РУБРИКИ

История - (билеты)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

История - (билеты)

p>3. Предпосылки и причины Г. В. а)Причины Г. В. - предельное обострение соц. классовых и полит. противоречий, приводящее к противостоянию, а затем к расколу общ. на враждующие лагеря. б) Невозможность и нежелание решить проблему мирным путем (с обоих сторон). в) Непримиримость сторон при проведении курса. Курс на соц. преобразования попытка реставрации прошлого.

4. Соц. -эк-кая и полит. х-ка воюющих сторон. а) К. А. : Опора-неимущие классы и слои населения, соц. ориент-ая интелл-ия, маргинальные слои и люмпен-пролетариат, интернационалисты. Идеи-переустройство общ. на началах справедливости, идеи мировой рев. , защита соц. Отечества. Парт. рук-во- большевики, анархисты, часть соц. -дем-ов и левых эсеров. б) Белые: Соц. база- имущие классы, дем. и патриотично ориент-ая интелл-ия, офицерство, и др... Идеи- Великая Едининая и Неделимая Россия, православная религия, верность истор. начала. Непредрешение гос. строя России. Парт. рук-во- широкий спектр партий: от монархистов до соц. -дем-ов. в) Третья сила- Махно, Григорьев, Зеленый: Опора- кресть. , мелкобуржуи, маргиналы, люмпены, части интелл-ии. Идеи- нар. суверинитет, безвластное гос-во, вольные советы. Парт рук-во: анархисты, эсеры.

    5. Начало Г. В. и интервенции (первая половина 1918 г. )

На Дону формируется Добровольческая армия (бывшие царские офицеры) - Алексеев (генерал), Корнилов, Деникин, которая переходит на Кубань - "Ледовый поход". Одновременно на Дону, Южном Урале, в Кубани и Сибире формируются бело-казачьи части. Параллельно - начало интервенции. Декабрь 1917 года - Румыния оккупирует Бессарабию. 1918 г. , февраль - Германия, Турция, Австрия вторгаются в Россию. Весна 1918 г. - англ. и американские войска высаживаются d Мурманске. Японские, американские, англ. войска - на Дальнем Востоке. Летом 1918 г. Закавказье (англ. )20 сентября 1918 года в Закаспийской обл. растреляны 26 бакинских комиссаров. Руководил Тиг. -Джонс. Летом 1918 г. - мятеж чехословацкого корпуса. Середина 1918 г. - Добровольская армия.

    На Дальнем Востоке укрепился атаман Семенов.

Июль 1918 г. - контррев-ые мятежи в Москве, Ярославле, Рыбинске. ИТОГ: к лету 1918 г. - Сов. респ. в кольце фронтов, потеряв 3/4 своей тер-рии. На отторгнутых тер-риях власть осуществляют многочисленные белогвардейские и нац. прав-ва.

    6. Красный и белый террор

Террор - подавление, устранение полит. противников насильным методом, вплоть до уничтожения. Белый террор - эксцессы на почве разнузданности власти и мести. Уничтожение непосредственно противника, а не представителей чуждых классов. Главное орудие белого террора - контрразведка.

Красный террор - подавление и уничтжожение людей по классовому признаку. Главное орудие - ВЧК. 5 сентября 1918 г. - начат террор - постановление СНК "О красном терроре". Расстрелу подлежали все лица, пичастные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. 1918-1919 г. - было расстреляно ВЧК 9641 чел. , только 7068 - за контррев-ию.

7. Укрепление К. А. и организация обороны (лето-осень 1918 г. )Создание новой армии (конец1917 - начало 1918 г. )

22 апреля 1918 г. - декретом ВЦИКа введен Всеобуч (военный). К. А. - классовая армия (рабочие и трудящиеся, крестьяне). РККА, костяк 300 тыс. человек ВКП (б)К концу Г. В. К. А. - 5, 5 млн. чел. (700 тыс. рабочих). В армии служило 50 тыс. офицеров и генералов старой армии (военспецы) - Шапошников, Егоров, Тухачевский, Карбышев. К. А. - был введен институт комиссаров. Представители центра, наделенные широкими полномочиями. 2 сентября 1918 года постановление ВЦИК - Сов. респ. объявлена Воен. лагерем. Создан РВСР - глава Троцкий. Учреждена должность главкома воор. сил респ-и - 1918-1919 г. - И. И. Вацетис, 1919-1924 г. Каменев. Оба - полковники царской армии. 30 ноября 1918 г. создан Совет рабочей и крестьянской обороны. Во главе - Ленин. Установлена единая структура. Во главе фронтов и армии Рев. Воен. Совет, состоящий из комиссаров. Советские военначальники из народа - Буденый, Ворошилов, Блюхер, Лазо, Котовский, Пархоменко, Фрунзе, Чапаев, Щорс, Якир.

