РУБРИКИ

Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг.

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг.

типа. Но тут сказались особенности русской души, народные верования

получили новое направление. Русские крестьяне сейчас поклоняются машине,

как тотему.

Русский коммунизм с моей точки зрения есть явление вполне

объяснимое, но объяснение не есть оправдание. Неслыханная тирания,

которую представляет собой советский строй, подлежит нравственному суду,

сколько бы вы её ни объясняли.

Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.—М.:1990.С.80-83,

85, 115-116.

Тема4. Коммунистическая Россия

Декрет о земле. 26 октября 1917 г.

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого

выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,

церковные, со всем их живым и мёртвым инвентарём, усадебными постройками

и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных

комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до

Учредительного собрания.

3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего

отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым

революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все

необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации

помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и

какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего

переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями,

скотом, запасами продуктов и проч...

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

В.И.Ленин. Полн. собр. соч.Т.35, с.24, 26.

Выводы:

1. Крестьяне стали собственниками тех земель, которые ранее

принадлежали помещикам.

2. Крестьяне получили землю в пользование.

3. Верховным собственником земли оставалось государство.

Соглашение о взаимоотношениях ВЦИК и СНК. Принято на заседании ВЦИК.

17 ноября 1917 г.

1.Согласно решению 2 -го Всероссийского съезда Советов, СНК целиком

ответственен перед ЦИК.

2.Все законодательные акты, а равно и распоряжения крупного

общеполитического значения, представляются на рассмотрение и утверждение

ЦИК.

3.Мероприятия по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК

непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК.

4.Раз в неделю каждый член СНК отчитывается перед ЦИК.

5.На запросы ЦИК должны быть даваемы ответы немедленно. Запросы

считаются состоявшимися, если за них высказалось 15 членов ЦИК.

Декреты Советской власти.—Т.1.-М.:1957.С102.

Выводы:

1.ВЦИК руководил СНК.

2.ВЦИК и СНК имели равные права.

3.Третий пункт можно толковать расширительно.

4.Пятый пункт делает акцент на скорости ответа СНК ВЦИКу. Однако,

более важно, чтобы ВЦИК мог отменить ошибочное решение СНК.

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов. 11 ноября 1917

г.

Ст. 1. Все существующие доныне в России сословия и сословные

деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные

организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст.2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и

пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов

(тайные, статские и проч. советники) уничтожаются, и устанавливается одно

общее для всего населения России наименование гражданин Российской

Республики.

Ст.3. Имущества дворянских сословных учреждений немедленно

передаются соответствующим земским самоуправлениям.

Ст.4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно

поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.

Ст.5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы

передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских

самоуправлений.

Ст.6. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов

отменяются.

Ст.7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и

немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских

и крестьянских депутатов.

Декреты Советской власти. Т.1.С.72.

Декрет СНК об объявлении партии кадетов врагами народа. 11 декабря

1917 г.

Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов

народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов. На

местные советы возлагается обязательство особого надзора за партией

кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной

против революции.

Декрет вступает в силу с момента его подписания.

Декреты Советской власти. Т.1.С162.

Выводы:

1.Декрет соответствовал интересам демократических преобразований в

стране.

2.Это декрет правящей партии по запрещению оппозиционной.

Основной закон о социализации земли. 27 января 1918 г.

Раздел 1. Общие положения.

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы

природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики

отменяется навсегда.

Ст.2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне

переходит в пользование всего трудового народа.

Ст.3. Право пользования землёй принадлежит лишь тем, кто

обрабатывает её собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных

настоящим законом.

Ст.4. Право пользования землёй не может быть ограничено: ни полом,

ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст.5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами

природы предоставляется в зависимости от их значения, уездной,

губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем

последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и

живыми силами природы будет определён особым законом.

Ст.6. Весь частновладельческий живой и мёртвый

сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых

хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов:

уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст.7.Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно имеющиеся

при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в

зависимости от их значения, в распоряжение уездного, губернского,

областного и федерального Советов.

