л. Когана. - Екатеринбург – Надым, 1994. 52.

Стурова М. П. Система образования и молодежная преступность //Педагогика. 1998. - № 6.

    53.

Ткаченко Е. В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных школах Российской Федерации //Начальная школа. - 1996. - № 9. 54.

Туктаров Ф. Тысячи уренгойцев пришли на бокс. //Правда Севера. - 1998. - 5 мая.

    55.
    Тюменский меридиан. - Тюмень, 1983
    56.
    Уренгой – факел юности. - Свердловск, 1985.
    57.

Хрущев В. Здоровье человека на Севере: Медицинская энциклопедия северянина. М. , 1994.

    58.
    Человек и Север. - Свердловск, 1986.
    59.

Что ожидает новоуренгойцев: Реформа образования //Правда Севера. - 1988. - 9 мая.

    60.

Чунихина С. На Севере Крайнем “Мальвина” живет.... //Правда Севера. - 1997. - 31 мая. 61.

    Шакшин А. Д. Будущее вырастает здесь. - Свердловск, 1981.
    Приложение
    Данные о количестве учебных заведений в г. Новый Уренгой

и числе учащихся, обучающихся в них на 1998 год [66Данные любезно предоставлены автору сотрудниками Отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Администрации г. Новый Уренгой]

    Наименование учреждения
    Год открытия
    Число учащихся
    план / факт.
    Кол-во классов
    Школа – лицей № 1
    1978
    1176 / 1125
    50
    Школа – лицей № 2
    “Земля родная”
    1980
    1176 / 1797
    60
    Школа – лицей № 3 “Экоцентр”
    1983
    1176 / 1330
    54
    СШ № 4
    1983
    1176 / 1545
    68
    СШ № 5
    1984
    1176 / 1491
    66
    СШ № 7
    1986
    1176 / 1240
    57
    СШ № 8
    1987
    1176 / 1515
    68
    СШ № 10 (п. Пионерный)
    1988
    192 / 195
    17
    Школа-лицей № 11
    1988
    1176 / 1745
    68
    Школа-профилакторий № 12
    1991
    1176 / 1264
    55
    СШ № 13
    1989
    1266 / 1924
    82
    Начальная школа № 14
    1994
    607 / 779
    33
    СШ № 15
    1995
    624 / 634
    34
    Гимназия
    1989
    1176 / 2501
    29
    Педагогическое училище-колледж
    1990
    296 / 803
    8 отд.
    СШ № 16 (при педучилище-колледже)
    1996
    250 / 661
    25
    Центр детства
    1994
    150 / 188
    9
    Центр “Поддержка”
    1994
    99 / 109
    13

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.