РУБРИКИ

Историки

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Историки

Историки

Носителем информации о прошлом является

исторический источник — бесстрастный свидетель эпохи,

имеющий личное, коллективное, государственное или

другое происхождение, родившийся в определенное время

и отражающий его реалии. В качестве источника могут

выступать документы разного происхождения и характера.

Это могут быть археологические находки (предметы быта,

украшения, орудия труда древних эпох); сохранившиеся

предметы материальной культуры (здания, старинные

станки, приборы, утварь и т.п.);

письменные источники (государственные акты, летописи,

книги, дневники, письма, пресса и т.п.), а также

художественные работы, документы видео и аудио ряда.

Основной группой являются письменные источники,

которые содержат колоссальный массив открытой и

скрытой (опосредованной, интерпретируемой) социальной

информации о прошлом. Общество тщательно собирает и

сохраняет документальные свидетельства прошлого.

Музеи, архивные хранилища, библиотеки — это важнейшая

часть культуры любой страны, по состоянию которой

можно судить об уровне ее развития. Чем выше уровень,

тем больше внимания уделяется сохранности и

приумножению бесценных фондов.

История — это коллективная память народа. Потеря

исторической памяти разрушает общественное сознание,

делает жизнь бессмысленной, варварской. Не случайно,

гитлеровские фашисты в захваченных ими городах прежде

всего стремились разрушить и осквернить исторические

памятники. Убить Память народа —значит убить сам

народ, превратить его в раба. Поиск смысла истории

упирается в современность, а историческая наука

предстает как способ выявления единственно возможного

процесса, который привел к этой современности. В.Г.

Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем

прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и

намекнуло о нашем будущем". Прошлое достойно уважения

и внимательного изучения, хотя не все в этом прошлом

вызывает восторг и гордость.

Для русских историков характерно стремление

подвести под факты прошлого определенную теоретическую

основу, критически осмыслить их. Среди дореволюционных

историков много ярких имен: Н.М. Карамзин, С.М.

Соловьев, В. О. Ключевский, Н.И. Костомаров и др.

Ведущим в российской историографии было либеральное

направление, которое сейчас привлекает большое

внимание. Основной проблематикой этого направления

было следующее: становление и утверждение российской

государственности, а также утверждение европейской

традиции в общественной организации и культуре. С.М.

Соловьев, воспитанник Московского университета,

работавший в его стенах, подготовил капитальный труд

"История России с древнейших времен", который, по

выражению В. О. Ключевского, стал своеобразной

энциклопедией по русской истории. Приверженец

либеральных идей, либерального мировоззрения, С.

Соловьев стремился соединить разрозненные факты в одно

целое, "познать, как новое проистекало из старого".

Для него характерно признание закономерности

исторического процесса, который отражает прогресс

общественного организма. Он писал: "В истории нет эпох

пустых; нет эпох, вырабатывающих какие-то вредные для

человечества начала". В. О. Ключевский, имя которого

также связано с Московским университетом, пожалуй,

наиболее знаменит. В отличие от предшественников, он

смотрел на исторический процесс более широко, включал

в рассмотрение экономические, социальные проблемы,

историю православной церкви. Вершиной его творчества

стал "Курс русской истории", подготовленный на основе

лекций, читавшихся в Московском университете и в

Московской духовной семинарии. Сторонник либерализма,

В. О. Ключевский так определил "три основные

исторические силы" — человеческая личность, людское

общество и природа страны. Написанный ярко, образно,

этот курс вполне современно звучит и сегодня.

Обращаются российские историки и к опыту социальной

истории (это направление наиболее развито в США), к

компаративизму и другим направлениям. Все больше

привлекает внимание цивилизационный подход к истории.

Слышны призывы о необходимости рассмотрения истории

России с этих позиций. В чем преимущества

цивилизационного. подхода к истории? Прежде всего в

его универсальности. Его принципы применимы к истории

любой страны, народа, групп стран и т.д. Эта теория в

значительной мере учитывает опыт других школ и

направлений, носит сравнительный (компаративный)

характер. История народа рассматривается не сама по

себе, а в сравнении с историей других народов,

цивилизаций. Это дает возможность глубже понять

исторические процессы, их особенности. Такой подход

способствует выявлению самоценности общества, его

места в мировой истории и культуре. Важно, что при

цивилизационном подходе не отрицается методика других

школ. Она может быть использована в рамках этого

подхода.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.