Ст.8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона

об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего, находящегося на сих

землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по

удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь

до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан,

пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия)

в размере существующей солдатской пенсии.

Ст.9. Распределением земель сельскохозяйственного назначения между

трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные,

главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения

этих земель.

Ст.10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные

отделы главных и федерального Советов.

Ст.11. В задачи распоряжения землёй со стороны земельных отделов

местной и центральной Советской власти, помимо справедливого

распределения земель сельскохозяйственного назначения среди трудового

земледельческого населения и наиболее продуктивного использования

национальных богатств, входит:

а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил

страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятия

сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятия уровня

сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.

б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения.

в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то: садоводства,

пчеловодства, скотоводства, молочного хозяйства и пр.

г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более

производительным системам полеводства в различных поясах путём

равномерного расселения трудящихся земледельцев.

д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, наиболее выгодного

в смысле экономии труда и продуктов, за счёт хозяйств единоличных, в

целях перехода к социалистическому хозяйству.

Ст.12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на

уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма,

применялась в данном районе к исторически сложившейся системе

землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого

отдельного хозяйства и, в то же время, давала бы возможность безбедного

существования семье землевладельца.

Ст.13. Общим и основным источником права на пользование землёй

сельскохозяйственного назначения является личный труд. Кроме того,

предоставляется органам Советской власти для поднятия

сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственной культуры

(устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и

показательных полей) занимать из фонда запасных земель (бывших

монастырских, казённых, удельных, кабинетских и помещичьих) определённые

участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд

этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.

Ст.14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за

счёт государства на случай смерти, болезни, увечья, делающих их

нетрудоспособными.

Ст.15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их

семейств должны быть призреваемы за счёт органов Советской власти.

Ст.16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от

пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других

стихийных бедствий путём взаимного советского страхования.

Ст.17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших

участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении

рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов

Советской власти.

Ст.18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами

монополизируется органами Советской власти.

Ст.19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть

государственной монополией.

Раздел II. Кто имеет право пользоваться землёй

Ст.20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и

личных надобностей в пределах Российской Советской Федеративной

Республики могут пользоваться:

А) В целях культурно-просветительных.

1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной,

областной, губернской, уездной, волостной и сельской).

2.Общественные организации (под контролем и с разрешения местной

Советской власти).

Б). Для занятия сельским хозяйством.

3. Сельскохозяйственные коммуны.

4. Сельскохозяйственные товарищества.

5. Сельские общества.

6. Отдельные семьи и лица.

В) С целью застройки.

7. Органы Советской власти.

8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка

не является средством извлечения дохода).

9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого

разрешения и под контролем Советской власти).

Г) Для устройства путей сообщения (передвижения).

10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской,

уездной, волостной и сельской, в зависимости от значения путей

сообщения).

Декреты Советской власти. Т.1.С.407-410.

Выводы:

1. Право собственности и право пользования тождественны.

2. Собственником земли стало новое государство.

3. Статья 3 противоречит статье 4.

4. Распределение земельных участков на уравнительно трудовых началах

соответствует индустриальному развитию общества.

5. Идеи русского общинного коллективизма и западного социализма

идентичны.

Декрет ВЦИК и СНК о создании комитетов бедноты. 11 июня 1918

г.

Повсеместно утверждаются волостные и сельские комитеты деревенской

бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии

продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата

продовольствия и ВЦИК.

В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит

следующее:

1) Распределение хлеба, предметов первой необходимости и

сельскохозяйственных орудий.

2) Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии

хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.

