РУБРИКИ

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

Б) контроль, направленный на то, чтобы увидеть пробелы в знаниях

учащихся и помочь их вспомнить. Этот вид контроля носит название

формативный или воспитательный (formative), и, именно, этому виду авторы

учебника "Frequence jeunes-2" отдают преимущество. Формативный контроль

имеет следующие формы:

o постоянное наблюдение за учащимися на уроке;

o небольшие проверочные работы;

o выработка навыков самооценки.

Таблица оценки устной речи .

|ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО |

| |БАЛЛОВ |

|1.Коммуникативность: | |

|ориентировка в ситуации общения и точность информации; |0 – 2 |

|логичность и связность речи; | |

|творчество и оригинальность. |0 – 2 |

|2. Языковое качество: |0 – 1 |

|грамматическая и лексическая точность; | |

|произношение; |0 – 2 |

|легкость и темп речи, естественность, идиоматическое |0 – 2 |

|выражение. | |

| |0 – 1 |

| |Максимальное |

| |количество 10 |

| |баллов. |

Таблица оценки письменной речи.

|ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО |

| |БАЛЛОВ |

|1. Коммуникативность: | |

|ориентировка в ситуации общения и выбор информации; |0 – 4 |

|читаемость написанного (intelligibilite): организация текста,| |

|логичность, связность; |0 – 4 |

|творчество и оригинальность; | |

|2. Языковое качество : |0 – 2 |

|грамматическая точность; | |

|лексическая точность; |0 – 3 |

|презентативность : четкость, орфография, написание заглавных |0 – 2 |

|букв и пунктуация, разделение на абзацы; |0 – 3 |

|оригинальность. | |

| |0 – 2 |

| |Максимальное |

| |количество 20 |

| |баллов. |

Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2"

o ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной

речи ;

o основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке

гипотез и их проверке ;

o базируется на сочетании структурного, функционального и

коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме,

так и функции и содержанию .

3.3. Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК

"Frequence jeunes-2".

УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам учения или

видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно

выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные,

тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана

на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты

языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно

существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается

в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них,

которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал.

Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки

лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на

второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в

классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах

упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно

выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам

учебной деятельности), так и типы упражнений.

Деление упражнений по типам производится на основе типологии,

предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки

действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к

которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс

игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4

типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-

поисковые .

В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier

d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В

основном это тренировочные упражнения:

- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;

- Completez les phrases avec des comparatifs;

- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;

- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles

sont ".

Трансформационные упражнения:

- Transformez en interrogation indirecte;

- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la,

les;

- Dis-le a l`imperatif;

- Mettez en valeure les mots en italique.

Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:

- Completez le dialogue avec les verbes entre

parentheses a l`imparfait ou au passe compose;

- Terminez les phrases en utilisant …..

- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.

Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:

- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la

campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant

aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений,

затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление

нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-

ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего

к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно

для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит

упражнения на развитие навыков и умений всех видов

деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда

входят упражнения для формирования фонетических,

грамматических, лексических навыков. Система упражнений

характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая

учащихся к поиску, который является наиболее эффективным

способом учения. Присутствие элемента поиска, который

является наиболее эффективным способом учения объясняется

тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода,

при котором уделяется большое внимание именно мыслительным

процессам субъекта при обучении иностранным языкам.

3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".

УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и

учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем

из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы

последовательно закреплять основную базу владения французским языком при

одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык

учащихся.

Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской

письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:

1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную

соотнесенность на расширенном языковом материале;

2. устанавливать причинно-следственные связи ;

3. научить высказывать собственное мнение ;

4. углубить знания в области грамматики .

Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на

французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также

языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно

найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из

газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех

же принципах, что и первый уровень учебника.

В УМК входят:

1. книга для учащихся ;

2. тетрадь с упражнениями ;

3. книга для учителя ;

4. 4 аудиокассеты .

Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна

история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце

учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений

глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.

Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ),

каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.

1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо,

статья, художественный текст ).

Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где

находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью-

приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических

навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2

страницы.

II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).

Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы

(образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика

посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части.

Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в

форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и

ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике"

лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание

лексики и грамматики.

III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).

Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное

количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление

грамматического материала и так далее).

Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить

одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических

структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4

страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь

предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений

на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий

материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг,

символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о

провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую

очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического

материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов,

задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и

коммуникативных навыков.

Распределение языкового материала по урокам .

Грамматический материал .

|№ раздела |№ урока |Грамматический материал |

| |1 |Conjugaison des verbes pronominale au present, |

| | |expression de la cause . |

|1 | | |

| |2 |L`expression du passe : |

| | |Le passe compose, L`imparfait |

| | |L`interrogation . |

| |3 |Les verbes du mouvement, |

| | |L`expression du futur : |

| | |Le futur proche, le futur dans le passe . |

| | |L`expression de la cause, l`expression de la |

| | |quantite . |

| |4 |Les verbes construits avec la preposition "а", |

| | |Les pronoms complements . |

| |5 |Constructions negatives et interrogatives . |

| |1 |Les propositions relatives, le passif, le pronom |

| | |"en" . |

|2 | | |

| |2 |Le subjonctif . |

| |3 |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, |

| | |possessif, expressions verbales avec "en". |

| |4 |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe . |

| |5 |Le deroulement de l`action . |

| |1 |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation . |

| | | |

|3 | | |

| |2 |L`expression de la duree . |

| |3 |Construction avec l`infinitif . |

| |4 |La concordance des temps . |

| | |Le plus-que-parfait, le futur anterieure . |

| |5 |Faire + verbe . |

| |1 |Situer les verbes dans le temps . |

| | | |

| | | |

|4 | | |

| |2 |Le conditionnel present . |

| |3 |L`accord du participe passe, rapporter un discours |

| | |au passe . |

| |4 |Le conditionnel passe . |

| |5 |Les propositions relatives, l`expression de la |

| | |probabilite . |

| | |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion . |

Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент

сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого

рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет

сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans

frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен

совпадают, но есть некоторые расхождения.

В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам

прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le

passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-

2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le

Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future

anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года

обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les

formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".

Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более

обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся,

которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского

издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и,

естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau

sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в

виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с

лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в

тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2"

предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к

общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.

Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее

употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть

выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе

при объяснении и закреплении грамматического материала.

И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного

подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на

обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть

умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям

общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус

говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит

диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом,

лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление

рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается

смысл высказывания, а не его форма.

Распределение лексического материала по урокам .

