РУБРИКИ

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

В 1802 г. была проведена реформа исполнительных органов - министерская

реформа. В России вводилось министерское административное управление.

Учреждалось восемь министерств: военное, морское, иностранных дел,

юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. В

отличие от прежних коллегий, министерства не получили судебных функций.

Однако главные преобразования органов управления связаны с именем

Михаила Михайловича Сперанского .. Сын священника, он окончил

Петербургскую духовную Академию, получив диплом учителя красноречия,

физики и философии. Сперанский самостоятельно изучил оригинальную

политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском

языках. Широкая образованность, незаурядный ум позволили Сперанскому

занять пост государственного секретаря. Именно ему Александр I поручил

разработать план государственных преобразований России. В 1809 г. такой

проект был подготовлен и представлен императору.

Проект проводил принцип "разделения властей" - закондательной,

исполнительной и судебной при независимости судебной власти и

ответственности исполнительной перед законодательной. Сперанский исходил

из того, что "настоящая система правления не свойственна более

состоянию общественного духа". По проекту политические права должно

было получить и среднее сословие - нарождающаяся буржуазия. Проект

предусматривал постепенное преобразование политического строя России в

монархию буржуазного типа. Это должно было быть обеспечено созданием

двухпалатного законодательного парламента: Государственного Совета

(верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). На местах

должны были быть созданы распорядительные органы - выборные думы.

Выборная система основывалась на буржуазном принципе имущественного

ценза. Такая система, не нарушая абсолютной власти монарха, открывала

доступ к власти буржуазии.

Александр I признал проект "удовлетворительным и полезным". Однако

проведение его в жизнь встретило сильное противодействие со стороны высших

сановников, нашедших его слишком радикальным. Единственным практическим

результатом проекта стало образование в январе 1810 года Государственного

Совета. Дальше этого дело не пошло. Сам Госсовет стал решительным

противником дальнейших преобразований, а его функции были сведены к

функциям законосовещательного органа при императоре. Члены его не

избирались, а назначались императором.

Преобразовательные идеи и проекты Сперанского вызвали бурное

недовольство реакционных кругов. Вокруг Сперанского плелись интриги,

особенно после того, как он провёл финансовую реформу,

изменившую налоговую систему, которая теперь затрагивала все слои

населения. Стали распространяться слухи, что "зловредный попович" готовит

ликвидацию дворянства и отмену крепостного права. Сперанский был

отстранён от государственной деятельности и в начале 1812 года сослан.

Однако его идеи не погибли, они оказали большое влияние на

современников, готовя общественное мнение к принятию реформ второй

половины XIX в. Сам Александр I весьма сожалел о Сперанском. Через

четыре года Сперанский был "прощён", назначен сначала пензенским

губернатором, а в 1819 г. - генерал-губернатором Сибири, где он провёл

ряд административных ре форм. В 1821 г. его возвратили в Петербург и

назначили членом Государственного Совета и управляющим Комиссией

составления законов.

2. Внешняя политика Александра I

Основное внимание Алекксандр I уделил европейским делам. Агрессивное

поведение Наполеона (император с 1804 г.) вызывало недовольство главных

европейских стран. Советники Александра I - члены Негласного комитета

также считали, что на Францию необходимо "наложить узду". Россия

присоединилась к коалиции антинаполеоновских стран (Англия, Австрия,

Швеция, Неаполитанское королевство). Открытие военных действий началось

при вступлении войск Наполеона в Австрию. Первое крупное сражение

произошло в 1805 г. у деревни Аустерлиц в 120-ти км к северу от Вены.

Несмотря на то, что русскими войсками командовали талантливые

военачальники: Кутузов, Багратион в результате вмешательства Александра

I и Франца (императора Австрии) союзные войска были полностью

разгромлены. Австрия вышла из войны. В войну вступила Пруссия, но это

не остановило продвижение наполеоновских войск. Наполеон занял Берлин и

объявил континентальную блокаду Англии. Такая ситуация задевала русские

экономические интересы, поскольку Англия была крупнейшим торговым

партнёром России, и Александр активизировал свои действия. Но в битве при

Фридланде в Восточной Пруссии русские войска вновь потерпели поражение.

Александр I вступил в переговоры с Наполеоном и в 1807 г. в г. Тильзите

был заключён мирный договор, по которому Россия обязывалась

присоединиться к континентальной блокаде Англии. На землях Польши было

создано Герцогство Варшавское, Россия же получила при разделе польских

земель Белостокский округ. На

следующий год императоры встретились в Эрфурте и подтвердили условия

Тильзитского договора, поделив сферы влияния своих стран в мире.