    8. Военные действия лето-осень 1918 г.

Белочехи в районе Средней Волги пытаются прорваться в центр страны. Создан Восточный фронт. В тяжелых боях К. А. освобождает Казань, Самару, Симбирск. Южный фронт - Деникин и Краснов (ДКА). Август-октябрь - оборона Царицина(Сталинград). Глава - Ворошилов и Сталин. Краснов отброшен за Дон, Деникину удалось сохранить позиции. Северный фронт - осень - белые и интервенты остановлены в районе Котласа и Вологды.

    9. Освобождение тер-рии от германских войск

Конец 1918 г. - начало 1919 г. 13 ноября ВЦИК анулирует Брестский мир. Затем сов. власть - в Прибалтике, Белорусии, а в феврале - в Киеве и большей части Украины. Центральная Рада -Гетман Скоропатский - Директория (Петлюра) Советская власть. Петлюра объявил войну Советской России в ноябре. Осень 1918 г. - создано независимое Польское государство. Глава - Ю. Пилсудский. 10. Военные действия конец 1918 г. - начало 1919 г.

Воен. интервенция и блокада Сов. респ. увеличивается. В Одессе - греческие и французские войска оккупируют Севастополь. Антанта и белые действуют совместно. Снабжение белых оружием возросло со стороны Антанты. 18 ноября 1918 г. адмирал Колчак разогнав эссер-кадетскую директорию произвл в Омске переворот и установил воен. диктатуру. Колчак принял титул верховного правителя Российского гос-ва и звание Главковерха. Деникин стал его заместителем на юге страны. Колчак создает армию в 400 тыс. чел. и начинает активные действия на Вост. фронте. Вост. фронт - бои с переменным успехом. Сев. фронт - американцы и генерал Миллер - диктатура в АрхангельскеЮжный фронт - войска Краснова разбиты и Дон освобожденДеникин начинает наступление на Северном Кавказе. Январь 1919 г. - Добровольческая армия и казачьи войска Дона и Кубани объединились в вооруженные силы юга России по командованием Деникина.

    11. Политика военного коммунизма 1918-1920 г.

Военный коммунизм - эк-ая и соц. политика Сов. гос-ва в условиях разрухи, Г. В. и мобилизации всех сил и ресурсов на оборону. Национализация всей пром-ти, max централизация рук-ва пром-ым пр-вом и распределением, карточная система, продразверстка, запрещение частной торговли, замена рыночных отношений простым обменом (натурализация), "кто не работает, тот не ест" - всеобщая трудовая повинность, уравниловка в зарплате. Вторая половина 1920 г. - кульминация военного коммунизма - бесплатный транспорт, жилье, субботники, добровольная бесплатная работа на общество. Субботник - Великий почин - Ленин. Военный коммунизм - что это? - эксперимент или необходимость? Март 1919 г. -VII (IIX) съезд РКПБ - взят курс на союз середняков, военная оппозиция получила отпор, принята новая программа партии.

12. Воен. действия в 1-ой половине 1919г. - 2-ой половине 1920 г. 1) Общая х-ка ситуации к весне 1919 г. С Востока наступает Колчак, с Юга - Деникин, на Севере действуют интервенты и генерал Миллер, с Запада наступает Польша; Петрограду угрожает Юденич. 2) Вост. фронт весной 1919 года становится главным. Антанта делает ставку на Колчака. 4 марта 1919 г. - Колчак начинает наступление по всему Вост. фронту. Он прорывает вост. фронт в центре и захватывает Ижевск, Уфу, Стерлитамак и выходит к Казани, Самаре и Симбирску. 3) Сов. власть проводит мобилизационные предприятия под лозунгом: "Все на борьбу с Колчаком! " Создается военно-полит. союз России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии, начинается подготовка к контрнаступлению. Ленин ставит задачу: "До зимы - завоевать Урал". 9 июня - взята Уфа. Троцкий и Вацетис прекращают наступление в связи с тяжелым положением на Юге и под Петроградом. Вмешивается ЦК и дают диррективу продолжать наступление. Главкомом становится Каменев, а командующим Восточным фронтом - Фрунзе. Взяты Пермь, Екатеринбург, а Тухачевский взял Челябинск. Задача Ленина решена: Колчак отброшен за Урал.

