РУБРИКИ

Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)

p>В Азии либеральная идея набирает силу. В настоящее время в СССР (1990 г. ) никак не может считаться либеральной и демократической страной. Однако в конце истории нет никакой необходимости , чтобы либеральными были все страны, достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные, более высокие формы общежития. Восстановление авторитета власти после разрушительной работы Горбачёва возможно лишь на основе новой и сильной идеологии, которой, впрочем, пока не видно на горизонте.

Остаются у либерализма ещё какие-нибудь идеологические конкуренты? Напрашиваются две возможности: религия и национализм. Оживление религии свидетельствует о том, что люди глубоко несчастны от безличия и духовной пустоты либерального потребительского общества. Однако, хотя пустота имеется и это, конечно, идеологический дефект либерализма, из этого не следует, что нашей перспективой становится религия. Вовсе не очевидно, что этот дефект устраним политическими средствами. Ведь сам либерализм появился тогда, когда основанные на религии общества, не столковавшись по вопросу о благой жизни, обнаружили свою неспособность обеспечить даже минимальные условия для мира и стабильности. Теократическое государство в качестве политической альтернативы либерализму и коммунизму предлагается только исламом. Однако эта доктрина малопривлекательна для немусульман.

Ещё одно “противоречие”, потенциально неразрешимое в рамках либерализма - это национализм. Неясно, однако, действительно ли национализм является неразрешимым для либерализма. Этническую и националистическую напряжённость можно объяснить тем, что народы вынуждены жить в недемократических политических системах, которые сами не выбирали.

Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, затем в СССР не означает, что международные конфликты вообще исчезнут, ибо и в это время мир будет разделён на две части: одна будет принадлежать истории, другая - постистории. Сохраниться высокий и даже всё возрастающий уровень насилия на этнической и националистической почве. Палестинцы и курды, сикхи и тамилы, ирландские католики и валлийцы, армяне и азербайджанцы будут копить и лелеять свои обиды. Из этого следует, что на повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны. Однако для серьёзного конфликта нужны крупные государства, всё ещё находящиеся в рамках истории, а они-то и уходят с исторической сцены.

Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, вместо всего этого - экономический расчёт, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощрённых запросов потребителей. В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала. Какое-то время эта ностальгия всё ещё будет питать соперничество и конфликт. Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 г. , с её североатлантической и азиатской ветвями. Быть может, эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять ещё один старт?

Ф. Фукуяма. Конец истории? // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 134-155.

    К. Маркс. К критике политической экономии. 1859 г.

Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века, называет “гражданским обществом”, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.... В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения имеются налицо, или по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предистория человеческого общества.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т. 1. -М. :1970. С. 535-537.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. 1848г. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Общество всё более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат.

Современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена. Каждая из этих ступеней сопровождалась соответствующим политическим успехом. Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами своего класса.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых проходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того, чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и её господства. Достаточно указать на торговые кризисы. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими общество.

Оружие, которым буржуазия уничтожила феодализм, направляется теперь против самой буржуазии. Буржуазия породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев. Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Средние слои: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование. Они не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть колесо истории назад. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти. Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в трёх томах. Т. 1. -М. :1970. С. 107-127.

    Укажите те выводы по текстам, которые Вы разделяете?
    1. Историческое развитие по своей природе линейно.
    2. История - это история культур.
    3. Предметом истории является государство.
    4. Предметом истории является человек.
    5. История - это наука о людях во времени.

6. Понятие “осевое время” отрицает единство всемирно исторического процесса. 7. Общество, а не государство есть тот социальный “атом” на котором следует фиксировать своё внимание историку.

    8. А. Тойнби стоит на европоцентристских позициях.

9. Историк никогда не сможет освободиться от того общества, в котором живёт. 10. Возможна мутация примитивных обществ в независимые цивилизации. 11. В примитивных обществах мимесис ориентирован на старшее поколение и на уже умерших предков.

    12. Статичное состояние свойственно примитивным обществам.