Протокол этой встречи имел секретный характер. В 1808 г. Россия вступила в

войну со Швецией., она претендовала на получение близлежащих к Петербургу

земель в целях обеспечения безопасности столицы. Война 18081809 гг. со

Швецией прошла успешно для России. Отряд Барклая де Толли совершил

знаменитый ледовый поход по льду Ботнического залива, в результате

которого русские войска вступили на территорию Швеции. В 1809 г. был

заключён мирный договор в г. Фридрихсгейме, по которому Великое

княжество Финляндское присоединялось к России. Финляндии предоставлялся

особый правовой статус с утверждением её прежней Конституции. Сейм в

качестве законодательного органа сохранялся, но Финляндия объявлялась

русской провинцией. Император Александр становился одновременно и

великим князем Финляндским.

Ещё по манифесту 12 сентября 1801 г. Грузия вошла в состав России.

Присоединение Грузии к России было враждебно встречено в Турции и Иране.

В 1804 г. началась война с Ира ном .. Война проходила успешно для России.

Русские войска захватили почти всю территорию Азербайджана, и по мирному

договору, заключённому в 1813 г. в Гюлистане, Иран признал право России

на завоёванные ею территории, а кроме того предоставил ей право держать на

Каспийском море военные суда.

В 1806 г. началась война с Турцией ., поводом к которой явилось

одностороннее смещение Турцией правителей Молдавии и Валахии (ещё по

Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г. над этими княжествами был объявлен

двойной протекторат: Турции и России). В октябре 1806 г. войска Михельсона

заняли Молдавию, а эскадра адмирала Сенявина в 1807 г. разбила турецкий

флот. Решительное поражение турецкой армии нанёс Кутузов у крепости

Рущук, и в результате 28 мая 1812 г. в Бухаресте был заключён мир и

подписан Бухарестский мирный договор,по которому к России отошла

Молдавия. Сербии предоставлялась автономия.

Отечественная война 1812 г. . К 1812 году обострилась ситуация на западной

границе. Наполеон готовился к войне с Россией, от которой её не спасли ни

Тильзитский, ни Эрфуртский мирные договоры. Созданное Наполеоном

Великое герцогство Варшавское он решил использовать как

плацдарм для нападения на Россию. Союзниками Наполеона в его движении на

Восток выступили Пруссия, Австрия и герцогство Варшавское. Для похода на

Россию была развёрнута огромная армия (600 тыс. чел., по другим

сведениям 685 тыс.). Её возглавили прославленные французские маршалы:

Ней, Даву, Мюрат и др. Солдаты этой армии вместе с Наполеоном совершали

походы в Египет, Испанию, Австрию, Пруссию, где одерживали победы и

верили в успех своего императора. Всю эту громаду Наполеон двинул к

Неману для наступления на Россию.

Списочный состав русской армии был равен на этот момент 225 тыс. человек,

а непосредственно под ружьём находилось 180 тыс. Кроме того, русская

армия была рассредоточена: Барклай де Толли находился у Немана, Багратион -

в Южной Литве, Тормасов - на Волыни; часть армии под командованием

Витгенштейна была выделена для охраны Санкт-Петербурга. Принимать бой с

наполеоновской армией при такой дислокации войск было крайне невыгодно,

и командующий русскими военными силами Барклай де Толли решил отойти

вглубь России. Наполеон вошёл в Россию 12 июня 1812 г. и в короткие

сроки занял Ковно, Вильно, Могилёв и Витебск. В августе 1812 г. русские

войска соединились под Смоленском. Наполеону после длительного штурма

удалось овладеть Смоленском, так как и здесь продолжал ещё ощущаться

численный перевес французской армии. Из Смоленска открывалась дорога на

Москву.

Военная стратегия была непопулярна в русском обществе, все были

недовольны отступлением и жаждали решающего сражения. Под давлением

общественного мнения Александр I заменил главнокомандующего, назначив на

этот пост 67-летнего М.И.Кутузова. Однако, ознакомившись с положением дел,

Кутузов тактику войны не изменил. Надо отметить, что в этот период

страну охватило партизанское движение, среди партизан особо отличились

Денис Давыдов (написавший книгу "Опыт теории партизанского действия"),

Платов, Сеславин, Дорохов, а также народные герои: солдат Ермолай

Четвериков, рядовой Степан Ерёменко (бежал из плена и возглавил отряд),

крестьянка Василиса Кожина и др. Размах партизанской войны был настолько

велик, что Наполеон даже потребовал её официального прекращения, заявив,

что она ведётся "не по правилам, установленным для

всех войн".