4) В тылу у Колчака: 1. Аграрные мероприятия Колчака повернули в сторону Советской власти (отобрал земли, ввел высокие налоги). 2. В Сибири полыхает кресть. восстание и растет партизанское движение 5) Оборона Петрограда: В мае 1919 г. Юденич начинает наступление на Петроград. На фронтах вспыхивают контррев-ые мятежи. Петроград находится под угрозой. 21 июня 1919 года Красная Армия переходит в контранаступление Юденич отброшен на тер-рию Эстонии. 6) Сев. фронт: Интервенты и Белые потерпели ряд серьезных поражений. 13. Военные действия во II-ой половине 1919 г. - I-ой половине 1920 г. 1) Южный фронт: Главная опасность - с Юга - генерал Деникин (110 тыс. штыков и сабель). Антанта оказывает ему массированную поддержку. Май-июнь 1919 г. Деникин переходит в наступление по всему Южному фронту, взяты Харьков, Екатеринослав, Царицын. 3 июля 1919 г. - Деникин отдает приказ о наступлении на Москву. На правом фланге Кавказская армия, в центре - Донская, на левом Добровольческая. Сов. власть: "Все на борьбу с Деникиным! "

В тылу Деникин реставрирует старые порядки, что ведет к росту забастовочного и партизанского движения. 15 августа 1919 г. - К. А. начинает контрнаступление. После временных успехов оно приостановлено - не хватило сил. Белые - контрудар: взяты Курск, Воронеж, Орел - приблизились к Туле. Наступили самые критические дни Сов. власти. Середина октября - ожесточенные бои на Южном фронте. Середина ноября - Красная армия наносит удар в стык Добровольческой и Донской армий. Основная ударная сила - I конная армия Буденного. Январь 1920 г. - Тухачевский взял Царицын, Ростов-на-Дону, последний оплот белых - Новосибирск. Деникин передал командование Врангелю и выехал за границу.

2) Петроградский фронт: Осень 1919 г. - Юденич начинает II-ое наступление на Питер, возникает опасность сдачи Петрограда. Но 21 октября К. А. и Балт. флот начинают наступление по всему фронту. Юденич разгромлен, Англ. флот покидает воды Балтики. 3) Восточный фронт: Осень 1919 г. - К. А. начинает новое наступление на Вост. фронте. 14 ноября - взят Омск - столица Колчака, 6 января 1920 г. под Красноярском разбиты остатки армии Колчака. Он и его премьер-министр Пепеляев расстреляны. Антанта эвакуирует свои войска из России, а Япония отводит их в Приморье. К. А. наступает, но на рубеже озера Байкал приостанавливает наступление (чтобы избежать войны с Японией). Весна 1920 года - решение о создании Дальневосточной республики (ДВР) - буферного гос-ва между Сов. Россией и Японией. 4) Северный фронт: В начале 1920 г. Архангельск и Мурманск освобождены. С интервенцией и контррев-ей покончено. 5) Разгром контррев-ии в Закавказье и Средней Азии. Созданы Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР. В Средней Азии создана Хорезмская и Бухарская НСР.

14. Международное и внутр. положение Сов. России в начале 1920 годов. 1) Международное положение: 16 января 1920 г. - ликвидирована блокада Сов. России (верховный совет Антанты дал санкции на торговлю с Россией). Провал политики колотить антисоветский блок из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Финляндии. 2 февраля 1920 г. Россия подписала Тартисский мирный договор с Эстонией, а весной - мирные переговоры с Литвой, Латвией. 2) Внутреннее положение:

1. Упадок пром-ти, С/Х , транспорта. 2. Создание трудовых армий: перевод ряда частей К. А. на положение трудовых.

3. В фев. 1920 г. - решение о ГОЭЛРО - госэлектрофикации России . 15. Война с Польшей20 августа 1918 г. декретом ВЦИКа акты о разделе Польши были аннулированы. В 1919-1920 годах сов. правительство неоднократно обращалось к Польше с мирными предложениями, но Польша рассматривала их как признаки слабости. 25 апреля 1920 года польские войска вторгаются на тер-рию Украины и 6 мая захватывают Киев. Цель вторжения - тер-ные захваты и восоздание великого польского гос-ва от Балтийского до Черного морей.

    Антанта оказывает Польше массированную поддержку.

Сов. рук-во создает два фронта: Юго-Западный и Западный. 5 июня наступление начинает Юго-западный фронт (Егоров, Сталин). Первая конная армия прорывает оборону противника и уже 12 июня освобождает Киев. 4 июля наступление начинает Западный фронт (Тухачевский). 11 июля взят Минск.

Середина августа - Тухачевский у Варшавы, а войска Юго-Западного фронта приблизились к Львову. Польша накануне краха. Антанта, устами министра иностранных дел лорда Керзона требует остановить наступление и предлагает свои соображения о границе: линию Керзона. Сов. рук-во ждет предложений от самой Польши. В силу ряда причин наступление К. А. захлебнулось. а) стратегические просчетыб) отрез от тылов в) отсутствие взаимодействия между двумя фронтами. Главное - национальный подъем Польши. 16 августа польские войска перешли в контрнаступление. 12 октября заключен договор о перемирии. 18 марта 1921 года Мирный договор с Польшей по которому западная Украина и западная Белоруссия вошли в состав Польши.

