РУБРИКИ

Конспект по истории государственного управления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Конспект по истории государственного управления

государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела она

рассматривала с участием сословных представителей. К последним относились,

как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян),

городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе прокуратуры стоял

министр юстиции, получивший звание генерал-прокурора. В каждом департаменте

Сената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных

судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение

протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена

должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На

следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались

обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно

велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и

результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило

удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных

крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды.

Появились коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и

промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась

(отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без

мировых судов и без окружных судов с присяжными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли

в противоречие с царским режимом. Даже судебные палаты с сословными

представителями иногда оправдывали подсудимых по политическим делам, как

это было, например, в известном деле нечаевцев, где из 78 привлеченных к

суду было оправдано 42. Не случайно поэтому в царских кругах все больше

развивалось стремление к проведению реакционных контрреформ в сторону

отмены независимости суда, несменяемости судей, гласности процесса.

Выдвигались требования об упразднении суда присяжных.

Процесс нечаевцев как раз и послужил толчком к началу контрреформ. Подрыв

основных положений судебных уставов нашел отражение в законе от 19 мая 1871

г., который предоставил чинам корпуса жандармов большие права на ведение

дознания по делам о политических преступлениях. Судебные следователи

фактически потеряли право вести следствие по государственным преступлениям.

Расследование полностью оказалось в руках жандармерии.

В 1872 г. вступил в действие закон об изменении подсудности по

государственным преступлениям. Рассмотрение дел о них доверялось только

Особому присутствию правительствующего сената. Оно рассматривало дела в

составе первоприсутствующего (председатель) и пяти сенаторов с участием

четырех сословных представителей. Члены суда и сословные представители

ежегодно назначались указами царя.

Рассмотрение уголовных дел Особым присутствием правительствующего сената

осуществлялось, как правило, со значительными ограничениями гласности.

В мае 1878 г. последовало расширение подсудности судебных палат, которым

предоставлялось вновь право рассматривать дела о государственных

преступлениях - средние и мелкие. Для этого были созданы: 1) судебные

палаты в обычном составе без участия сословных представителей; 2) судебные

палаты в усиленном составе (пять членов суда и три сословных

представителя). Наиболее крупные дела оставались за Особым присутствием

правительствующего сената, некоторые особо важные дела поручались в особом

порядке Верховному уголовному суду, который создавался каждый раз по

конкретному делу специальным указом царя.

Реакционные помещики добивались упразднения мировых судов, стремясь

вернуть, хотя бы частично, свою власть над крестьянами. Они требовали

установления надзора за крестьянским самоуправлением и деятельностью

волостных судов. В 1889 г. вступил в силу закон о земских начальниках, по

которому мировые суды упразднялись (за исключением Петербурга, Москвы,

Одессы).

Военные реформы. Новые веяния обусловили необходимость реорганизации и

вооруженных сил. Эта реформа в большой мере связана с именем Д. А.

Милютина, ставшего военным министром в 1861 г.

Прежде всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано

15 округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв

и обучение военнослужащих. Во главе округа стоял главный начальник округа,

он же командующий войска.ми. Ему подчинялись все войска и военные

учреждения на территории округа. В военном округе имелись: окружной штаб,

интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления,

инспектор военных госпиталей. При командующем был Военный совет.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение

некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система

военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Полковые

суды имели подсудность примерно такую же, как мировой суд. Наиболее крупные

и средней сложности дела рассматривались военно-окружными судами. Высшей

апелляционной и надзорной инстанцией был главный военный суд.

В 60-х годах обнаружилась нецелесообразность подготовки офицерских кадров

через кадетские корпуса, которые обходились государству дорого, поскольку в

них обучались дети в течение семи лет. Учащиеся туда зачислялись по

сословному признаку из дворянских семей. Кадетские корпуса были уп

разднены, а подготовку офицерских кадров стали обеспечивать военные

училища. В них по-прежнему обучались дворяне, хотя формально отпали

сословные ограничения. Там могли учиться только лица, имевшие, как правило,

среднее образование.

Военные училища не могли обеспечить армию достаточным количеством офицеров.

В связи с этим создаются юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ

всем слоям населения, так как туда могли поступать со значительно меньшей

общеобразовательной подготовкой.

При обучении в военных и юнкерских училищах главное внимание обращалось на

дисциплину, муштру, плац-парадные традиции. Необходимой общеобразовательной

и специальной военной подготовки там не получали.

Но главная реформа этого времени - переход от рекрутчины ко всеобщей

воинской обязанности. Рекрутская система заставляла держать под ружьем

громадную массу людей даже в мирное время. Вместе с тем военную подготовку

проходило не все мужское население страны, что лишало армию резерва в

случае войны.

По военной реформе 1874 г. предусматривалась отмена рекрутских наборов,

устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола

независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках - 6 лет, на

флоте - 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские

народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные сроки службы для

лиц, имевших образование (высшее - шесть месяцев, среднее - полтора года,

начальное- четыре года). Льготными сроками службы пользовались главным

образом представители имущих классов.