Позицию для генерального боя с французами Кутузов выбрал под Москвой у

деревни Бородино. Битва началась у Шевардино, а затем армии встретились на

Бородинском поле. Правым крылом армии командовал Багратион,

построивший специальные укрепления - "багратионовы флеши", которые

переходили затем из рук в руки. Храбрость русских солдат и офицеров

изумляла даже противника. Багратион был смертельно ранен на поле боя.

Командование принял Дохтуров. После захвата флешей была разбита батарея

Раевского и русской армии пришлось отступать от Бородино. Кутузов сказал,

что с потерей Москвы ещё не потеряна Россия, но она может быть потеряна с

потерей армии. Наполеон занял Москву. Москва была охвачена пожарами, в

ней практически выгорело 80% жилого фонда. Наполеону негде было

разместить армию, не было ни запасов продовольствия, ни воды. Французский

император обратился к Александру с предложением о мирных переговорах и

даже пообещал вернуть былую дружбу. Письмо с предложением Наполеона

передавал помещик Яковлев - отец Герцена. От Александра ответа не

последовало.

2 сентября Кутузов вывел русскую армию из Москвы. Вначале он двинулся по

рязанской дороге, но затем резко свернул на Тарутино (фланговый марш-

маневр) и тем самым прикрыл Калугу с её запасами продовольствия и Тулу с

оружейными складами. Здесь он стал готовиться к контрнаступлению на

наполеоновскую армию, окружая её с юга. Наполеон разгадал намерения

Кутузова и стал срочно отступать из Москвы. Он сделал попытку взорвать

Кремль, но дождь подмочил фитили в минах и взрыв получился

незначительным (были разрушены одна башня и часть кремлёвской стены).

Наполеон хотел прорваться на Калугу, но Кутузов умело преградил ему путь:

битва под Малоярославцем, где Наполеон потерпел поражение, вынудила его

повернуть на старую Смоленскую дорогу, безлюдную и выжженную его армией

при наступлении на Москву. Потери наполеоновской армии были

значительными, дисциплина упала. Отступая далее к Вильно, Наполеон понёс

значительные утраты при переправе через р. Березину. В Вильно он узнал о

попытке переворота во Франции и срочно уехал. В середине декабря 1812 г.

через Неман переправилось около 30 тыс. французов. Наполеоновской

армии больше не существовало.

Александр решил продолжать войну до полной победы над Наполеоном.

Русские войска вступили в пределы Западной Европы. Пруссия перешла на

сторону России, к этому союзу вскоре присоединилась Австрия, а затем и

Англия. Большое поражение союзная армия нанесла войскам Наполеона в

знаменитой битве под Лейпцигом в 1813 г. ("битва народов"). В марте

1814 г. союзные войска вступили в Париж. Мирный договор был заключён в

Париже 18 (30) мая 1814 г. Франция возвращалась к границам 1798 г.

Наполеон и его династия лишались престола, на котором союзники восстановили

династию Бурбонов (Людовик XVIII). Наполеон был отправлен на остров

Эльбу.

Окончательный договор о территориальном разделе был подписан на

втором Венском конгрессе в 1815 г. (во время первого Венского

конгресса - в 1814 г. Наполеон бежал с о. Эльбы и восстановил свою

власть, которая длилась 100 дней, но затем он был разбит в сражении при

Ватерлоо). На втором Венском конгрессе осенью 1815 г. был создан

"Священный союз", в который вошли монархи трёх государств: России,

Пруссии, Австрии, затем к нему присоединились другие европейские

государства. В результате территориальных разделов Россия получила

большую часть Герцогства Варшавского с Варшавой. Польше был

предоставлен 2-х палатный сейм и Конституция, которой присягнул и сам

Александр I.

3. Внутренняя политика после Отечественной войны

После окончания Отечественной войны 1812 г. реформы стали носить

более умеренный характер. Многие из них связаны с именем графа Аракчеева.

Карьера его при Александре I началась в 1803 г. Императора привлекали в

нём такие качества как педантичность, неукоснительная

исполнительность, незаурядные организаторские способности, безграничная

вера в силу самодержавия. Став в 1808 г. военным министром, Аракчеев, по

мнению военных специалистов, много сделал для восстановления

боеспособности русской армии.