16. Разгром Врангеля. Виюне 1920 года Врангель начинает наступление с тер-рии Крыма. Захватывает ряд районов Южной Украины и создает угрозу Донбасу и тылам К. А. , воюющей с Польшей. Антанта оказывает Врангелю массированную поддержку. К. А. начинает готовится к контрнаступлению.

    В июле-августе К. А. захватывает Каховский плацдарм.

В сентябре командующим Южным фронтом становится Фрунзе, в конце октября начинается общее наступление Южного фронта.

3 ноября Врангель отброшен в Крым. 7-17 ноября - Перекопско-Чонгарская операция. У Врангеля две полосы обороны: Перекопская и Ишуньская. Основу первой составляет Турецкий вал (высота 10 м, ширина 15 м, перед валом ров глубиной 10 м), длина вала 11 км, перед ним 3 ряда колючей проволоки.

В ночь на 8 нобря начинается штурм Перекопа. 1-ая атака успеха не имела. 9 ноября Турецкий вал взят. 11 ноября взята 2-ая полоса обороны. 16 ноября Фрунзе телеграфирует Ленину: "Сегодня нашей конницей взята Керчь, Южный фронт ликвидирован". Конец Большой Гражданской войны.

18. Ликвидация последних очагов Г. В. и интервенции 1920-1922 г. г. 1. Изгнание интервентови белогвардейцев из Средней армии. Основное содержание борьбы в Средней Азии борьба с басмачеством (до 1925-1926 г. )

    2. Закавказье. Сов. власть установлевается в 1920-21 г

. 3. Кронштадтский мятеж(март 1921 г. ) - антиправительственное выступление гарнизона Кронштадта и некоторых кораблей Балтфлота. "Взрыв советской власти изнутри" Ленин. Организаторы: эсеры, меньшевики, анархисты и часть коммунистов. Предпосылки мятежа: голод, разруха, непрекращающаяся войина. Требования мятежников: свобода деятельности всех левых партий, упразднение института комиссаров, свобода торговли, перевыборы советов. "Советы без коммунистов". 2 марта создан временный революционный комитет в Кронштадте, а 3 марта - штаб обороны. Силы мятежников - 27000 матросов и солдат, 2 линкора и ряд других кораблей, 140 орудий и 100 пулеметов.

Действия сов. власти: В Петрограде вводится осадное положение. Во главе 7 армии, штурмующей Кронщтадт, становится Тухачевский. 8 марта первое неудачное наступление на Кронштадт. В это время в Москве проходит 10-ый съезд партии, который делегирует 300 человек в помощь Тухачевскому. Армия усиливается до 45000

В ночь на 17 марта начинается 2-ой штурм, который заканчивается поражением мятежников (наступали по льду).

4. Ликвидация махновщины. Махно участвует в штурме Перекопа и освобождении Крыма, а затем отказывается подчинятся Сов. власти, его отряд насчитывает около 2000 человек. Весной и летом 1921 года он совершил рейд по тер-рии всей Украины и Южной России. В конце концов Махно был разгромлен и 26 августа с остатками своих войск бежал в Румынию.

5. Антоновщина- крестьянский мятеж в Тамбовской и части Воронежской губернии в 1920-1921 годах.

Цель мятежников - свержение сов. власти, созыв учредительного собрания, создание социалистического правительства. Партийное руководство осуществляли эсеры.

    Мятеж начался 15 августа 1920 г. с ареста продотряда.
    Лозунги мятежников: "Долой продразверстку"

"Свободу торговле". К началу 1921 г. мятежников было 50000, во главе - Антонов. Действовали методом партизанской борьбы.

    Действия сов. власти: 1. Прекращение продразверстки

2. Объявление осадного положения. Летом 1921 года К. А. подавила мятеж (Тухачевский, Убаревич, Котовский)

6. Отдельные крестьянские, мелкобуржуазные, националистические и обывательские выступления, перераставшие в бандитизм. "В каждом уезде было по банде" Ленин. В 1921 году бандитизм стал главной опастностью для страны. Многие банды формировались за рубежом и поддерживались из-за рубежа. В 1921 году всем добровольно сдавшимся была объявлена амнистия. В 1922 г. с массовым бандитизмом было покончено. Войска К. А. , ВЧК и ЧОМ (части особого назначения) разгромили бандитов. 7. Разгром контреволюции и интервенции на Дальнем Востоке.

Апрель 1920 г. - создана ДВР. 14 июля сов. правительство признает ДВР. Военным министром республики был Блюхер.