* * *

Вторая половина ХIХ в. знаменуется существенными изменениями в общественном

и государственном строе. Реформа 1861 г. освободив крестьян, открыла дорогу

развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные

препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его

к деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе

с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в

новую кабалу к прежнему барину. Общинная организация деревни несколько

притормаживала классовую дифференциацию деревни и с помощью круговой поруки

обеспечивала взыскание выкупных платежей. Новая классовая структура

общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими

и капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие социально-экономических процессов не могло не оказать влияния на

государственную сферу. Россия делает решительный шаг по пути превращения

феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем

и низ

шем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы

допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно

последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная

реформа вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем

либеральные мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских

деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают

решительное сопротивление царизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается, по вашему мнению, прогрессивность реформ Александра

II?

2. Чем вызваны контрреформы Александра III. Раскройте их основное

содержание.

3. Охарактеризуйте преобразования местного самоуправления Александра II и

сопоставьте его масштабы с изменениями центрального государственного

аппарата.

4. Почему исследователи называют судебную реформу самой глубокой и

последовательной из всех буржуазных реформ Александра II?

ТЕМА 8. ГОСАППАРАТ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВВ. (ВТОРОЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ

МОНАРХИИ)

1. Госучреждения России в период I российской революции и после нее (1900

-1914 гг.)

В конце XIX - начале XX в. Россия одновременно с передовыми

капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было

результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в

пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты,

используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на

новейшей технической основе.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают

значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки

феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил,

мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы

свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а так же

требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость

сельского хозяйства отрицательно отражалось на развитии внутреннего рынка.

Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных

масс, предпочитала дождаться реформ.

Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с

достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали

значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание

капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными

привело к революции 1905-1907 гг.

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства самодержавия

пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а

также вооруженными выступлениями в отдельных районах.

Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая

политическая стачка на время парализовала деятельность государственных

органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. В Москве и некоторых

других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.

Самое важное место в российской революции занимали крестьянский вопрос,

вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего

землевладения и остатков крепостничества.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь

деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин не без оснований полагал, что

революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России,

которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину,

сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в

деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906

г., подготовленный Столыпиным.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более

сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия - кулачества. За

образец он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся

опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще

создать. В этом и состоял основной смысл аграрной реформы. Преследовалась и

цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения

некоторых крестьян на казенные земли в Сибирь и другие отдаленные районы

хотели также разрядить аграрный кризис в центральных районах России.

Указ 9 ноября 1906 г. Устанавливал право любого крестьянина выйти из общины

и потребовал в свою личную собственность соответствующий земельный надел,

который полагался ему, когда он был в составе общины. Путем разрушения

общины Столыпин полагал, что удастся создать крепкие кулацкие хозяйства на

основных поставщиков товарного хлеба.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел

разрядить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую

собой взрывоопасную силу. Было организовано широкое и добровольное

переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны.

На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские

деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно

снизило его результаты.

В ходе революционной перестройки общества большое значение имеет

столыпинская аграрная реформа. Ее оценка в советской исторической

литературе противоречива. Учитывая противоречивость самой фигуры П.А.

Столыпина, многие авторы относятся к ней сугубо отрицательно. Однако

имеется и другое мнение: эта реформа призвана была усилить

капиталистическое развитие российской деревни, а следовательно, и всего

общества, что послужило бы серьезно экономическому и политическому

прогрессу России.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая

обстановка обусловили консолидацию и формирование отдельных групп общества,

трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который

включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных,

реакционное духовенство, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а

также некоторую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуазии,

основной задачей которых являлось сохранение самодержавного строя,

пресечение любых попыток внести изменения в общественный и государственный

строй. Второй лагерь включал в себя буржуазию и либеральных помещиков.

учреждений него была двуединая задача - предотвратить народную революцию,

добиваться умеренной конституционной монархии. Третий лагерь - революционно-

демократический. Это движение возглавлял пролетариат в союзе с

крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была представлена

соответствующими политическими партиями, которые стали возникать в начале

XX в.

Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в создании своей

политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания

декабристов. Однако в начале XX в. Обстановка изменилась. В минуты

опасности реакционные помещики сплотились вокруг самодержавия, требуя

решительных действий по расправе с революционным движением.

Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г.,

когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием

"Объединенное дворянство". На соответствующем съезде образовался

исполнительный орган этой организации - Совет объединенного дворянства.

Этот орган избирался сроком на три года. Совет объединенного дворянства

оказывал значительное влияние на царя и в целом на политику всего

правительственного лагеря.

В годы первой русской революции возникла монархическая партия - Союз

русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации,

создавшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать

видимость того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь

правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем

организации погромов и убийств. К правительственному лагерю примыкал

многочисленные организации духовенства во главе с обер-прокурором

Святейшего Синода Победоносцевым.

В 1905 г. oкончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это

выразилось в движении либеральной земской оппозиции, во главе которой

стояли либеральные дворяне - наиболее образованная часть оппозиции,

тяготевшая к буржуазии. Земцы были за капиталистическое развитие страны, но

вместе с тем не посягали на самодержавие. Они требовали от царизма уступок

в виде весьма умеренной конституции.

Идеалом наиболее левых земцев было установление в России конституционной

буржуазной монархи.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября

1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию

октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные

помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться учреждений

самодержавия некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний

царя, изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями

партии октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуазная

конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители

преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться

уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных

масс. Идеалом кадетов являлось установление в стране конституционной

монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были

пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. Возникает социал-

демократическая партия - революционная партия нового типа, вскоре

расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики

выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась

выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную

позицию в рабочем движении.