В ноябре 1815 г. Александр I даровал Конституцию образованному в составе

империи Царству Польскому. По тем временам это был весьма либеральный

документ. При открытии Польского сейма в Варшаве царь произнёс речь, в

которой объявил о намерении распространить конституционные порядки на

всю Россию.

В 1818 году царь поручил своему ближайшему другу и помощнику

Новосильцеву составить " Уставную государственную грамоту" в духе

принципов польской конституции. Проект был подготовлен в 1820 г.,

получил "высочайшее одобрение", однако остался на бумаге.

В 1818 г. ряд сановников получили секретные поручения царя подготовить

проект отмены крепостного права. Все эти проекты и намерения

свидетельствовали о понимании Александром I необходимости проведения

либеральных реформ.

Однако с 1820 г. курс Александра I резко изменяется. Принято связывать

эту перемену с революционными событиями в Европе, с восстанием

Семёновского полка в октябре 1820 г. В это же время в распоряжение царя

поступают донесения о создании тайных обществ.

Разрушительные для феодально-крепостнической системы реформистские и

революционные идеи первоначально проникали в Россию с Запада, где раньше

начался процесс становления индустриальных обществ и, соответственно,

раньше сформировались буржуазные идеи. Великая Французская революция,

Отечественная война 1812 г. способствовали росту общественного

самосознания в России. Всё это подтолкнуло наиболее передовую и

образованную часть дворянства к поиску путей преобразования политической и

экономической жизни русского общества. Несбывшиеся надежды на

освобождение крестьян, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны с

Наполеоном, побудили их перейти от слов к делу.

Первое тайное общество "Союз спасения" возникло в феврале 1816 г. в

Петербурге по инициативе молодых гвардейских офицеров А.Н. и

Н.М.Муравьёвых, С.И. и М.И.Муравьёвых-Апостолов, С.П.Трубецкого и

И.Д.Якушина. Позже в него вошёл П.И.Пестель. В 1817 г. после принятия

Устава организация получила название "Общество истинных и верных сынов

Отечества". В члены общества принимали по строжайшему отбору только

офицеров гвардейских полков и Генерального штаба. Оно было

малочисленным (30 человек). В 1817 г. союз самоликвидировался. Было решено

приступить к созданию более широкой и боевой организации.

В январе 1818 г. в Москве возникла новая организация "Союз

благоденствия". В течение её трёхлетнего (до 1821 г.) существования

разрабатывались организационные принципы, тактика и программа

преобразований. Организация насчитывала уже около 200 членов. На

первое место выдвигалась задача формирования общественного мнения,

благоприятного для преобразований. В качестве главного политического

средства рассматривался революционный переворот. К 1820 г. относится

начало разработки тактики военного восстания без участия в нём народных

масс. Революционеры считали, что "военная революция" может быть наиболее

организованным, быстрым и безболезненным переворотом. Восстание

Семёновского полка 1820 г. побудило членов тайных обществ задуматься о

возможности привлечения к "революции" недовольных солдат.

Получив известие о доносе на организацию, поступившем Александру I,

члены общества приняли решение о формальном роспуске с тем, чтобы

освободиться от случайных людей и создать строго законспирированную

организацию.

В 1821-1822 гг. на основе "Союза благоденствия" возникли две новые тайные

организации: "Южное общество" на Украине во главе с П.И.Пестелем и

"Северное общество" в Петербурге, которое возглавил Н.М.Муравьёв, а

затем ведущую роль занял К.Ф.Рылеев. Общества приступили к разработке

конституционных проектов и планов восстания. Было подготовлено два

программных документа: "Русская правда" Пестеля и "Конституция" или

"Наказ временному верховному правлению" Н.Муравьёва. Они отличались друг от

друга.

"Русская правда" - первая республиканская программа в истории России.

Она предполагала ликвидацию монархии и установление республиканского строя.

Во главе республики должно было стоять законодательное Народное вече.

Исполнительная власть передавалась Державной Думе, выборы в которую

должны были осуществляться на основе равного избирательного права. Все

граждане республики должны были получить равные права, провозглашалась

отмена всех сословных привилегий и ограничений, всеобщая воинская

повинность. В области аграрных отношений Пестель исходил из того, что

земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет

право получить надел. Вместе с тем, он признавал справедливой и

частную собственность. Поэтому в программе предусматривалось создание

общественного земельного фонда, который не подлежал продаже. Им

распоряжались волостные общества. Этот фонд должен был пополниться за

счёт частичной конфискации помещичьих земель. Другая часть земли должна

была остаться в частном пользовании и находиться в свободном товарном

обращении.