Временно, впредь до особого распоряжения народного комиссара

продовольствия, устанавливаются следующие правила распределения хлеба:

а) из хлебных излишков, по распределению губернскими и уездными

Совдепами и государственными продовольственными организациями изъятых

полностью из рук кулаков и богатеев и ссыпаных в государственные хлебные

запасы до 15 июля сего года, выдача хлеба деревенской бедноте

производится по установленным нормам бесплатно, за счёт государства,

б) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков и богатеев после 15

июля, но не позднее 15 августа сего года, выдача хлеба бедноте

производится по установленным нормам за плату со скидкой 50% с твёрдой

цены,

в) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков в течение второй

половины августа, выдача хлеба деревенской бедноте производится по

установленным нормам со скидкой 20% с твёрдой цены.

Декреты Советской власти. Т.2.С.416-418.

Выводы:

1.Деревенская беднота самостоятельно объединялась в борьбе против

богатеев.

2.Государство стимулировало доносительство, поддерживало люмпенов

против рачительных хозяев.

Постановление ВЦИК об исключении оппозиционных партий из советов.

14 июня 1918 г.

Принимая во внимание:

1) что Советская власть переживает исключительно трудный момент,

выдерживая одновременно натиск как международного империализма всех

фронтов, так и его союзников внутри Российской Республики, не

стесняющихся в борьбе против Рабоче-Крестьянского правительства никакими

средствами, от самой бесстыдной клеветы до заговора и вооружённого

восстания;

2) что присутствие в советских организациях представителей партий,

явно стремящихся дискредитировать и низвергнуть власть Советов, является

совершенно недопустимым;

3) что из ранее опубликованных, а также оглашённых в нынешнем

заседании документов ясно обнаруживается, что представители партий -

социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, вплоть до

самых ответственных, изобличены в организации вооружённых выступлений

против рабочих и крестьян в союзе с явными контрреволюционерами - на Дону

с Калединым и Корниловым, на Урале с Дутовым, в Сибири с Семёновым,

Хорватом и Колчаком и, наконец, в последние дни с чехословаками и

примкнувшими к последним черносотенцами,

ВЦИК постановляет:

исключить из своего состава представителей партий социалистов-

революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем

Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить

представителей этих фракций из своей Среды.

Декреты Советской власти. Т.2.С.430-431.

Выводы:

1.Исключение оппозиционных партий не изменило суть советов.

2.Однопартийные советы - это не советы.

3.В дальнейшем, когда советская власть упрочилась, оппозиционные

партии были допущены в советы.

Конституция РСФСР. Июль 1918 г.

9.Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент

Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и

сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной

Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии,

уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при

котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

12. Верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду

Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному

Исполнительному Комитету.

14.В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы

выражения своих мнений, РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и

предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все

технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и

всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное

распространение по всей стране.

15.В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний

РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать

собрания, митинги, шествия и т.д., предоставляет в распоряжение рабочего

класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных

собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.

18.РСФСР признаёт труд обязанностью всех граждан республики и

провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!”

19.В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской

революции РСФСР признаёт обязанностью всех граждан республики защиту

социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность.

Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется

только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных

военных обязанностей.

23.Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает

отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб

интересам социальной революции.

24.Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР.

25.Всероссийский съезд Советов составляется из представителей

городских советов, по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей, и

представителей губернских съездов советов, по расчёту 1 депутат на 125

000 жителей.

32. ВЦИК даёт общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского

правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и

согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за

проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских

съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33.ВЦИК рассматривает и утверждает проекты декретов и иные

положения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издаёт

собственные декреты и распоряжения.

34.ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет

отчёт о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным

вопросам.

35.ВЦИК образует СНК для общего управления делами РСФСР и отделы

(народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

36.Члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или

выполняют особые поручения ВЦИК.

37.СНК принадлежит общее управление делами РСФСР.

38.В осуществление этой задачи СНК издаёт декреты, распоряжения,

инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и

быстрого течения государственной жизни.

39.О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает

ВЦИК.

40.ВЦИК вправе отменить или приостановить всякое постановление СНК.

41.Все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое

значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Примечание:

Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены

СНК непосредственно.