В 1901 г. Из остатков народнических организаций образуется политическая

партия так называемых социал-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в

определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки.

В этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили

своей целью революционное свержение самодержавия и установление

демократической республики.

Изменение в государственном строе России. В результате революции 1905-1907

гг. И после нее Россия сдала еще один шаг по пути превращения феодальной

монархии в буржуазную. При этом справедливо считают данный шаг даже более

серьезным, чем тот, что был сделан в эпоху реформ 60-70-х годов. Важнейшим

событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного

органа - Государственной думы.

Учреждение Государственной думы. Революционная война поднявшаяся в стране

после кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этих

целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект

закона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. Царь подписал

манифест об учреждении булыгинской думы.

В законе о думе указывалось, что она создается для предварительной

разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в

Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание

законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету.

Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были

участвовать не назначаемые, а избранные населением лица.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривать выборы

по трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие

вообще лишились избирательных прав. Явное преимущество предоставляло

помещикам и крупной буржуазии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало

подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже

либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более

существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г.,

обещавший созыв законодательной Думы.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу, 11 декабря 1905 г. В

избирательный закон были внесены существенные изменения. Пришлось

предоставить право избирать Думу рабочим с целью их успокоить. По новому

закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от

землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз,

в соответствии с которым право избирать и быть избранным имели помещики, а

также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не

имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись

избирательные права рабочим. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух

привилегированных курий - двухступенчатые. Вначале выбирались выборщики, а

затем уже члены Государственной думы.

Учреждений рабочих выборы осуществлялись сложнее - там они были

трехступенчатые. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой

схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному

уполномоченному, в крупных предприятиях - один уполномоченный от полной

тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно

ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик.

Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались

члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехступенчатые выборы (от села, волости,

затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложная была система распределения количества выборщиков по куриям.

Голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати

голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты -

одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы.

Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе.

Крайне правые партии - монархические - потерпели на выборах поражение, их

представительство в Думе было незначительным.

Представители господствующих кругов при выработке избирательного закона

находились в заблуждении, полагая, что крестьянство является опорой

самодержавия (крестьянин верит в царя). В результате крестьяне получили

много мест в Думе. Там образовалась особая фракция трудовиков, которая,

выражая интересы крестьянства, часто в Думе вносила законопроекты по

аграрному вопросу, доставляя большие неприятности правительственному

лагерю.

Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно

распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы

обнаружилось, что она еще долее оппозиционна самодержавию, чем предыдущая.

Усилившаяся оппозиционность новой Думы правительству была явлением

неожиданным. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство,

которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не

соответствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии.

Учреждений царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы.

Прежде всего речь шла о принятии аграрного вопроса на базе столыпинского

указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не

утвердить.

Дума не торопилась также с одобрением государственного бюджета, передав его

на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное

решение. Самодержавие было заинтересовано в том, чтобы бюджет утвердила

Дума, так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от

иностранных государств, а Россия имела большие государственные долги.

Правительства иностранных государств придавали большое значение утверждению

госбюджета Думой. По этому акту судили о платежеспособности России,

поскольку в Думе сидели представители крупной буржуазии.

Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным

министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц.

Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел.

1 июня 1907 г. Председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом

заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором

якобы приняли участие и члены Государственной думы. Он потребовал лишения

депутатской неприкосновенности и выдачи правительству 55 членов Думы -

депутатов социал-демократической фракции. 16 из них как наиболее

изобличенные в заговоре подлежали немедленному аресту.

Дума отказалась решать этот вопрос немедленно и передала его на

рассмотрение комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Думе все же

не пришлось решать этот вопрос. 3 июня 1907 г. Последовал высочайший

манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были

арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки.

В манифесте 3 июня 1907 г. Выдвигались различные обвинения против Думы и

делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды

благодаря несовершенству избирательного закона недостойных лиц.

В нарушении основных государственных законов 1906 г., запрещавших царю

единолично изменять избирательное право, Николай II принимает новый закон,

который еще больше урезал избирательные права трудящихся, нерусских народов

и др.

Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По

новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила

более 51 % выборщиков. Крестьяне - самая многочисленная часть населения -

получила 22,4 % , рабочие - немногим более 2 % .

При выборах в III Думу большое место получили правые реакционные

монархические партии, слабее были представлены октябристы, но все же их

роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким

образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более

послушным орудием самодержавия.

Царь, произведя государственный переворот, продемонстрировал, что он всегда

может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу. Он

действовал как абсолютный монарх, который никому не должен давать отчет.

Несмотря на отрицательное отношение крайне правых реакционных монархических

деятелей к законодательной Государственной думе, царизм все же решил

ликвидировать это учреждение. Продолжающееся революционное и

демократическое движение в стране исключало для царизма возможность участия

народа в государственной жизни страны.

Тем не менее Дума являлась все-таки законодательным, а не

законосовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государстве не

мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он

лишь утверждать (или не утверждал) то, что рассматривалось думой.

В законодательстве предусматривалось одно исключение. Царь мог

самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда

были перерывы между заседаниями Думы. Такой чрезвычайный закон обязательно

затем вносился на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после

начала ее заседаний. Если в течении этого времени данный закон не вносился

на рассмотрение Думы, то он переставал действовать. Это была определенная

лазейка для царизма, и он ею охотно пользовался.