Не вступая в войну с японцами ДВР ведет активные боевые действия с белогвардейцами. Барон У...рн, атаман Семенов и белогвардейский генерал Молчанов. Активно действуют партизаны (Лазо). Февраль 1922 года - Волочаевская операция - освобожден Хабаровск. 9 октяброя взят Спасск. Япония эвакуирует свои войска. 25 октября НРА (народно-революционная армия) ДВР вступает во Владивосток. 15 ноября 1922 года ВЦИК принимает декрет о вхождении ДВР в состав РСФСР.

18. Итоги Г. В. :1. Людские потери. Энциклопедия Г. В. и военной интервенции. Общие потери 8000000 человек: жертвы голода, болезней, террора и военных действий. Из них: 1 млн. бойцы К. А...1 млн. бойцы белой армии

    Потери с 1918 г. по 1923 г. : 13 млн. чел.
    Потери с 1914 г. по 1922 г. : 20 млн. чел.

Урианис (военный статистик): Общие потери бело и красной армии 800 тыс. чел. (300 тыс. убитых). Петерим Сорокин: общие потери белой и красной армии 700 тыс. чел. Качественные людские потери: Гибнет лучший биологический и нравственный материал. Материальные потери: 50 млрд. золотых руб.

Пром. пр-во упало: до 4-20% от 1913 г. С/х сократилось вдвое. Деградация транспорта, разрушение внутренних и внешних эк-ких связей, резкое падение культуры и нравственности.

Победа большевиков положила начало формированию тоталитарного общества, что выражалось в подавлении всех отрядов оппозиции. 1. Разгром белого движения. 2. Складывание однопартийной системы (нало 1920 г. )

Кадеты - партия запрещена в 1917 г. Октябристы - прекратили существование летом 1917 г. Эсеры - партия прекратила существование в 1923 г. Анархисты - анархизм, как политическое течение прекратил существование в 1920 г.

    Меньшевики - в середине 1920 г.
    3. Подавление интеллигенции.

29 октября 1917 г. СНК обратились с воззванием к интеллигенции России и призвали ее к сотрудничеству.

Ителлигенты-комунисты составли власть. старая интеллигенция распадается на три лагеря: Часть сотрудничает с большевиками (Жуковский, Циалковский, Павлов, Тимерязев, Губкин, Блок, Брюсов, Горький, Маяковский). 2-я группа не покинувшая страну - Ахматова, Белый, Пришвин, Кустодиев, Поленов, Глазунов. Покинули страну - Сикорский, Бунин, Куприн, А. Н. Толстой, Бальмонт. "Филосовский пароход" - Бердяев, Франк, Корсавин, Ильин, Шестов, Лосский, Сорокин. 5. Подавление казачества

До революции казачество - военное сословие в России, в армии это иррегулярные войска, главным образом конница.

В 1917 г. было 13 казачьих войск - 164 конных полка, 300 тыс. чел. , все население 40, 5 млн. чел.

    Каждый казак после 17 лет получал 30 десятин земли.

Как происходило расказачивание? 10 ноября 1917 года казачество ликвидировано юридически. В 1917 году отменена всеообщая воинская повинность. 24 января 1919 года директива орг. бюро ЦК РКПБ - предписаны репрессивные меры по отношению ко всем казакам, участвовавшим в антисоветских выступлениях. За годы гражданской войны уничтожено около 1 млн. казаков (Троцкий)1920 год - фактическая ликвидация казачества. В казачьих областях введены органы, предусмотренные конституцией РСФСР и распрастранено положение о землустройстве и землепользовании.

6. Подавление церкви. Большая часть духовенства встретила соц. революцию враждебно, вне зависимости от конфессии.

    Православная церковь: 988 г. - крещение Руси

1448 г. - собор русских епископов поставил митрополитом всея Руси Иону, положив тем самым автокефалию всей церкви (административную независимость от Византии).

    15 православных автокефалий: 1 - константинопольский
    2 - Александрийский
    3 - Антлохийский
    4 - Иерусалимский
    5 - Русский (Московский)
    1589 г. - учреждено патриаршество (ИОВ)
    1700 г. - умирает патриарх Адриян
    С 1721 г. - по 1917 г. - синодальный период

В 1917-1918 г. г. в России проходил первый всеросийский поместный собор, который принял решение о восстановлении патриаршества и избрал патриархом митрополита Тихона.

Революция объявлена нашествием антиихриста и беснующимся безбожии и призвал не подчиняться декретам советской власти. А Тихон предал анафеме высших руководителей.

    С 1921 по 1923 - голод в России.