49.Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежат все вопросы

общегосударственного значения, как-то:

а) утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР;

б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР;

в) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно

финансовых соглашений;

к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и

отдельных его отраслей на территории РСФСР;

л) утверждение бюджета РСФСР;

м) установление общегосударственных налогов и повинностей;

с) право амнистии, общей и частичной.

54. Съезды созываются не реже двух раз в год по области, одного раза

в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

61.Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской

власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших

органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и

хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной

территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной

территории.

62.Съездам советов и их исполнительным комитетам принадлежит право

контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право

контроля над всеми Советами данной области...).

65. Не избирают и не могут быть избранными:

а) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала,

доходы с предприятий, поступления имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и

охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.

81.Всероссийский съезд Советов и ВЦИК определяют, какие виды доходов

и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в

распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.

82.Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на

нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются

за счёт средств, отпускаемых из государственного казначейства.

Декреты Советской власти. Т.2.С.550-564.

Выводы:

1.Конституция строилась по принципу: один человек - один голос.

2.Верховная власть принадлежала ВЦИКу.

3.Конституция гарантировала права граждан.

4.Конституция гарантировала права трудящихся.

5.Статья 41 противоречит предыдущим.

6.Статья 49 противоречит статье 61.

7.Статья 49 не противоречит ст. 61.

Постановление СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.

СНК, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с

контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной

ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью;

что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и

внесения в неё большей планомерности необходимо направить туда возможно

большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо

обеспечить Советскую республику от классовых врагов путём изолирования их

в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица,

прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что

необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания

применения к ним этой меры.

Декреты Советской власти.Т.3.С.291-292.

Инструкция президиума ВЦИК об организации лагерей принудительных

работ. 12 мая 1919 г.

1.Организация лагерей принудительных работ возлагается на губернские

чрезвычайные комиссии, которым жилищный отдел местного исполнительного

комитета представляет соответствующие помещения.

Примечание. В зависимости от местных условий лагеря принудительных

работ могут быть устраиваемы как в черте города, так и в находящихся

вблизи него поместьях, усадьбах и т.п.

2.По организации лагеря таковой передаётся в ведение отдела

соответствующего исполнительного комитета с разрешения Отдела

принудительных работ Народного комиссариата внутренних дел.

3.Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки

должны быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек

каждый. Ответственность за неисполнение настоящего положения возлагается

на губернские чрезвычайные комиссии.

Примечание. В уездных городах лагеря могут быть открываемы с особого

разрешения Отдела принудительных работ.

Управление лагерями.

4.Общее управление всеми лагерями принудительных работ на территории

РСФСР принадлежит отделу НКВД, который носит название Отдела

принудительных работ Наркомвнудел.

10.Комендант лагеря, будучи непосредственно подчинён отделу

управления местного исполнительного комитета и временно чрезвычайной

комиссии, обязан каждые две недели представлять Отделу принудительных

работ краткий отчёт о деятельности лагеря...

Караульная команда.

17.Число служащих караула определяется в зависимости от количества

заключённых, причём в лагерях, в которых число заключённых не превышает

300, на каждые 15 человек заключённых полагается 2 караульных, на каждые

10 человек заключённых свыше 300 полагается один караульный.

О заключённых.

25.Заключению в лагеря принудительных работ подвергаются те лица,

кои перечислены в статье 2 общего положения о таких лагерях, за

исключением:

а) лиц, подлежащих по постановлениям Всероссийской чрезвычайной

комиссии заключению в особые лагеря на всё время гражданской войны; б)

лиц, страдающих хроническими болезнями и органическими недостатками,

делающими их совершенно неспособными к труду.

Примечание. Нетрудоспособность определяется управлением местных

лагерей по заключению врача.

26.Лица женского пола и несовершеннолетние должны содержаться в

особых для каждой категории лагерях.

Примечание. Расходы по содержанию лагеря в соответствии со статьёй 35

настоящей инструкции распределяются между заключёнными с таким расчётом,

чтобы содержание лагеря окупалось трудом заключённых при полном

количестве последних.