В законе предусматривались некоторые ограничения полномочий Думы. Она не

могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного

министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал

вторгаться в решение вопросов о расходах на содержание императорской

фамилии.

Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела весьма солидные

полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых

Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы

второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным.

Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной.

Выборы в Государственный совет были организованы так, что демократические

элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Выбирались в Государственный

совет от губернских земских собраний в соответствии с имущественным цензом

представители имущественных классов, а также представители духовенства,

члены дворянских обществ. Императорская академия и университеты избирали

академиков и профессоров. Представители крупной буржуазии получили

возможность выдвигать своих выборных от Совета торговли и промышленности.

Законопроект из Думы поступал в Государственный совет, который мог при

желании отклонить его. Многие законопроекты так и не получили одобрения

Государственного совета. Так, Государственная дума сделала попытку добиться

принятия акта об отмене смертной казни. Этот законопроект был отклонен

Государственным советом.

Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение

принадлежало царю. Он мог его утвердить либо отвергнуть. Фактически

получалось так, что законодательная деятельность полностью контролировалась

царем. Но царь не мог отклонить все законопроекты. Законы должны были

приниматься, но только с одобрения Государственным советом и

Государственной думой. После создания в России Государственной думы

представители либеральной буржуазии восторженно заявляли, что в России

наконец появился парламент. Так ли это ? Некоторые внешние признаки

парламента у Думы. Она могла направлять запросы правительству -

реорганизованному Совету министров - и его отдельным членам. Однако

министры на эти запросы могли отвечать, но не могли и не обращать внимания.

Никакой ответственности перед Государственной думой учреждений

правительства не было. Министры назначались и увольнялись царем, перед

Думой они не отчитывались, от нее не зависели, хотя сама реорганизация

Совета министров была связана именно с созданием Думы. Таким образом

основной принцип буржуазного парламентаризма о зависимости исполнительной

власти от законодательной не действовал.

Со стороны Государственной думы делались даже попытки объявить о недоверии

правительству. На акт о недоверии со стороны Государственной думы

правительство не реагировало, оно просто не обратило на него внимания. Были

даже случаи, когда критика с трибуны Думы злоупотреблений некоторых

должностных лиц приводила к тому, что царь, который ненавидел Думу, повышал

критикуемых в должности.

Революция приняла и некоторые другие изменения в государственный аппарат.

Усиливается репрессивный аппарат царизма. Так, в годы реакции царизм для

расправы с революционным движением ввел военно-полевые суды, которые в

упрощенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным образом к

смертной казни (расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная

репрессия, осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким

примером таких действий являлся расстрел мирной демонстрации рабочих на

лесных приисках в 1912 г.

В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента

полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных

отделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г.

Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однако

последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически

непосредственно подчинялись департаменту полицию

Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела наружного

наблюдения состояли филеры - специальные наружные сыщики, которые

систематически тайно наблюдали за революционерами.

Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников -

осведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы,

готовые за плату делать что угодно.

Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись

провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях,

будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть до

участия в террористических актах и в подстрекательстве на совершение

таковых. Одновременно провокаторы информировали охранку, которая изобличала

революционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки противоречило

даже царскому закону, поскольку основная задача политической полиции

состояла в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранка

допускала даже совершение отдельных террористических актов в отношении

высших должностных лиц. Известны такие крупные провокаторы, как Азеф в

партии эсеров, Малиновский в партии большевиков (любимец Ленина).

Важным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907 гг.

Принципиально нового политического явления - Советов рабочих, крестьянских,

солдатских депутатов - органов революционной власти.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы.

Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. Набазе этого

возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

2. Государственный аппарат России в период I мировой войны (1914-1917 гг.)

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким

обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя

враждебными группировками крупных империалистических государств -

Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией,

Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали

захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские

империалисты.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов

России входили захват принадлежащих Турции Константинополя и проливов из

Черного моря в Средиземное - Босфора и Дарданелл, отторжение из состава

Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией.

Изменение в государственном аппарате. Во время войны царское правительство

предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных

органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в

экономику страны. Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по

пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1922 г. На основе

избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-

кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков,

занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была

обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана

на вечное поселение в Туруханский край.

Дума созывалась царем не регулярно. По важнейшим вопросам государственной

жизни царь издавал указы в соответствии со Столыпин. 87 Основных законов

Российской империи 1906 г. В обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных

фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской

империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику правительства,

добиться создания ответственного перед Думой правительства.

Стремление парламента к созданию правительства, подконтрольного и

подотчетного ему, нормально для всякого государства XX века. Исполнительная

власть должна зависеть от законодательной.

В августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов

Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок,

участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее

оздоровлению. Основным требованием блока было создание "министерства

доверия", ответственного перед Думой. Буржуазия пыталась добиться от царя

уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут

довести войну до победного конца и не допустят революции.

Особые совещания. Государственный аппарат оказался неспособным решать

поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных

органов. В 1915 г. Были образованы межведомственные органы - особые

совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений,

ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению

армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых

совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке

топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое

совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные.

Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные

действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и

объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших

государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому

органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем

его являлся военный министр, в состав входили: председатели

Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по

одному представителю по назначению от министерств - морского, финансов,

путей сообщения, торговли и промышленности и государственного контроля,

пять представителей от военного министерства, по одному представителю от

Всероссийского земского и городского союза и четыре представителя от

Центрального военно-промышленного комитета.