1922 г. декрет ВЦИКа об изятии церковных ценностей в помощь голодающим. В конце концов Тихон оказался под следствием в Донском монастыре. Обновленчество движение радикальных реформаторов, цель которых модернизация русской православной церкви: группы "Живая церковь", "Союз церковного возраждения", "Народная церковь". Эти группы получили название обновленческих. А движение под эгидой ВЦУ - "Обновленческой церковью" (Вденский, Колиновский, Красницкий, монах Эпидор и т. д. ). Обновленцы приветствуют советскую власть. Решение обновленцев:

1. Брачный епископат. 2. Второбрачие для священников (разрешение жениться на вдовах и разведенных). 3. Непризнание нетленности мощей/ 4. Реформа календаря. 5. Закрытие монастырей. 6. Признание автокефали Украинской церкви, тем самым ревизуются основание начала православной церкви.

Тихон переходит на позицию лоялности по отношению к советской власти, чтобы спасти церковь, получает свободу и начинает борьбу с обновленчеством. В 1925 г. он умер.

Вводится новый пост - местоблюститель патриаршего престола (вместо патриарха), которым становится митрополит Петр. В 1925 году он осужден за антисоветскую деятельность. Новым местоблюстителем становится митрополит Сергий, который в 1943 г. избирается патриархом. Сергий был патриархом с 1943 по 1945 г. С 1945 по 1970 - Алексий. С 1971 по 1989 - Пимин.

С 1989 по наст. время Алексий II. В 1930 годы большая часть высшего епископата и священников прошла через тюрьмы и ссылки, многие погибли. В 1920-30 г. кульминация борьбы с религией. Была ли альтернатива Г. В. ? При наличии соответствующих обстоятельств и ином раскладе сил и доброй воле с обеих сторон войны можно было избежать.

    Понятие человека и общ-ва
    I. Понятие человека

Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)

    II. Понятие общества

Многообразие понятия общества Обще ство - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество) добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество)- узкий круг людей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество

Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т. е. способная к самовоспроизведению группа людей.

    III. Общество, как особая часть материального мира
    1. Отличие общества от природы

Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы.

    2. Общество - динамическая система

Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество

    Подсистемы:

Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Элемент - ?

    Требования к элемнту:

1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни);

2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы); Элементы общественной жизни:

1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами.

    4. Духовные значения (идельный мир)

Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности.

Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни. IV. Понятие общественного прогресса

Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Главная проблема - проблема критерия.

Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя.

    Интегральный критерий - рост социальной свободы.
    I. Ранние формы религии (формы первобытных верований).

1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.

2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.

3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах:

а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие

    Целевое назначение

1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное 4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки). 5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.

    II. Миф, как попытка объяснить мир и человека.
    1. Мифология употребляется в двух смыслах:
    а) собрание мифов; б) наука о мифах

Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).

2. Отличие мифаот сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т. к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия.

    3. Типы мифов.
    - о животных и растениях
    - о небесных явлениях
    - космогонические и антропогонические
    - креационистские (креационизм - акт творения)
    - эволюционистские (постепенное развитие мира)
    - эсхатология (мифы о конце света)
    - о происхождении рождения и смерти
    - мифы о великом потопе
    - о непорочном зачатии
    - об умерающем и воскресающем боге

- о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни - искусственные мифы

    4. Специфические черты мифологии

1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях 3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций.

7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т. е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.

    III. Религия о человеке и обществе.
    1. Структура религии
    Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю. )
    Включает в себя:

1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов)

    2. Религиозный культ - совокупность особых действий

Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный просьба.

Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы.

3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.

    2. Атеизм и религия.
    Атеизм:

1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс)

2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях.

3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).

Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.

Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, интегрирующая. Религия:

    1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.

2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т. е. к Богу, данное человеку от природы.

4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности. 3. Классификация религии

1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые: - буддизм, ислам, христианство: православие, католицизм, протестаноство

    Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н. э.
    Ислам - 7 в. н. э. , основатель Мухамед
    Христианство 1 в. н. э.
    Учение Платона о человеке, обществе и государстве
    1. Определние философии

а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (? )

В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)

б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться? ”

в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания. ”

г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. ”

д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного. ”

1) Что первично - материальное или духовное? ” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.

    2. Ф-фия Платона. (4-5 до н. э. )

Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.

Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.

Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.

Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.

    3. Учение о чел. , общ. , гос-ве.

Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва:

    -демократия, тирания, олигархия, темократия.

Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели.

    3) 3 сословия:
    разумная часть - мудрость - правители-ф-фы.
    яростная (волевая) - мужество - воины.
    вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.

Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.

    4. Социализм Платона:

Частн. собств. - источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях.

    Аристотель о человеке, общ. и гос-ве. ( IV век до н. э. )

Аристотель - выдающийся др. -греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

    1. Ф-фские взгляды.
    1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже. ”

Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение ф-фии (см. выше)

3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.

4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения.