|№ |№ урока|Коммуникативные цели |Тема диалога. |

|раздела| | |Тема сюжета. |

| |1 |Exprimer les gouts et les |Une vedette de la television . |

| | |preferences . |S . Le caractere d`un homme . |

|1 | | | |

| |2 |Exprimer un avis, une |Deux conceptions de l`information|

| | |opinion. |. |

| | | |S . L`information . |

| |3 | ----------- |Reportage en Afrique . |

| | | |S . |

| | | |Pauverete-richesse-developement |

| | | |d`un region . |

| |4 |Exprimer le desire, la |Une promotion . |

| | |volonte. |S . Les catastrophes . |

| |5 |Juger –accuser –pardonner .|Rupture et reconcilation . |

| | | |S . Le caractere d`un homme . |

| |1 | --------------- |Agitation dans la ville . |

| | | |S . Le sport . |

|2 | | | |

| |2 |Exprimer la cause et le but|Un pere autoritaire . |

| | |. |S . Les taches de la vie |

| | | |quotidienne . |

| |3 |Rassurer, exprimer la |Des artistes en province . |

| | |quantite reduite, le manque|S . Le theatre . La musique . |

| | |. | |

| |4 |Exprimer la confiance, la |Les lettres d`amour . |

| | |mefiance . |S . Le bonheur et le malheur . |

| | | |Le logement . La ville . |

| |5 | ------------------- |S . Le chant, la chanson . |

| | | |L`entreprise . Les manifestations|

| | | |. |

| |1 |Conseiller, exprimer |L`inconnu du sud-ouest . |

| | |l`indiference . |S .Les voyages . |

|3 | | | |

| |2 | ------------------ |Rencontre . |

| | | |S .La voiture . L`hotel . Le |

| | | |telephone |

| |3 |Exprimer la peure, |L`incident . |

| | |l`inquietude . |S . L`architecture . |

| |4 | ----------------- |Suspisions . |

| | | |S . La montagne . La mer . |

| |5 |Exprimer la possibilite, la|Le denouement . |

| | |consequence . |S .La cuisine . |

| |1 |Exprimer la frequence et |Jean Dugommier . |

| | |l`habitude . |S . L`armee-la guerre-la paix . |

|4 | | |Les liveres-la litterature . |

| |2 |Reprimander . Raconter . |Reves de gloire . |

| | | |S . L`histoire . |

| |3 |Donner une explication . |Reves d`enfance . |

| | |Rapporter un discour au |S . La description des personnes |

| | |passe. |. L`ecole . |

| |4 | ---------------- |Reve de revolte . |

| | | |S . Le bubget familiale . La |

| | | |justice . |

| |5 |Exprimer la probalite, la |Reves de sagesse . |

| | |probilite . |S . L`agriculture . La |

| | | |philosophie . La religion . La |

| | | |science . |

Главным принципом обучения по учебнику является принцип

коммуникативности, таким образом, можно выделить коммуникативные цели для

каждого урока как и в учебниках "Frequence jeune-2 ", "L`oiseau bleu-3" .

Лексический материал так же распределяется по темам, но если "L`oiseau bleu-

3" содержит на раздел один текст и один сюжет-тему, то зарубежные методики,

особенно "Le Nouveau sans frontieres-2"содержат несколько диалогов в

рубрике, то есть каждый урок имеет диалог и несколько сюжетов . Например,

Unite 2. В нем собрана лексика 10 сюжетов .Таким образом, с богатым

лексическим материалом учащиеся имеют возможность познакомиться с разными

сюжетами .Нужно сказать, что темы, представленные в трех учебниках,

подобраны с целью заинтересовать, привлечь внимание учащихся к тому или

иному сюжету. Что может интересовать подростков, конечно, вопросы любви,

счастья, спорт, музыка, путешествия, отдых и так далее, поэтому некоторые

темы в УМК совпадают .

Речевой материал в учебнике "Frequence jeunes-2" включается в диалог

и в аутентичные материалы, затем закрепляется в упражнениях. В УМК

"L`oiseau bleu" новая лексика выделена в отдельном разделе" Lecture 1", где

представлены сразу же примеры употребления ЛЕ. Во всех 3-х учебниках есть

урок-повторение, где включены упражнения на закрепление и проверку

коммуникативных навыков. В учебнике " L`oiseau bleu-3" это Table ronde,

который проводится в виде дискуссии.

Наиболее интересный урок-повторение в УМК "Frequence jeunes-2", где

создаются упражнения не только на закрепление и проверку усвоенных

коммуникативных навыков, но и задания на контроль усвоения ЛЕ, как устный

так и письменный. Это кроссворды, тексты, ребусы, которые более привлекают

и повышают интерес к изучению французского языка. Урок-повторение в УМК "Le

Nouveau sans frontieres" содержит упражнения на закрепление и контроль,

усвоенных коммуникативных навыков, отработку ЛЕ как в устной, так и в

письменной речи, но в нем есть также задания на контроль знаний в области

литературы и истории, страноведения Франции.

В обучении лексике в зарубежных и отечественных методиках является

принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включены в

ситуацию. Особенностью зарубежных методик является то, что здесь собрана

более серьезная, то есть трудная лексика по сюжетам, это объясняется

возрастной несоотнесенностью УМК.