13. Для становления цивилизации достаточно творческих усилий одной нации. 14. Только в благоприятной среде может возникнуть цивилизация. 15. Благоприятные климатические и географические условия безусловно способствуют общественному развитию.

16. Все задержанные цивилизации потерпели фиаско, пытаясь преодолеть возникшие препятствия рывком.

17. Существует достаточно жёсткое соответствие между прогрессом в области техники и прогрессом в развитии цивилизации вцелом.

18. Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением именно массы населения.

19. Цивилизации следуют одна за другой по закону природы, заданному космосом в бесконечно повторяющемся цикле чередований рождения и смерти. 20. Универсальные государства - продукт доминирующих меньшинств, то есть тех социальных групп, которые когда-то обладали творческой силой, но затем утратили её.

21. В уходящем столетии либерализму был брошен единственный серьёзный вызов фашизм.

    22. Экономика первична, ментальность - вторична.
    23. Марксизм отрицает детерминизм.
    24. Эксплуатация - это экономическая категория.
    25. Эксплуатация - это этическая категория.

26. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. 27. Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами буржуазии.

    28. Буржуазия уже утратила свою прогрессивную роль.

29. Политическая власть - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

    Тема 2. Реформы 60-х годов 19 века.

Высочайшее утвержденное общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 1861 г.

    Введение.

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, установленном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с той целью в местных положениях; 2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами, на сроки не более трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении. Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состояться, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местнных положений.

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положениях части оного, прекращаются все обязательные поземельные отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предыдущей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом; - и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другие сословия.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются “временно-обязанными крестьянами”.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются “крестьянами-собственниками”.

    Раздел 1.

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин.... ;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения.... ;

2) записываться в цехи; производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах.... ;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды.... 24. Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:

1) по делам гражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы и ответствовать за себя лично или через поверенных, а равно быть поверенными, как крестьян своего общества, так и лиц посторонних:

2)по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными способами, лично и через поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных; - и

    3) быть свидетелями на общем основании.

29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:

2) перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в сем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании;

3) отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной и межевой частям на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада.

37. Приобретенными в собственность на основании 11 и 12 статей сего Положения землями крестьянского надела и выкупленными усадьбами крестьяне пользуются и распоряжаются как своим достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании которых их усадьбы и земли приобретены, и, во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет со времени утверждения сего Положения означенные земли не могут быть отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не воспрещается.

    Раздел 3.

164. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести следующие казенные и земские и денежные повинности:

1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствием; 3) земские сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, и 4) сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Учеб. пособие. -—М. :1990. С. 41-50. Выводы по документу №18.

1. Крепостное право было навязано крестьянам помещиками, а отменено указом царя. 2. Царская власть ввела крепостное право; она же это право и отменила. См. док. № 14.

3. Крестьяне получили гражданские права, но не имущественные. 4. Собственниками земли оставались только помещики.

5. Крестьяне получили те же права, что и горожане по указу Екатерины 2-й. Смотрите док. №17.

    6. Государство защищало интересы крестьян от помещиков.

7. Аграрная реформа Александра 2-го была проведена всецело в интересах помещиков.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1864 г. Статья 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

Статья 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или в уезде, по принадлежности, суть:

1. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства. ll. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

1У. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей. У. Управление делами взаимного земского страхования имуществ. У1. Попеченее о развитии местной торговли и промышленности.

У11. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

У111. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

1Х. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления и участие в делах о почтовой повинности.

Х. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных. Х1. Назначение, раскладка, взимание и расходование .... местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

Х11. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд. Х111. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих учреждений.

Х1У. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений.

Статья 5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность в гражданских судах по имущественным делам земства. Статья 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей. Статья 7. Земские учреждения .... не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений.... Статья 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности .... за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств....

Статья 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противно законам или обшим государственным пользам....

Статья. 13. Уездные земские учреждения суть: уездные земские и уездная земская управа.