4 причины - материальная (из чего? ), формальная (что это есть? ), движущая (откуда начало движения? ), целевая (ради чего? ) - бог.

Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.

    2. Аристотеля

Человек - единство души и тела. От прочих животных он отличается тем, что имееет сознание о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Душа сущность тела.

    Три вида душ:

растительные - минимальное жизненное начало, способность к питанию и росту. животные - способность к ощущению

    разумные - способность к рассуждению и к размышлению.
    Человеческая душа:

1) Неразумная часть человеческой души : растительная, животная 2) Разумная часть: рассудок (практический ум, направленный на деятельность на цель), разум (созерцательный или теоретический ум)

    3. Аристотель о гос-ве.

Политика -это область практического разума. Четыре добродетели: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность.

Цель политики - достижение общего блага (справедливости). Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством (порядок властей и законы). Политическое устройство включает в себя 3 части: административную, ззаконодательную, судебную.

Главное в гос-ве - гражданин. Граждане - те, кто исполняет воинскую, адмистративную, судебную и жреческую ф-ции. Формы политического устройства:

1) правильные - царство (монархия), аристократия, полития (республика с воинским народовластием )

    2) неправильные - тирания, оллигархия, демократия.
    Назначение гос-ва.

Гос-во служит общему благу и счастью. Гос-во: 1. существенная часть (правители и войны). 2 несущественная, но необходимая (землевладельцы, ремесленники, купцы). Обе части составляют только греки; варвары и рабы выносятся за пределы гос-ва.

    Французские просветители о человеке и обществе XVIII век.
    Просвещение:
    - выход человечества из состояния младенчества (Кант).
    - становление разума, разрывающего религиозные оковы.

Просвещение начинается с рассмотрения социальных и нравственных вопросов: как победить зло ?

    Вольтер Франсуа Мари.
    Основные положения работ:
    антиклерикализм - антицерковность.

деизм - Бог мировой разум, создающий особый механизм - природу, дает ей законы развития , сообщает ей движение, а затем уже не вмешивается в ее существование.

критика провиденциализма. История - это не проявление воли бога, а творчество самих людей.

критика феодализма и деспотизма. Вольтер - сторонник просвещенной монархии. Вольтер о нравственности.

Нравственность не нуждается в боге, есть другая основа нравственности человеческий разум. Стремление к счастью - вот фундамент морали. Разумный человек , имея в виду собственное счастье, должен строить свои отношения с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они строили свои отношения с ним. Для властителей и для народа религия необходима. Лишь она может обеспечить нравственность в народной среде и удержать властителей от деспотизма. “Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать”.

    Шарль Луи Монтескье.

Онователь географического детерминизма. Природа подчинена законам, следовательно законам подчинена и история. Исторические законы коренятся в человеческом разуме, в идеях законодателей, но законодатель должен учитывать всевозможные условия, при которых складывается человеческое общество, а главное условие - это географическая среда. Различные типы общественного устройства определяет географическая Среда, которая неправомерно абсолютизируется. Монтескье различает 3 формы правления:

    1) деспотическая - не подчиненная никаким законам
    2) монархическая - монарх подчиняется законам
    3) республиканская.

Географическая Среда: климат (жаркий, умеренный, холодный) , почва (плодородная, неплодородная), величина территории (большая, средняя, маленькая).

Климат определяет психологию человека. Жаркий климат порождает аппатичных, ленивых, изнеженных, покорных, пророчных людей. Северяне энергичны, воинственны, храбры и свободолюбивы.

Географическая Среда формирует психологию, а она в свою очередь форму правления. Деспотизм неизбежен и для очень холодных стран особенно если они велики по размерам и имеют плодородную почву. Монархическое правление характерно для умеренного климата, для средних гос-в. Республиканское свойственно маленьким странам. Деспотизм основывается на чувстве чести, а республика на чувстве долга.

    Жан Жак Руссо.

1) Руссо о социальном невенстве и способах его преодоления. Два вида неравенства: социальное (плод общественного развития). физическое (неустранимо)

    3 ступени общественного развития:

1. естественное состояние - естественное равенство (все люди равны; частная соблственность отсутствует; люди живут обособлено и нравственно они не испорчены).

2. Гражданское состояние характеризуется общественным неравенством. Экономическое развитие, сближение людей и появление частной собственности ведут к возникновениюнеравенства: бедные и богатые, господствующие и подвластные, рабы и господа.

3. Общественное равенство, которое обеспечивает гос-во в качестве царства разума. (граждане объединены, но свободны; каждый обладает небольшой частной собственностью. Власть принадлежит народу)

    2). Теория общественного договора.

Теория договорного характера общества и гос-ва. В соответствие с этой теорией люди добровольно заключают соглашение о том типе общественного устройства, в которм они хотели бы жить.