В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по

обороне государства входили высший надзор за деятельность всех

правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов

и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального

снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и

предприятий такого назначения, распределение законов между заводами.

Если последнюю функцию - распределение заказов выполняло Особое совещание,

то все остальные должны были реализовать фактически его уполномоченные.

В соответствии с Правилами о порядке действия местных уполномоченных 1915

г., уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены не

только в губернские города, но и в крупные промышленные центры с

организацией при них заводских совещаний.

Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все

звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового

капитала с правительственным аппаратом.

Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-гебернаторов и

военных властей в местностях, объявленных на военном положении.

Объявление местностей на военном положении давало административной власти в

лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права - административные,

полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления

по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и

государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде

тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс. Р.

За нарушение этих постановлений.

Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло

вправе: воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; делать

распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок

или на все время военного положения; разрешать чрезвычайные,

приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских

учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие

устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические

издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные

заведения на срок до одного месяца и др.

Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-

губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение

должны были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-

судебным уставом.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на

создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов,

объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).

Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством

медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к

участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты.

Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его

чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При

помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на

государственные дела, получила возможность более активного проникновения в

государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. Было начато создание

влиятельной организации буржуазии - военно-промышленных комитетов.

Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа

1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в

деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы

центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты

были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых

капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически

военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями.

Таким образом война внесла определенные изменения в государственный

механизм Российской империи, однако они не были принципиальными и даже

сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и

полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат,

часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны возросло

влияние буржуазии на государственное управление, развился процесс

сращивания государства и монополий. Буржуазия рвалась к власти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Охарактеризуйте меры Николая II по обновлению российской монархии в

начале XX века.

2. Можно ли рассматривать "Манифест" 17 октября 1905 года как первую

российскую конституцию?

3. В чем состоит основная причина роспуска I и II государственной Думы?

4. Почему события 3 июня 1907г квалифицируются как государственный

переворот?

5. Удалось ли России перейти к парламентаризму?

6. Назовите особенности государственного регулирования экономики в годы

Первой мировой войны.

7. Какое место в системе государственного управления занимали Особые

совещания?

8. Определите статус военно-промышленных комитетов

9. В чем состояла специфика работы IV Государственной Думы?

ТЕМА 9. РОССИЯ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1. Высшие и центральные государственные учреждения временного

правительства.

В результате Февральской революции произошли существенные изменения в

государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в

этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны.

Абсолютная монархия, сохранявшаяся в России значительно дольше, чем в

развитых странах Европы, окончательно потерпела крах. На смену пришла

буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после

свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена

только 1 сентября 1917 г. Буржуазным Временным правительством, но

окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное

правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные

функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было

окончательно определить власти и государственного управления. Функции и

полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно

временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в

том числе законодательные), так как таковой после победы революции

отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемником старой

власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло

присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского

Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Георгий

Евгеньевич Львов, назначенный на должность председателя Совета министров

царем, одновременно с подписанием акта об отречении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет

Государственной думы. Думский временный комитет во главе с Родзянко

продолжал свою деятельность (до начала октября 1917 г.), как орган

буржуазно-дворянской "общественности". Он и его комиссары на местах

подталкивали временное правительство на крайне реакционные меры. Думский

комитет собирал иногда членов Государственной думы на "частные совещания"

(с марта по 6 октября), которые, по выражению Родзянко, давали

правительству указания, "как надо вести государственный корабль", т.е.

определяли направление внутренней и внешней политики, критиковали

деятельность Временного правительства справа.

Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось

крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так

называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить

какую либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли

поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к

продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого

реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него

входили министры-социалисты (см. Таб. 1).

В советской литературе иногда встречаются утверждения, что после

Февральской революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное

учреждение не имело оснований.

Изменения коснулись в первую очередь полиции и жандармерии.

В период двоевластия Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в

неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было

санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате

революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента

полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений.

Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе

Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным

управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам

милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те,

которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом

учреждении.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие

одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и

канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное

время бездействовали, даже не собирались, а были упразднены только 6

октября 1917 г.

Таблица 1

Изменение в составе Временного правительства

Однородно-буржуазное правительство Г.Е. Львова (2 марта - 2 мая) Первое

коалиционное правительство князя Г.Е. Львова (5 мая - 2 июля) Второе

коалиционное правительство А.Ф. Керенского (24 июля-26 августа) Директория

(1 - 24 сентября) Третье коалиционное правительство А.Ф. Керенского (25

сентября - 25 октября)

Министр-председатель кн. Г.Е. Львов (примык. к кд.). кн. Г.Е. Львов

(примык. к кд.). А.Ф. Керенский(эсер) А.Ф. Керенский(эсер) А.Ф.

Керенский(эсер)

Министр внутренних дел кн. Г.Е. Львов кн. Г.Е. Львов Н.Д. Аксентьев(эсер)

А.М. Никитин(бесп.) А.М. Никитин(мш.)

Министр иностранных дел П.Н. Милюков(кд.) М.И. Терещенко(бесп.) М.И.

Терещенко(бесп.) М.И. Терещенко(бесп.) М.И. Терещенко(бесп.)

Военный и морской министр А.И. Гучков(окт.) А.Ф. Керенский(эсер)вр. упр.