Статья 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в)сельскими обществами....

Статья 16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:

    а) на съезде уездных землевладельцев;
    б) на съезде городских избирателей;
    в) на съезде выборных от сельских обществ.

Статья 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса: а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

г)уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.

    Статья 28. В городских избирательных съездах участвуют:
    а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей; в) лица, владеющие .... недвижимой собственностью, оцененною для взымания налога в городских поселениях, имеющих от 2000 до 1000 жителей, не ниже 1000 рублей и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей.

Статья 30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей Среды .... , с тем чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

Статья 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний.

Статья 46. Уездная земская управа составляется из представителя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем. Собрания могут, если найдут нужным, увеличить число избираемых членов управления до шести.

Статья 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

Статья 51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.

Статья 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды.... Статья 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу: уездные - не позже сентября, а губернские - не позже декабря. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917: Учеб. пособие. -М. :С. 80-82.

Основные положения статьи В. Ульянова (Ленина) “Гонители земства и Аннибалы либерализма”. ПСС. Т5. С. 25, 35, 65, 69.

1. Как мужик привык к своей безисходной нищете, привык жить, не задумываясь над ее причинами и возможностью ее устранения, так и русский обыватель вообще привык к всевластию правительства, привык жить, не задумываясь над тем, может ли дальше держаться это всевластие и нет ли рядом с ним таких явлений, которые подтачивают застарелый политический строй.

2. Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов населения ограничивалось голой практикой, простым исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством.

3. Земство - кусочек конституции. Пусть так. Но это именно такой кусочек, посредством которого русское “общество” отманивали от конституции. Это - именно такая, сравнительно очень маловажная, позиция, которую самодержавие уступило растущему демократизму, чтобы сохранить за собой главные позиции, чтобы разделить и разъединить тех, кто требовал преобразований политических. Мы видели, как это разъединение на почве “доверия” к земству (“зародышу конституции”) удавалось и в 60 -х и в 1880-1881 годах.

4. При самодержавии всякое земство, хоть бы и распренаи-”властное”, неизбежно будет уродиком, неспособным к развитию, а при конституции земство сразу потеряет свое современное “политическое” значение.

Тема 3. Русский менталитет и оценка его в отечественной публицистике 19-20 веков.

    Русские пословицы и поговорки
    А где щи, тут и нас ищи.
    А дело бывало - и коза волка съедала.
    Авось кривая вывезет.
    Авось, небось да как-нибудь - добра не будет.
    Авось небосю - родной брат.
    Аптека не прибавит века.
    Ах, ах, а пособить нечем.
    Баба гневалась на торг, а торг того и не ведает.
    Баба и чёрта перехитрит.
    Баба с возу - кобыле легче.

Бабушка ещё надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. Беда бедой беду затыкает.

    Беда вымучит, беда и выучит.
    Беден, да честен.
    Бедному жениться и ночь коротка.
    Бедному одеться - только подпоясаться.
    Бедному смерть не страшна.
    Бедный вздохнёт, богатый всхохочет.
    Бедный разоряется, а богатый радуется.
    Бежал от волка, попал на медведя.
    Без кота мышам масленица.
    Без обеда не красна беседа.
    Без осанки конь - корова.
    Без памяти разум туп.
    Без пастуха и овцы не стадо.
    Без подпорки и большая стена падает.
    Без ручки кружечка - стаканчик.
    Без старых не проживёшь.
    Без столбов и забор не стоит.
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Без узды коня не удержишь.
    Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
    Бей мельчей - собирать ловчей.
    Бей своих - чужие будут бояться.
    Бел лицом, да худ отцом.
    Бела, румяна, да нравом упряма.
    Белую ворону и свои заклюют.
    Бери в работе умом, а не горбом.
    Берись, не торопись, во щах не сварись.
    Бесстыжему хоть плюй в глаза - всё божья роса.
    Бешеному мужу и море за лужу.
    Бил, бил - едва вырвался.
    Битому псу только плеть покажи.
    Ближе к барину - ближе к плетям.
    Ближний сосед лучше дальней родни.
    Близкая родня: на одном солнышке онучи сушили.
    Близко, да склизко: далеко, да легко.
    Блудлив как кот, труслив как заяц.
    Блудный сын - ранняя могила отцу.
    Бог высоко, а царь далеко.
    Бог дал, бог и взял.
    Бог и леса не уравнял.
    Бог не выдаст - свинья не съест.
    Бог-то бог, да и сам не будь плох.
    Бог шельму метит.
    Богат, да крив, беден, да прям.
    Богат , да не богу брат.
    Богат сидит в пиру, а убог бродит в миру.
    Богата хоть дурака всяк почитает.