Конституционный проект Н.Муравьёва был построен на другой политической

концепции. Россия должна была стать федерацией из 14 держав и 2 областей.

Высшим законодательным органом федерации являлось двухпалатное Народное

вече. Законодательным органом в Державе являлось державное вече, тоже

состоявшее из двух палат. Выборы осуществлялись на основе избирательного

права, ограниченного возрастным, имущественным цензом и цензом

оседлости. Высшая исполнительная власть, по проекту Муравьёва,

принадлежала императору. Таким образом, Россия должна была стать

конституционной монархией. Провозглашались ликвидация сословной структуры,

равенство граждан перед законом, свобода слова, печати, собраний.

Декларировалась ликвидация крепостного права, однако земли помещиков

оставались за ними. Предполагалось наделение крестьян землёй (по 2 дес.

на двор), вместо старых сословных судов предусматривалось введение

гласного суда с присяжной адвокатурой, состязательностью сторон.

Помимо программных документов, был разработан и план действий.

Предполагалось начать революцию в Петербурге восстанием гвардии и флота,

изгнать членов императорской фамилии, арестовать императора, созвать Сенат

и через него обнародовать новый порядок вещей. На периферии должны были

оказать содействие восстанию в столице. Выступление планировалось на лето

1826 г. Однако неожиданная смерть Александра I в Таганроге 19 ноября

1825 г. изменила планы. Поскольку отказ брата Александра Константина от

престола держался в тайне, войска были приведены к присяге ему, а не

Николаю. После двухнедельной переписки Константин подтвердил свой отказ

от престола и на 14 декабря была назначена переприсяга новому

императору - Николаю I. Революционеры решили воспользоваться

правительственным кризисом и выступить в этот день на Сенатской площади.

Восстание, которое получило название "восстание декабристов", было

жестоко подавлено правительством. Николай велел предать суду офицеров,

а солдат подвергнуть телесным наказаниям. Верховный суд приговорил

всех участников к расстрелу, однако Николай I приказал казнить

только пятерых - Рылеева, Пестеля, С.Муравьёва-Апостола, М.Бестужева-

Рюмина, Каховского. Остальные были отправлены в ссылку.

Выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. положило конец

прогрессивным реформам. Самодержавие почувствовало угрозу самому своему

существованию и предприняло усилия сохранить крепостную систему.

Период правления брата Александра I - Николая Павловича (1825-

1855) . - это последняя предреформенная попытка самодержавия соединить

почти несоединимое: сохранить незыблемой политическую систему абсолютизма

и, одновременно, пойти на уступки новым требованиям времени в экономике, в

аграрном вопросе - особенно. Путём милитаризации государственного строя

Николаю I удалось лишь на время отсрочить проведение более решительных

реформ.

Стремясь всячески оградить российское общество от влияния западных идей,

Николай I предпринял ряд мер, призванных усилить контроль и надзор за

деятельностью административного аппарата, за печатью, системой

просвещения, а также усилить личное влияние на все стороны

государственной жизни. Императорская канцелярия разрослась. При ней было

создано II отделение - для кодификации законов, III отделение - высшая

полиция, IV отделение - для руководства женскими училищами и

благотворительными заведениями, V отделение - для проведения реформы

государственных крестьян, VI отделение - для управления Закавказьем. III

отделение стало органом личной власти императора, государством в

государстве по своему значению. Правление Николая I характеризуется

созданием всевозможных секретных и несекретных комитетов и комиссий по

различным вопросам, подчинённых самому царю. Под руководством Сперанского

была осуществлена кодификация законодательства. все известные законы были

собраны в хронологическом порядке, из них выбраны действующие. Полное

собрание законов Российской империи с 1649 по 1825 гг. составило 45

томов. Этот колоссальный труд до сих пор является незаменимым источником

для историков.

В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. В его задачу

входила проверка уставов учебных заведений, выработка единых принципов

просвещения, определение дисциплин и учебной литературы. Образование

должно было, по мнению правительства, воспитывать "скромных граждан",

которые бы трудились для правительства каждый на

своём поприще. Идейной платформой перестройки системы образования,

управления всей сферой культуры стал лозунг министра просвещения,

президента Академии наук С.С.Уварова: "самодержавие, православие,

народность".