Морск. м-вомВ.И. Лебедев (бесп.) А.Ф. Керенский(эсер)управляющий м-вом В.В.

Савинков (эсер) А.И. Верховский(бесп.)Д.Н Вердеревский(бесп.) Д.Н

Вердеревский(бесп.) до 22-30 окт. А.А. Маниковский (бесп.) вр. упр. 22-25

окт.

Министр юстиции А.Ф. Керенский(труд) П.Н. Переверзев(труд.) А.С.

Зарудный(нар. соц.) Н.Н. Малянтович(мш.)

Министр торговли и промышленности А.И. Коновалов(прогр.) А.И.

Коновалов(прогр.) С.Н. Прокопович(бесп.) А.И. Коновалов(прогр.)

Министр путей сообщения Н.В. Некрасов(кд.) Н.В. Некрасов(кд.) П.П.

Юренев(кд.) А.И. Ливеровский(бесп.)

Министр земледелия А.И. Шингарев(кд.) В.М. Чернов(эсер) В.М. Чернов(эсер)

С.Л. Маслов - с 3 окт.(эсер)

Министр финансов М.И. Терещенко(бесп.) А.И. Шингарев(кд.) Н.В.

Некрасов(кд.) М.В. Бернацкий(рад.-дем.)

После свержения царизма бывший император Николай II с семьей содержался в

роскошном дворец Царского Села, хотя народ требовал, чтобы его поместили в

Петропавловскую крепость. Делались попытки отправить бывшего царя с семьей

в Англию, но переговоры по этому вопросу закончились отказом со стороны

правительства Англии, которое испугалось сопротивления парламента и

общественности. Временное правительство вынуждено было сослать царскую

семью в Тобольск.

Временное правительство создает некоторые новые звенья центрального

государственного аппарата. Проблема правового регулирования трудовых

отношений вызвала необходимость появления министерства труда. Оно не

ставило своей задачей вводить 8-часовой рабочий день, увеличить заработную

плату рабочим, проводить другие мероприятия по улучшению условий работы на

заводах и фабриках. Основная функция этого министерства состояла в том,

чтобы примирять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились

проекты нового законодательства.

Среди новых министерств создаются министерство продовольствия и

министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями). Обстановка

вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны.

В этих целях учреждаются Экономический совет - для выработки общих планов

организации народного хозяйства, Главный экономический комитет - для

регулирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения оказались

бесполезными, так как подобные меры не могли остановить дальнейший развал

народного хозяйства.

В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода.

Взамен возникло министерство вероисповеданий, которое состояло из

Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам

иноверческих религий. По существу сохранялось прежнее учреждение, только

под другим названием.

В марте 1917 г. При министерстве юстиции учреждается так называемая

Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по

должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших

должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в

опубликованном сборнике документов под названием "Падение царского режима".

Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического сыска,

связями двора с Германией, а также другими вопросами, которые

компрометировали бывшего царя и его окружение. Некоторых бывших чиновников

арестовали, а затем освободили по мотивам отсутствия в их действиях

составов преступлений, так как их поведение соответствовало действующим

тогда законам. По мнению Керенского отсутствовали основания и для суда над

бывшим царем.

После июльских дней Временное правительство создало специальную комиссию по

расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3-4

июля 1917 г. На образование комиссии дали согласие лидеры эсеро-

меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача

заключалась в организации преследования наиболее видных деятелей партии

большевиков.

Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было

лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен

срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа

требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II

Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили

Временное правительство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г.

было создано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным

образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций.

Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном

меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв

очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, 2) отсрочить

созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали по

свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набоков,

его члены.

Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству,

высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства.

Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или

Предпарламент - для осуществления контроля за деятельностью Временного

правительства в составе 555 человек. Этот орган не имел никакого значения.

В данном случае буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру

масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.

Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание,

на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных

актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому,

Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание

занялось подготовкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом

для этого был создан специальный орган - Особое совещание. Юридическое

совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев,

обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для

законодательства.

Юридическое совещание выделяло специальную комиссию из специалистов в

области государственного права для подготовки текста проекта конституции.

Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По

проекту Россия объявлялась буржуазной республикой во главе с президентом,

избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также

двух палатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали

компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи

1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и

Государственную думы. Комиссия Юридического совещания за основу взяла

царское законодательство, но несколько изменила его.

2. Местные государственные учреждения Временного правительства

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному

правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов,

градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них

органами государственного управления стали губернские. Городские и уездные

комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары

наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В

действительности же их положение было крайне неустойчивым, так как им

приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления,

Советов и других организаций. Губернские комиссары по партийной

принадлежности распределялись следующим образом: эсеров - 13, кадетов - 11,

прогрессистов - 6, меньшевиков - 5, народных социалистов - 3, октябристов -

1, беспартийных - 2. В большинстве случаев комиссарами являлись земские

деятели и присяжные поверенные.

В местные органы самоуправления входило много демократических деятелей, там

были и большевики. В связи с тем что в местных органах милиции Временного

правительства имелось много демократических элементов, она в большинстве

случаев занимала нейтральную позицию либо сочувственно относилась к

трудящимся.

Большевики, конечно, пытались привлечь милицию на сторону революционного

народа. В результате некоторые комиссариаты милиции Петрограда возглавляли

большевики. В М Минске во главе городской милиции Временного правительства

стоял видный деятель большевистской партии М.В. Фрунзе. Большевики

возглавляли также комиссариаты милиции в ряде городов Сибири.