    3) Педагогическая концепция Руссо

В основе концепции так называемое естественное воспитание, т. е. воспитание согласное с природой, основанное на труде и на сочетании умственного и нравственного развития. Предполагает: свободу, цельность, гуманизмЯ, самостоятельность и индивидуализм.

    Гегель(1780-1831)
    1) Филисофские взгляды Гегеля.

Философия Гегеля - объективный идеализм, т. е. действительность по Гегелю - есть продукт саморазвития абсолютной идеи или мирового духа (бога). Абсолютная идея - процесс мышления, содержащий в себе все богатство бытия. Процесс мышления никому не принадлежит, пребывает вне материи, вне времени и вне пространства. Абсолютная идея - это само себя мыслящее мышление. Самопознание: субъективное и объективное.

Мир существует и развивается по законам разума, но разум пребывает не вне мира, а внутри мира, как внутреннее содержание мира.

    Логика - учение о сущности вещей.
    Филисофская система Гегеля:

1)Логика - изучает идею в чистом виде. Или абсолютная идея в себе и для себя. Ступени самопознания: бытие, ничто, становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость, случайность, возможность, действительность.

2). Философия природы - абсолютная идея, познав свое содержание в чистом виде, решает себя в виде природы. Ступени: механика, физика (свет, тепло), органика (ботаника, зоология, геология), механика (пространство, время, небесные тела, движение)

3) Философия духа - включает: человеческое сознание, общественное созн, индивидуальное созн, субъективный дух (антропология, психология, фенанология), объективный дух (гос-во, право, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия).

    2). Гегель об истории.

История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.

    Мировая история состоит из 3 эпох:

1. Восточная эпоха: человек, не осознал, что его сущность свобода . Все рабы.

    2. Античный мир: часть людей осознала свою свободу.

3. Германская (христианская): все свободны, но высшее воплощение свободы государство, т. к. гос-во является высшим воплощением разума. Славян считал народами не имеющими исторического будущего.

    3). Гегель о гражданском обществе.

Гегель помещает гражданское общество между семьей и гос-вом. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями. Это общество не зависит от гос-ва, но взаимодействует с ним.

    Марксизм о человеке и обществе.

У истоков марксизма Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895). С именем Маркса связано 2 открытия: 1845 - материалистическое понимание истории 1857 - открытие прибавочной стоимости.

    Философия марксизма:
    Учение марксизма:
    1. Философия
    2. Политэкономия
    3. Научный коммунизм.

Предшественники марксизма: французские материалисты XVIII века Фейербах, Гегель. Самое главное: Маркс не остановился на материализме XVIII века и Фейербаха. Он связал материализм с диалектикой Гейгеля. Диалектика - учение о развитии.

Главное положение: Действительность во всем богатстве ее содержания есть результат саморазвития материализма.

Маркс довел материализм до логического конца, распространив его на познание человеческого общества.

1 открытие Маркса или материалистическое понимание истории - есть ни что иное, как схематическое описание истории и структуры человеческого общества (исторический материализм)

Главное в обществвенной жизни - это производство. Маркс вводит понятие общественно-экономической формации - общество, взятое в единстве способа производства политической и идеологической надстройки.

    5 общественно-экномических формаций:
    1) первобытный строй
    2) рабовладельческий строй
    3) феодализм
    4) капитализм
    5) социализм

Политическая экономия Маркса связана со вторым открытием Маркса (открытие прибавочной стоимости).

    Предшественники Маркса: Адам Смит и Давид Рекардо.

В капиталистическом обществе господствует производство товаров, того, что предназначено для продажи. Товар обладает двумя видами стоимости: потребительская стоимость, меновая стоимость

Совершенно разные вещи потому меняются друг на друга, что все они продукты человеческого труда. Общее в товарах - абстрактный человеческий труд. Величина стоимости определяется кол-вом обществено необходимого труда или кол-вом общественно необходимого для производства данной вещи рабочим временем. Простое товарное обращение:

    Товар-Деньги-Товар
    Формула капитала:
    Д1-Т-Д2 Д1

Возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот Маркс называет прибавочной стоимостью.

    Д1-Д2=прибавочная стоимость.

Прибавочная стоимость не может возникнуть из прибавки к цене, ибо речь идет о массовом общественном явлении - чтобы получить прибав. стоимость нужно найти на рынке такой товар, который обладал бы особым свойством быть источником стоимости - этот товар - рабочая сила. Владелец денег покупает рабочую силу по ее стоимости, а затем он вправе потреблять ее, т. е. заставлять трудиться . Часть раб. времени окупает себестоимость раб. силы. По мере развития капитализма, пр-во сановится все более общественным, а присвоение остается частным. Растет противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Это противоречие разрешается социалистической революцией.

    Научный коммунизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.