Богатого провожают, чтоб не упал, а бедного - чтоб не украл. Богатого с бедным не верстают.

    Богатому душа дешевле гроша.
    Богатому и чёрт ребёнка качает.
    Богатство - вода: пришла и ушла.
    Богатство - грязь, ум - золото.
    Богатство человека от смерти не избавит.
    Богатством в рай не взойдёшь.
    Богатый бедному не брат.
    Богатый дивится, чем голь живиться.
    Богу молися, а сам не плошай.
    Бойся тестя богатого, как чёрта рогатого.
    Болезнь и поросёнка не красит.
    Большая рыба мелкую целиком глотает.
    Больше денег - больше и хлопот.
    Борода выросла, да ума не вынесла.
    Борода уму не замена.
    Бояться смерти - на свете не жить.
    Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.
    Брат сестре не указ в стряпне.
    Брат то ты мой, да кушай хлеб свой.
    Будет досуг, когда вон понесут.
    Будешь богат - будешь и скуп.
    Будь друг, да не будь в убыток.
    Будь красив, да не будь спесив.
    Бывает и виноватый прав.
    Были бы мы, а деньги будут.
    Было бы корыто, а свиньи найдутся.
    Быть богату, быть и рогату.
    В великом роду не без выродка.
    В вине больше погибает, чем в море утопает.
    В воде по горло, а пить просит.
    В глаза льстит, а за глаза пакостит.
    В деньгах родства нет.
    В драке богатый лицо бережёт, а убогий - кафтан.
    В каком народе живёшь, того и обычья держись.
    В ком добра нет, в том и правды мало.
    В ком честь, в том и правда.
    В людях Илья, а дома свинья.
    В людях форсит, а дома без соли сидит.
    В миру жить - миру служить.
    В море глубины, а в людях правды не изведаешь.
    В Москве всё найдёшь, кроме родного отца да матери.
    В Москве хлеба не молотят, а больше нашего едят.
    В огороде бузина, а в Киеве дядька.
    В одной руке пусто, а в другой ничего.
    В собаку мясом не накидаешься.
    В чужих руках кусок больше кажется.
    Валяй, дети, отец в ответе.
    Ваши крадут, а наши прячут.
    Велик телом, да мал делом.
    Вертится как бес перед заутренней.
    Веселье лучше богатства.
    Вечный мир - до первой драки.
    Взглянет - лес повянет.
    Взят из грязи да посажен в князи.
    Видом хорош, да на дело не гож.
    Влюбился как чёрт в луковицу: ест да плачет.
    Возле готового гумна и свинья умна.
    Возьмём да покрасим, и выйдет Герасим.
    Вола в гости зовут не мёд пить, а воду возить.
    Волк и каждый год линяет, да обычая не меняет.
    Волки сыты и овцы целы.
    Вольно собаке на небо лаять.
    Воровать - не блины продавать.
    Ворона в павлиньих перьях.
    Вот горе, что горевать не по чем.
    Вот тебе кукишь, чего хочешь, того и купишь.
    Врал до обеда, да и к ужину оставил.
    Времена шатки - береги шапки.
    Всё перемелется, мука будет.
    Всех покойников не оплакать.
    Встанешь пораньше, шагнёшь подальше.

Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать. Всяк кулик своё болото хвалит.

    Всякая козявка лезет в букашки.
    Всякая могила травой зарастёт.
    Всякая Ховря знай свою ровню.
    Всякий Яков про себя вякай.
    Вы, братцы, помолотите, а мы поедим.
    Выкормил змейку на свою шейку.
    Выше лба уши не растут.
    Где бес не сможет, туда бабу пошлёт.
    Где блины, тут и мы; где с маслом каша, тут и место наше.
    Где вороне не летать, а всё навоз клевать.
    Где нужен волчий рот, а где и лисий хвост.
    Где прошла свинья, там и почесалась.
    Генеральской курицы племянник.
    Глупому не страшно и с ума сойти.
    Глупый завяжет, и умный не скоро развяжет.
    Глянет - рублём подарит.
    Говори подумав, садись осмотревшись.
    Говорил день до вечера, а слушать нечего.
    Говорит направо, а глядит налево.
    Голодное брюхо к ученью глухо.
    Голодный волк сильнее сытой собаки.
    Голой овцы не стригут.
    Гонит чёрт курицу, да не в ту улицу.
    Горе только одного рака красит.
    Гори вся вселенная - я взял шапку да и пошёл.
    Гром не грянет - мужик не перекрестится.
    Гром гремит, да не из тучи, а из навозной кучи.
    Грудь нараспашку, язык на плечо.

Губа не дура, язык не лопатка: знает , что горько, что сладко. Гуляли - веселились, подсчитали - прослезились.

    Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик.
    Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.
    Дай в долг, а порукой - волк.
    Дали дураку власть, чтобы ему с нею не пропасть.
    Дарило умер, остался один Купило.
    Дары и постылого в любовь приведут.
    Два гроша - куча хороша.
    Дворянская кровь и в петровки мёрзнет.
    Дело сделано - дура замуж выдана.
    Денежки в кармане - все друзья с нами.
    Держи язык за зубами.
    Дёшево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает.
    Доверь козлу капусту караулить - всё съест.
    Догадался, как проигрался.
    Долг не ревёт, а спать не даёт.

Долго ждать, когда чёрт умрёт: у него ещё и голова не болела. Долог день до вечера, когда делать нечего.

    Дорого, да мило, дешево, да гнило.
    Дракою прав не будешь.
    Других не суди - на себя погляди.
    Думаешь, поймал - ан сам попался.
    Дурак за дурой далеко ходил.
    Дурака пошли, да сам следом иди.
    Дураков стадо - пастуха надо.
    Его дуда и туда и сюда.
    Ему дай яичко, да ещё и облупленное.
    Если бы дрожать не умел, совсем бы замёрз.
    Есть терпенье - будет и уменье.
    Ешь, кума, десятую шанежку: я не считаю.
    Жареные куры в рот летят.
    Жизнь дана на добрые дела.
    За комаром не с топором.
    За морем телушка полушка, да рубль перевоз.
    Законы святы, да законники супостаты.
    Знай толк, не бери в долг.
    И гладок, да гадок.
    Иди в науку - терпеть муку.

Избави меня боже от плохих друзей, а от врагов я сам избавлюсь. Как возьмёт голод - появится и голос.