Некоторые изменения произошли в судебной системе.

Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать

революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. Приказом

министра юстиции от 3 марта 1917 г. В Петрограде учреждались временные

суды, которые действовали в составе мирового судьи (председатель) и двух

представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде решались большинством

голосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Судебное

разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу

немедленно и обжалованию не подлежали. Однако министр юстиции в порядке

надзора мог отменить любой приговор временного суда. Просуществовали

временные суды недолго.

В апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку создать в стране

разветвленную систему земельных комитетов. Их главная задача заключалась в

сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который

предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших

требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное

правительство в мае 1917 г. Создало широкую сеть продовольственных органов

на местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные

комитеты), в которых преобладали представители буржуазии. Была введена

хлебная монополия спекулятивные возможности частников.

Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная

деятельность равнялась нулю. Функционировал разветвленный бюрократический

аппарат, который погряз в бумажной волоките и не был способен к каким-либо

полезным действиям. Только в европейской части России функционировали: 49 -

губернских, 501 - уездный, 627 - городских, 1052 - волостных комитета. Вся

эта махина практически ничего не сделала. Создавалась только видимость

заботы о продовольственных нуждах населения. А продовольственный кризис все

больше обострялся и усугублялся. Приближалась неминуемая катастрофа,

назревал голод.

3. Советы от февраля к октябрю 1917г.

27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров,

объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала

воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет.

В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет

собрался на свое первое заседание. Вслед за этим был создан Совет

солдатских депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих

депутатов. Был избран Исполнительный комитет Совета. С 28 февраля стали

издаваться "Известия" Петроградского Совета.

Петроградский Совет принял ряд постановлений: приказ № 1, имеющий особое

значение в демократизации армии, постановление о 8-часовом рабочем дне, о

создании рабочей милиции и т.п.

Большинство в Петроградском и других Советах России получили представители

партий - меньшевиком и эсеров. В составе Петроградского Совета на 250

депутатов было лишь 38 большевиков. Председателем его Исполнительного

комитета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а товарищами председателя -

эсер А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев.

Меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета на объединенном

заседании Исполкома рабочих и солдатских депутатов 1 марта добилось

принятия решения об организации "революционного правительства" и пришло на

переговоры с Временным комитетом Государственной думы. Результаты этих

переговоров было сформирование в ночь на 2 марта буржуазного Временного

правительства. 2 марта Петроградский Совет признал массы поддержать это

правительство при условии "соблюдения им своих обещаний", данных в

декларации.

С марта начал формироваться аппарат Исполнительного комитета Петроградского

Совета. Он состоял из президиума, секретариата и множества комиссий

(продовольственной, финансовой, военной, труда, аграрной, железнодорожной,

агитационной, литературной, по заведованию издательским и типографским

делом и т.п.). С 8 марта в составе Исполкома Петроградского Совета

функционировала так называемая "контактная" комиссия, официально

существовавшая для "воздействия на Временное правительство, "контроля" за

ним.

Все Советы в провинции строились по образцу Петроградского, только

структурные части исполкомов нередко назывались отделами или секциями; во

многих Советах и провинциях имелись свои контактные комиссии.

В организационном устройстве провинциальных Советов в первые месяцы нередко

отсутствовала связь между Советами рабочих, солдатских и крестьянских

депутатов, а также чисто территориальное подчинение губернских Советов

областным, уездных и городских Советов - губернским и т.п.

В.И. Ленин выдвинул лозунг мирного перехода всей государственной власти в

руки Советов. Каким Советам передать власть? Ждать большевизации? Нет.

Ленин предложил 2 этапа передачи власти: первый - передать власть эсеро-

меньшевистским Советам (не дождались их большевизации); второй -

большевизация Советов.

Отношение к Временному правительству - "Никакой поддержки Временному

правительству".

На основании ленинских тезисов и решений Апрельской конференции большевики

развернули работу.

После первого кризиса Временного правительства в апреле руководство

Петроградского Совета сделало еще один шаг по пути сближения Временным

правительством, войдя в состав Временного правительства в начале мая

(первое коалиционное правительство).

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся

с 3 по 24 июня. Из 1090 депутатов большевиков было только 105. На

протяжении работы съезда велась борьба между соглашательским большинством и

большевиками по вопросу об отношении к политике Временного правительства.

Меньшевистско-эсеровское большинство приняло множество резолюций с

одобрением внутренней и внешней политики Временного правительства.

В И. Ленин выступал на съезде 4 и 9 июня. В речи 4 июня В.И. Ленин

подчеркнул, что в современных условиях возможен мирный переход власти к

Советам, который позволил бы разрешить коренные вопросы революции: дать

трудящимся мир, хлеб, землю, вывести страну из хозяйственной разрухи. В

ответ на заявление Церетели, что в России нет партии, которая смогла бы

взять на себя ответственность за судьбы страны, В И Ленин бросил с места

реплику: "Есть такая партия".

Съезд принял решение и по некоторым организационным вопросам. Было решено

созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца, а

общее руководство Советами и их деятельность между съездами поручать

Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК), состав

которого должен будет избираться на каждом съезде.