Примечание. Для отдельных лиц с разрешения местных отделов управления

может быть допущена замена физического труда умственным.

32.Для заключённых устанавливается 8-ми часовой рабочий день.

37. За побег в первый раз заключённому увеличивается срок

заключения до 10-ти кратного размера срока первоначального

заключения. За вторичный побег виновные предаются суду революционного

трибунала, который имеет право определять наказание вплоть до применения

высшей меры наказания.

38.Для предупреждения возможности побега может быть введена

круговая порука.

Декреты Советской власти. Т.5.С.174-181.

Постановление СНК о продаже музейных шедевров за границу. 26

октября 1920 г.

1.Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей,

отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за

быстрейшую и выгодную продажу их за границей.

2.Вопрос о количестве и норме пайков для экспертной комиссии передать

на разрешение Комиссии рабочего снабжения. В случае если не будет

достигнуто соглашение с т. Лежавой - внести в СНК.

3.Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании

аналогичной комиссии в Москве и в случае признания целесообразным

организовать её.

Назначить доклад т. Лежавы в СНК через месяц о том, как идёт

практически исполнение принятого постановления.

Декреты Советской власти. Т.11.С.345.

Выводы:

1.Документ отразил безусловно необходимую меру, обусловленную суровой

действительностью гражданской войны

.2.Преступное разбазаривание национального достояния не может быть

оправдано. Тем более, что не указано, на какие нужды пойдут добытые

средства (военные расходы, поддержка марионеточных партий за рубежом,

приобретение предметов роскоши для правящей верхушки и т.п.).

О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом.

Декрет ВЦИК. 21 марта 1921 г.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на

основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда

и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского

хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного

установления падающих на земледельцев государственных обязательств,

развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и

фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём

развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы

покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и

неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно

уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности

позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен

на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взымается в виде процентного или долевого отчисления от

произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков

в хозяйстве и наличия скота в нём.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств

середняков, маломощных хозяйств и для хозяйств городских рабочих должен

быть пониженным.

Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а

в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих

хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом,

получают льготы по выполнению натурального налога.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован

в такой срок, чтобы земледельцы ещё до начала весенних полевых работ

были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них

обязательств.

6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается

в определённые, точно установленные законом сроки.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого

хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на

каждого, кто не выполнил налога.

Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются

организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров

налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у

земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их

распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления

своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на

продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и

сельскохозяйственного производства.

Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как

через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога

излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно

сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого

потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создаётся

государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и

предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего

производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней

цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть

заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в

государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего закона Всероссийский Центральный

Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее

месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учеб. пособие.- М.:1991.С.167-

168.

Выводы:

1. Развёрстка стимулировала крестьянские хозяйства увеличивать

производство .

2. Размер продналога устанавливался представительными учреждениями

рабочих и крестьян.

3. Продналог вводился сроком на 8 лет.

4.Советская власть отказалась от коммунистических идей.

М. А. Волошин. Терминология. 29 апреля 1921 г.

“Брали на мушку”, “ставили к стенке”,

“Списывали в расход” -

Так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки. “Хлопнуть”, “угробить”,

“отправить на шлёпку”,

“К Духонину в штаб”, “разменять” -

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую трёпку.

Правду выпытывали из-под ногтей,

В шею вставляли фугасы.

“Шили погоны”, “Кроили лампасы”,

“Делали одноногих чертей”, -

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии, царства, народы.

Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным -

с пулей в затылке

И со штыком в животе.

Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников.

-М.:1991.С.173.

Выводы:

1.В начале ХХ века идеи гуманизма глубоко проникли в сознание

россиян.

2.Несколько лет продолжительных войн существенно изменили менталитет

россиян. Насилие стало нормой жизни.

Выступление В. Ульянова (Ленина) на конференции коммунистов. Май 1921

г.