    Как ни хитри, а всё выйдет наружу.
    Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.
    Когда золото всплывает, то правда тонет.
    Кто везде - тот нигде.
    Кто запаслив, тот и счастлив.
    Кто кого сможет, тот того и гложет.
    Кто у власти, тот и ест сласти.
    Легко добыто, легко и прожито.
    Ленивого только за смертью посылать.
    Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
    Ложь на тараканьих ножках ходит.
    Мелким бесом рассыпается.
    Москва слезам не верит, ей дело подавай.
    Моя хата с краю - ничего не знаю.
    На бедного везде каплет.
    На воре шапка горит.
    На одних подмётках семи царям служил.
    На привычку есть отвычка.
    Начали гладью, а кончили гадью.
    Не кланюсь бабушке Варваре - своё есть в кармане.
    Не лжёт душа, лжёт мошна.
    Не мытьём, так катаньем.
    Не суйся в калачный ряд с суконным рылом.
    Одна паршивая овца всё стадо портит.
    Он сух из воды выйдет.
    От добра добра не ищут.
    От трудов праведных не наживёшь палат каменных.
    Плетью обуха не перебить.
    По делам вору и мука.
    Подальше положишь, поближе возьмёшь.
    Помрёшь - ничего с собой не возьмёшь.
    Попал в богатство, забыл братство.
    При деньгах -то и дурак умный.
    Рубль цел копейкой.
    С волками жить - по волчьи выть.
    С достатком и смелость приходит.
    С казной судиться - своим поступиться.
    С миру по нитке - голому рубашка.
    С поклону голова не отвалится.
    Своя ноша не тяжела.
    Сколько вору не воровать, а петли не миновать.
    Там хорошо, где нас нет.
    У семи воров один топор, да и тот без топорища.
    Хвали рожь в стогу, а барина в гробу.
    Хотя спинка бита, да пирог съеден.
    Я не я, и лошадь не моя.
    П. Чаадаев. Философические письма. 1836 г.

Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы ещё только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас. Это происходит от того, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы небыли затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. Мы все имеем вид путешественников. Ни у кого нет определённой сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для чего нет правил; нет даже домашнего очага; нет ничего, что привязывало бы, что побуждало бы в вас симпатию или любовь, ничего прочного, ничего постоянного; всё протекает, всё уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри вас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками, и даже больше, нежели те кочевники, которые пасут свои стада в наших степях, ибо они сильнее привязаны к своим пустыням, чем мы к нашим городам. И не думайте, пожалуйста, что предмет, о котором идёт речь, не важен. Мы и без того обижены судьбою, - не станем же прибавлять к прочим нашим бедам ложного представления о самих себе, не будем притязать на чисто духовную жизнь....

У каждого народа бывает период бурного волнения, страстного беспокойства, деятельности необдуманной и бесцельной. В это время люди становятся скитальцами в мире, физически и духовно. Это - эпоха сильных ощущений, великих страстей народных. Народы мечутся тогда возбуждённо, без видимой причины, но не без пользы для грядущих поколений. Через такой период прошли все общества. Ему обязаны они самыми яркими воспоминаниями, героическим элементом своей истории, своей поэзией, всеми наиболее сильными и плодотворными своими идеями; это необходимая основа всякого общества. Иначе в памяти народов не было бы ничего, чем они могли бы дорожить, что могли бы любить; они были бы привязаны лишь к праху земли, на которой живут. Этот увлекательный фазис в истории народов есть их юность, эпоха, в которую их способности развиваются всего сильнее и память о которой составляет радость и поучение их зрелого возраста. У нас ничего этого нет. Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности. Этого периода бурной деятельности, кипучей игры духовных сил народных, у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишённым силы и энергии, которое ничего не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его придании. Окиньте взглядом все прожитые нами века, всё занимаемое нами пространство - вы не найдёте ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и картинно. Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя. Годы ранней юности, проведённые нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества, мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя всё воспитание человеческого рода. Мы так странно движемся во времени, что с каждым шагом вперёд прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это - естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Западный силлологизм нам не знаком. Наши лучшие умы страдают чем-то большим, нежели простая неосновательность. Лучшие идеи, за отсутствием связи или последовательности, замирают в нашем мозгу и превращаются в бесплодные призраки.

В наших головах нет решительно ничего общего; всё в них индивидуально и всё шатко и неполно. Мне кажется даже, что в нашем взгляде есть какая-то странная неопределённость, что-то холодное и неуверенное, напоминающее отчасти физиономию тех народов, которые стоят на низших ступенях социальной лестницы. И вот я спрашиваю вас, где наши мудрецы, наши мыслители? Кто когда -либо мыслил за нас, кто теперь за нас мыслит? А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.