ВЦИК первого созыва был избран на первом съезде Советов; в его составе

меньшевики и эсеры имели подавляющее большинство (более 72 % членов). В

аппарат ВЦИК входили - Президиум, Бюро и многочисленные отделы. Президиум

ВЦИК являлся общим руководящим органом, в его состав вошли лидеры

меньшевиков и эсеров: председатель ВЦИК первого созыва Н.С. Чхеидзе, И.Г.

Церетели, М.И. Либер, Ф.П. Дан, А.Р. Гоц. Бюро ВЦИК являлось исполнительным

органом пленума, как и в Президиуме, здесь преобладали соглашатели.

В июльские дни руководство ВЦИК оказывало поддержку Временному

правительству в его мероприятиях по "наведению порядка". Изменение

остановки заставили большевиков временно снять лозунг "Вся власть Советам".

Корниловский мятеж вызвал оживление деятельности Советов. В дни борьбы

народных масс с корниловщиной при Советах появились особые революционные

комитеты. В конце августа - начале сентября прошла большевизация Советов,

на заседании Советов все чаще и чаще принимались большевистские резолюции и

решения.

Много общего с Советами рабочих депутатов имели Советы крестьянских

депутатов. Со времени возникновения в марте - апреле крестьянские советы

оказались в руках эсеров.

В мае 1917 г. состоялся Первый всероссийский съезд Советов крестьянских

депутатов. Большинство делегатов съезда были эсерами; к ним тяготела

некоторая часть беспартийная часть делегатов-крестьян. Съезд принял

резолюцию о войне, коалиционном правительстве и по аграрному вопросу.

На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссийского съезда

крестьянских депутатов под председательством эсера Н.Д. Авксентьева.

Исполком подразделялся на множество отделов.

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Главный земельный

комитет вместе с Юридическим совещанием и Исполнительным комитетом

Всероссийского Совета крестьянских депутатов подготовили кадетский, по

своей сущности аграрный законопроект министра земледелия С. Маслова.

К Советам примыкали ряд других демократических массовых организаций, из

которых наибольшее значение имели фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы),

а также армейские и флотские комитеты.

Фабзавкомы возникали стихийно в первые же дни Февральской революции; они

выбирались рабочими каждой фабрики или завода. Через фабзавкомы рабочие

организованно предъявили требования капиталистам - владельцам фабрик и

заводов. Фабзавкомы нередко занимались вопросами нормирования рабочего дня

и зарплаты, приема и увольнения рабочих, контроля за деятельностью

заводоуправления, осуществления явочным порядком 8-часового рабочего дня,

организацией рабочей милиции и т.д. По мере необходимости фабзавкомы

создавали на фабриках и заводах различные комиссии: по организации рабочей

милиции, по наблюдению за внутренним распорядком на предприятии, контрольно-

хозяйственные для выяснения причин сокращения деятельности предприятия),

продовольственные, культурно-просветительные, следственные комиссии,

примирительные и т.д.

Фабзавкомы предъявили политические требования о прекращении войны, передаче

всей власти Советам, активно участвовали во всех проявлениях недовольства

масс Временным правительством во время его кризисов, борьбы с корниловщиной

облегчали представительство рабочих в вышестоящих демократических

учреждениях и организациях.

Солдатские комитеты стали повсеместно возникать после издания Петроградским

Советом приказа № 1 (21 марта). Ротные, батальонные и полковые комитеты

избирались общими собраниями солдат, а бригадные. Дивизионные, корпусные,

армейские и фронтовые - на соответствующих съездах

Весной 1917 г. Возникли и флотские комитеты (судовые, флотов). 28-30 апреля

на главной базе Балтийского флота в Гельсингфорсе был создан Центральный

комитет Балтийского флота (Центробалт) под председательством матроса-

большевика П.Е. Дыбенко. По уставу Центробалта, принятому на съезде

Балтфлота в мае-июне, без санкции Центробалта ни один приказ командования

не имел силы. Центробалт принимал активное участие в июльских событиях, в

борьбе с корниловщиной, в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде.

В ЦК Черноморского флота преобладали меньшевики и эсеры. Пытаясь

нейтрализовать деятельность Центробалта, они на I Всероссийском съезде

Советов в июне создали при ВЦИК Центральный исполнительный комитет военного

флота (Центрофлот) во главе с правым эсером М.Н. Абрамовым.

* * *

Февральская буржуазно-демократическая революция привела к возрождению

Советов, которые были воссозданы на новом более высоком уровне. Их

авторитет после Февраля был настолько высок, что они стали властью

параллельно Временному правительству. Система двоевластия, однако, летом

1917 г. Отмерла в пользу Временного правительства, пока оно не было

свергнуто Советами в Октябре.

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути

превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки

феодализма еще сохранились и были попутно устранены лишь Октябрьской

революцией.

Коренным образом изменилась форма правления. Россия была провозглашена

республикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных

изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм.

Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию,

хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию

многочисленных народов нашей империи.

Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует

обязательного слома феодального государства. Однако в России благодаря

широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, были

упразднены многие старые органы непосредственно с угнетением трудящихся.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие преобразования осуществило Временное буржуазное правительство в

области государственного строительства в России после февраля 1917г.?

2. Как изменился государственный строй России от февраля к октябрю 1917г?

3. Являлся ли Петроградский совет весной 1917г. органом государственной

власти?

4. Исходя из анализа внутренней политики Временного правительства имел ли

парламентаризм перспективу в России?

5. С какой целью создавался Предпарламент? Определите его статус.

6. Проследите историю лозунга "Вся власть Советам".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.