Только к весне 1921 года мы вплотную поставили эту задачу, и это

случилось тогда, когда неурожай 1920 года ухудшил положение крестьян до

невероятности, когда мы в первый раз до известной степени переживали

внутренние политические колебания, связанные не с внешним натиском

врагов, а с отношением между рабочим классом и крестьянством. Если бы

1920 год дал нам очень хороший урожай, или по крайней мере только

хороший, если бы мы из 420-миллионной развёрстки собрали 400 миллионов

пудов, мы могли бы нашу промышленную программу выполнить большей частью,

тогда у нас был бы известный фонд для обмена городских промышленных

продуктов на земледельческие. У нас получилось обратное.

Наша основная задача - восстановление крупной промышленности. А для

того, чтобы нам сколько-нибудь серьёзно и систематически перейти к

восстановлению этой крупной промышленности, нам нужно восстановление

мелкой промышленности. Мы в этом 1921 году и в прошлом году переживали

огромный перерыв в нашей работе по восстановлению крупной промышленности.

Когда мы говорим: нужно отношение к крестьянству поставить не на

почву развёрстки, а на почву налога, — что же является главным

экономическим определением этой политики? То, что при развёрстке

крестьянские мелкие хозяйства не имеют правильной экономической базы и

на многие годы осуждены оставаться мёртвыми, мелкое хозяйство

существовать и развиваться не может, ибо у мелкого хозяина пропадает

интерес к упрочению и развитию своей деятельности и к увеличению

количества продуктов, вследствие чего мы оказываемся без экономической

базы. Другой базы у нас нет, другого источника у нас нет, а без

сосредоточения в руках государства крупных запасов продовольствия ни о

каком воссоздании крупной промышленности не может быть и речи. Поэтому

в первую очередь мы эту политику, изменяющую наши продовольственные

отношения, и проводим.

Задача ставится перед местными работниками так: с одной стороны,

полностью провести продовольственный налог и, с другой, в возможно

кратчайший срок. ... Взымание налога добровольно не пойдёт, без

принуждения мы не обойдёмся, взымание налога ставит ряд стеснений для

крестьянского хозяйства. Если эту операцию взымания налога мы протянем

дольше, чем следует, крестьянин будет недоволен и будет говорить, что

свободы распоряжения излишками он не получает...

Это - одна задача, а другая - состоит в том, чтобы в максимальных

пределах осуществить и свободу оборота для крестьянина, и поднятие

мелкой промышленности, чтобы дать тому капитализму, который растёт на

почве мелкой собственности и мелкой торговли, некоторую свободу, не

бояться его, ибо он нам совершенно не страшен.

В силу общей экономической и политической конъюнктуры, которая

теперь сложилась, когда пролетариат держит в руках все источники крупной

промышленности, когда не может быть и речи о какой-либо

денационализации, нам его бояться нечего. И, когда мы страдаем больше

всего от полнейшего недостатка продуктов, от нашего полнейшего обнищания,

смешно бояться того, что капитализм, на основании мелкого промышленного

земледелия, составит угрозу. Бояться этого - значит совершенно не

учитывать соотношение сил нашей экономики, это значит совершенно не

понимать того, что крестьянское хозяйство, как мелкое крестьянское

хозяйство, без известной свободы оборота и без связанных с этим

капиталистических отношений, не может быть устойчиво ни в коей мере.

Вот что касается икон,— здесь напоминают, что крестьяне просят

иконы, — то я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые

пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого недопустим,

потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас

назад к капитализму, а не вперёд к коммунизму, тогда как помада не

угрожает этим.

Ленин В.И. ПСС.Т.43.С.303,326.

Выводы:

1.Переход к новой экономической политике обусловлен плохим урожаем

1920 года.

2. Главная цель нэпа — восстановление крупной промышленности.

3. Новая экономическая политика означала замену внеэкономического

принуждения экономической заинтересованностью.

Отношение И. Джугашвили (Сталина) к водке. 1927 г.