Университеты потеряли значительную долю былой автономии, приём в них

ограничивался, а плата росла, из учебных программ были изъяты такие

предметы, как естественное право, философия. Однако приостановить

процесс распространения образования уже не представлялось возможным.

Введение нового "чугунного" Цензурного устава также не принесло

ожидаемого результата. Крамольные идеи продолжали распространяться

несмотря на все препятствия, а усиление надзора за литературой не только

не остановило перо ни Пушкина, ни Лермонтова, ни других выдающихся

русских поэтов и писателей. Именно на период правления Николая I

приходится "золотой" век русской поэзии.

Сохраняя в неприкосновенности политическую систему самодержавия и не

решаясь трогать систему крепостничества, которая всё более заходила в

тупик, Николай I был вынужден принять ряд мер, ослабляющих зависимость

крестьян от помещиков, упраздняющих её наиболее одиозные проявления.

Запрещалось отдавать крепостных на заводы; ограничивалось право помещиков

ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с

публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги;

дворянам без имений запрещалось покупать крестьян без земли; помещики

получили право отпускать дворовых на волю; при продаже имений с

публичного торга крестьяне получили право выкупа на свободу; крестьянам

разрешалось приобретать с согласия помещика недвижимость.

Более серьёзные меры решения крестьянского вопроса неоднократно

обсуждались в многочисленных секретных комитетах (более 10). Комитет

1835 г. поставил задачу " нечувствительного возведения крестьян из

состояния крепостного до состояния свободы". Предполагалось в три этапа и

в неопределённые сроки освободить крестьян без земли. Работа комиссии

закончилась без результата. В 1839 г. был создан новый комитет, где

видную роль играл известный государственный деятель того времени,

человек высокообразованный, придерживающийся либеральных взглядов -

П.Д.Киселёв. Итогом работы комитета стал указ 2 апреля 1842

г. " об обязанных крестьянах .". Он не отменял указа 1803 г."о вольных

хлебопашцах", но призван был исправить его "неудобные стороны". Владельцам

разрешалось заключать с крестьянами по взаимному соглашению договоры на

таком основании, чтобы помещики сохраняли полное право вотчинной

собственности, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за

установленные повинности. Таким образом до реформы 1861 г. было

освобождено всего 27 тыс. крестьян.

В 1844 г. правительство предприняло составление так называемых "инвентарей"

в западнорусских губерниях, где помещиками были в основном поляки,

находившиеся в оппозиции к русскому правительству. Это было описание

помещичьих имений с чёткой фиксацией размеров земельных наделов крестьян

и выполняемых ими повинностей.

Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа

государственных крестьян, проведённая в конце 30-х годов.

Государственные крестьяне составляли 34% всего податного крестьянского

населения и юридически являлись свободным сословием, находящимся в

подчинении у государства. Целью реформы было поднять благосостояние этой

категории населения и подать пример помещикам по управлению их

собственными деревнями. Руководил реформой П.Д.Киселёв, в 1835 г.

возглавивший V отделение императорской канцелярии.Государственные

крестьяне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие

государственную землю. Малоземельные были наделены землёй, пересмотрено

обложение податями в соответствии с местными условиями; учреждены

"вспомогательные ссуды" для мелкого кредита крестьянам; создавались

медицинские и ветеринарные пункты; расширилась сеть низших школ.

Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты

интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и

Коммерческий советы. В целях расширения системы технического образования

созданы Технологический университет в Петербурге, Московское ремесленное

училище. При всей противоречивости принимаемых мер в них прослеживается

стремление поднять промышленный уровень России.

Однако революционные события в Европе в 1848-1849 гг. положили конец

скромным реформаторским попыткам Николая I.

Таким образом, к середине XIX столетия феодально-крепостническая

система подошла к решающему рубежу. В её недрах вызревали новые

структуры, подготовлявшие переход к индустриальному типу развития. Всё

более широкими слоями общества овладевали идеи, разрушавшие

традиционные представления о крепостническом общественном устройстве.

Политика самодержавия в этот период характеризовалась попытками

подправить, улучшить наиболее устаревшие элементы политической и

экономической системы, не нарушая, однако, главных устоев. Однако эти

попытки лишь на время отодвинули необходимость решения главного

вопроса: судьбы крепостничества. В середине столетия этот вопрос для

правительства встал так: либо освободить крестьян и сохранить свою

власть, либо не освободить и потерять её.

Лекция VII. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Отмена крепостного права

Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении

преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX

века. Россия оставалась к этому времени единственной европейской

державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную

монархию.