Вы ссылаетесь на слова Ленина ... против водки. Слова Ленина, конечно,

известны Центральному Комитету. Если ЦК партии, тем не менее, согласился

на введение водки, то это потому, что он имел на то согласие Ленина,

данное в 1922 году.

Ленин не считал исключением, что мы сможем при известных жертвах с

нашей стороны урегулировать свои расчёты по долгам с буржуазными

государствами и получить крупный заём или крупные долгосрочные кредиты.

Так думал он в период конференции в Генуе. При такой комбинации нам,

конечно, не пришлось бы вводить водку. Но так как эта комбинация не

осуществилась, а денег для промышленности у нас не было, между тем как

без известного минимума денежных средств мы не могли расчитывать на

сколько-нибудь сносное развитие нашей промышленности, от которого зависит

судьба всего нашего народного хозяйства, — то мы вместе с Лениным пришли

к тому, что придётся ввести водку.

Что лучше: кабала заграничного капитала, или введение водки, - так

стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке, ибо считали

и продолжаем считать, что, если нам ради победы пролетариата и

крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, - мы пойдём и на это

крайнее средство ради интересов нашего дела.

Вопрос этот стоял у нас на обсуждении ЦК нашей партии в октябре 1924

года. Некоторые члены ЦК возражали против введения водки, не указывая,

однако, никаких источников, откуда бы можно было черпать средства для

промышленности. В ответ на это 7 членов ЦК, в том числе и я, внесли в

пленум ЦК следующее заявление:

“Тов. Ленин летом 1922 г. и осенью того же года (сентябрь) несколько

раз заявлял каждому из нас, что, ввиду безнадёжности получения займа за

границей (провал Генуи), необходимо будет ввести водочную монополию, что

это особенно необходимо для создания минимального фонда для поддержания

валюты и поддержания промышленности. Обо всём этом считаем своим долгом

заявить ввиду того, что некоторые товарищи ссылаются на ранние заявления

Ленина по этому вопросу”. Пленум ЦК нашей партии принял решение о

введении водочной монополии.[1]

И. В. Сталин. Сочинения. Т.9.С.191-192.

Выводы:

1.Позиция Ленина продиктована революционным романтизмом.

2.Сталин ставил государственные интересы выше догматов покойного

учителя.

Секретная директива В. Ульянова (Ленина) о расстреле верующих. 19

марта 1922 г.

Строго секретно...

Я думаю, что здесь наш противник делает громадную стратегическую

ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для

него особенно безнадёжна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас, именно

в данный момент представляет из себя не только исключительно

благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из

100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за

собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и

только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах

валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем ( и поэтому должны)

провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной

энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно

сопротивления.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных

ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем

обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо

вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого

фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное

строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в

особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько

сотен миллионов золотых рублей ( а может быть, и в несколько миллиардов)

мы должны во что бы то ни стало. ...

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно

теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному

духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они

не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию

проведения этого плана я представляю себе следующим образом:

Официально выступить с какими то ни было мероприятиями должен только

тов. Калинин,— никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в

печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.

Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке

изъятий не должна быть отменена. Она нам выгодна, ибо посеет у противника

представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об

этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретная, противник,

конечно, скоро узнает).

В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных

членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного,

чем нескольких), причём дать ему словесную инструкцию через одного из

членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе

арестовал как можно больше, не меньше чем несколько десятков

представителей местного духовенства, местного мещанства и местной

буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле

насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных

ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и

лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя

уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада

Политбюро даёт детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы

процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим,

был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе как

расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев

города Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а Москвы и

нескольких других городов. ...

Известия ЦК КПСС.1990.№ 4.С.190-193.

Выводы:

1.Письмо Ленина написано под впечатлением минуты. Это экспромт.

2.Руководитель государства длительно вынашивал план подобной

операции, тщательно её готовил и выбрал “удачный” момент.

3.Без ограбления храмов никакая государственная работа немыслима.

4.В.Ульянов отдавал предпочтение письменным, заверенным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.