Эффективность российской экономики в первой половине XIX в. была на

порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже в 30-е

годы данного столетия произошло перевооружение промышленных предприятий на

паровые двигатели, что привело к резкому повышению производительности

труда и утверждению капиталистического уклада.

Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью

проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны

1853-1856 гг. ., где Россия потерпела жестокое поражение, несмотря на

героизм солдат, матросов и офицеров. Парусный флот России на Чёрном

море не мог противостоять пароходам европейских держав. Отсутствие

железных дорог не позволяло снабжать армию продовольствием и

боеприпасами в необходимом количестве.

Поражение в Крымской войне показало, что после периода сближения с

Европой (XVIII - начало XIX вв.) вновь накопилась отсталость как

кадровая, так и техническая. Логика экономических и политических

взаимоотношений с капиталистическими державами Европы поставили перед

Россией задачу модернизма отсталого общества. Но поражение в войне вызвало

также и общественную активность. К решительным переменам подталкивали

правительство крестьянские волнения конца 1850-х годов, а также

необычные акции, как стремление записаться в армию во время Крымской

войны (прошёл слух, что добровольцы

получат вольную), или "трезвенное движение", охватившее ряд губерний,

когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под угрозой

жестокой расправы.

После смерти Николая I на престол вступил его сын Алек сандр II (1855-

1881) .. Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально

заявлено Александром II в речи, произнесённой им 30 марта 1856 г. перед

представителями московского дворянства.В этом выступлении были произнесены

знаменитые слова: "... лучше отменить крепостное право сверху, чем

ждать, когда оно само будет отменено снизу". Надо отдать должное этому

царю, решившемуся на проведение реформ, перед которыми остановились его

предшественники и продолжить которые не смогли его сын (Александр III) и

внук (Николай II).

Для разработки реформы были созданы губернские комитеты, которыми

руководил "Главный комитет по крестьянскому делу". Подготовка реформы

заняла около трёх лет. Как видим, подготовка заняла довольно много

времени, но тщательность проработки и явилась, вероятно, одной из причин

первоначального успеха реформы.

Результатом работы комитетов явились следующие основные концепции:

освобождение крестьян с землёй без выкупа, освобождение крестьян без земли

и освобождение крестьян с землёй, но за выкуп. Последний вариант был

положен в основу реформы.

Содержание этой реформы излагалось в документах: Общее положение

(основные принципы реформы), Местные положения (в которых учитывались

особенности отдельных губерний) и Дополнительные правила (в них

предусматривался порядок проведения реформы).

По общему положению крестьянин признавался лично свободным человеком,

наделённым всем комплексом гражданских прав. Он мог предъявить иск и

отвечать в суде, владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься

торговлей и промыслами. Помещик более не мог ни продавать, ни покупать

крестьян, ни запрещать им устраивать

свою судьбу по их усмотрению. Личная зависимость крестьян

ликвидировалась полностью.

Для определения надела все земли были разделены на три категории:

нечерноземные, черноземные и степные. В целом по стране на одного

крестьянина приходилось от 1 до 12 десятин (1 десятина = 1 га) земли, а в

среднем получалось по 3.3 десятины на крестьянина.

В течение двухлетнего срока все помещики и крестьяне должны были

составить и подписать Уставную грамоту, в которой определялся размер и

характер выделяемой земли. В случае возникновения разногласий по каким-

либо вопросам приглашались мировые посредники (из дворян). До выкупа

земли крестьянин считался временнообязанным и в Уставной грамоте были

точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки его

выполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и

вносил 20% стоимости своего надела, то он становился свободным

крестьянином-общинником.

После освобождения от помещика крестьяне в большей части России сохраняли

зависимость от общины, ибо вся надельная земля считалась принадлежавшей

миру - общине. Община распределяла и перераспределяла земли между

крестьянами. Передел участков осуществлялся в среднем через 7-12 лет (а

кое-где и не производился), преимуществом пользовались хозяйства с

большим количеством мужчин-работников. Выпасы и леса находились в общем

пользовании. Круговая порука сдерживала выход крестьян из общины. Эта

система подверглась изменению лишь в начале XX в. в связи с реформой

Столыпина.

16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта

"Положений". 19 февраля (в день восшествия на престол в 1855 г.

Александра II) они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же

день царь подписал и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

"Положения 19 февраля 1861 г." . распространялись на 45 губерний

Европейской России, в которых насчитывалось 22.5 млн. крепостных

крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к

частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений - не единовременный акт 1861

г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий.

Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента

обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г.". В Манифесте

объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.)

обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве.

Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом,

льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3

мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подворная

повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в

дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне ещё долго находились на

положении "временнобязанных", т.е. продолжали нести регламентированные

"Положениями" феодальные повинности: платить оброк или выполнять

барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся

перевод крестьян на выкуп.

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их

от крепостной зависимости. "Положения 19 февраля 1861 г." никакого

окончательного срока прекращения временнообязанного состояния крестьян и

перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28 декабря 1881 г.

устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп, начиная с 1

января 1883 г. К этому времени на временнообязанных отношениях оставалось

15% крестьян.

Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон

распространялся только на 29 "великороссийских губерний". В Закавказье

перевод крестьян на выкуп не был завершён даже к 1917 г. Иначе обстояло

дело в 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где под

влиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движения

крестьяне в количестве 2.5 млн. душ мужского пола были переведены на

выкуп уже в 1863 г. Здесь были установлены и более льготные по сравнению с

остальными губерниями России условия освобождения: возвращены отрезанные от

наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Условия выкупа для большей части крестьян были тяжёлыми. В основу выкупа

ставились феодальные повинности, а не действительная, рыночная

стоимость земли. Иначе говоря, крестьянам приходилось платить не

только за землю, но и потерю помещиком крепостного труда. Выкупная сумма

определялась путём "капитализации оброка", то есть ежегодно уплачиваемый

крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с

капитала. Вычисление этого капитала и означало

определение выкупной суммы. Например, если крестьянин выплачивал душевой

надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна

была составить 166 руб. 67 коп.

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупной

операции. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу же

деньгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данного

имения получали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее

высшего. Остальные 20-25% крестьяне уплачивали непосредственно помещику

(сразу или в рассрочку). Выкупная сумма, выплаченная государством

помещикам (она рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда),

затем взыскивалась с крестьян в размере 6% в год в течение 49 лет.

Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300%

предоставленной ему "ссуды".

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном

порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач.

Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату

выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами.

Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству.

Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн.

руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872

гг. составляла 648 млн. руб. С 1862 по 1907 г. , до отмены выкупных

платежей, бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. руб.

выкупных платежей и всё ещё оставались ей должны !

Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата

дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян

были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных

учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб.

Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещика. Таким образом, реформа

1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от банкротства.

Как видим, противоречивый характер реформы 1861 г. ярко проявился в

вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп несомненно носил грабительский,

крепостнический характер, но с другой - он способствовал развитию

капиталистических отношений в стране. Выкуп,

во-первых, способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных

отношений в крестьянское хозяйство, во-вторых, давал помещикам денежные

средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы, в-

третьих, означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от

помещичьего и, в-четвёртых, ускорил процесс социального расслоения

крестьянства.

Но самым существенным недостатком реформы,в последующем ещё более

обострившим социальные противоречия, было сохранение большей и лучшей части

земли, на которой работали поколения крестьян, в собственности помещиков.

Царь-освободитель испытал семь покушений и в конце концов был убит в 1881

г.

2. Реформы 60-70-х годов

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения

других буржуазных реформ - в области местного управления, суда,

образования, финансов, в военном деле.

Наиболее последовательной буржуазной реформой Александра II считается

Судебная реформа 1864 г. .. По этой реформе вводились демократические

принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на

защиту обвиняемого, состязание сторон (защиты и обвинения), несменяемость

судей.

Содержание реформы излагалось в четырёх документах: "Устав

уголовного судопроизводства", "Учреждение судебных установлений" и

"Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями".

Вся судебная система делилась на две части: общую и местную.

К местной относилась мировая юстиция. Для её осуществления каждый уезд

был поделён на участки, в которых учреждались камеры мировых судей.

Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для выборов в

судьи необходимо было обладать определённым имущественным и

образовательным цензом. Кроме мировых судей, избирались почётные,

помогавшие мировым в работе и заменявшие их во время отсутствия. В

компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам

на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам,

наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного заключения или 300

руб. штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом

мировых судей, состоявшем из мировых и почётных судей уезда. Жалобы на

решения Съезда мировых

судей могла приноситься в высший судебный орган страны - Сенат.

В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой были

окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (в губернии,

например, в зависимости от её размера могло быть несколько таких

округов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёх

профессиональных судей (один из них - председательствующий). В окружном

суде было два отделения: по гражданским и по уголовным судам. Наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.