Я считаю, что "Le Nouveau sans frontieres-2" подошел бы идеально для

учащихся старших классов общеобразовательной школы, так как имеет ставит

перед собой цель – овладение и знакомство со всеми стилями речи.

Литературная рубрика охватывает уже вопросы по интерпретации

поэтического и художественного текста. УМК "Le Nouveau sans frontieres-2",

являясь своеобразным интенсивным курсом, может быть использован как в виде

основного учебника, так и для факультативного курса.

3.5. Организация урока .

1. Работа над диалогом и документом .

Авторы предлагают 3 этапа работы над диалогом и документом, выполняя

при этом соответствующие задания:

o Прослушиванию диалога или чтению документа могут предшествовать

несколько подготовительных этапов ( etapes preparatoires):

-- анализ и комментарий к иллюстрации, с помощью которой

можно определить коммуникативную ситуацию, дать информацию, ввести

лексику;

-- введение новых лексических единиц и грамматического

материала. Учащиеся работают с рубрикой Vocabulaire et grammaire,

которая объясняет присутствие в диалоге тех или иных элементов.

-- обращаясь к иллюстрациям диалога, можно представить тему

разговора персонажей .

o Работа над письменными документами .

-- установление вместе с учащимися вида документа (статья

газеты, письмо, отрывок из произведения и так далее);

-- объяснение заголовка;

-- чтение текста, документа с выделением неизвестных

элементов(ЛЕ), предположения о их смысле ;

-- чтение каждой фразы с объяснением неизвестных элементов.

o Работа над диалогом .

-- прослушивание пленки(1-2 раза) ;

-- объяснение трудных фраз, помех, которые могут возникнуть

при прослушивании пленки ;

-- построение гипотезы о смысле прослушанного диалога ;

-- прослушивание фразы за фразой с объяснением новых

элементов.

Каждый текст диалога содержит одну или более конкретную задачу:

введение новых ЛЕ, грамматического материала, развитие коммуникативных

навыков.

На страницах учебника есть иллюстрации, не сопровождающиеся диалогом,

их ученики могут обсудить.

2. Словарь и грамматический материал .

Эти две страницы представлены в виде коротких рубрик, имеющих каждая

свое название, и содержащая материал с определенной целью обучения.

Названия рубрик можно классифицировать таким образом :

o тематические, где представлена лексика определенной темы ;

o традиционно-грамматические ;

o понятийно-грамматические, где находятся задания –расположить

глаголы во времени, употребить нужное местоимение, артикль и так

далее ;

o функциональные, где находятся задания на развитие коммуникативных

навыков .

Порядок следования этих рубрик определен порядком появления их

материала в диалоге и документе. Спряжение глаголов может быть в любой

рубрике, то есть не соблюдается порядок следования .

Главная цель обучения грамматическому материалу заключается не только

в выучивании составляющих языка, но и в понимании функционирования языка,

уметь сравнить со своим родным языком, усваивая несколько простых правил и

механизмов .

Организация работы по рубрикам .

А)Тематические и функциональные рубрики .

o организовать беседу в форме вопросов-ответов, затрагивающих

содержание рубрик ;

o сравнить слова со своим родным языком, подобрать русские

эквиваленты к некоторым словосочетаниям ;

o найти всем классом смысл слова в словаре или разделить

задание по группам в классе ;

o затем проверить результаты всем коллективом ;

o представить лист со словами, предлагая использовать их для

составления диалога или текста .

В) Грамматические рубрики .

o наблюдение, поиск высказываний, фраз, содержащих новый

грамматический материал в диалогах и документах ;

o коллективное предположение цели и правила образования тог или

иного элемента ;

o изучение грамматической рубрики, сравнение образования

грамматического элемента со своей гипотезой ;

o повторение элементов, уже изученных ранее, что позволяет

лучше понять правило, представление системы (при изучении le

subjonctif dans le passe, необходимо повторить le subjonctif

present, сравнить их между собой, когда употребляются и как

образуются);

o обращение к грамматическому справочнику в конце учебника;

o приведение примеров но образование того или иного

грамматического элемента, выполнение упражнений на

закрепление материала.

III. Activites

Эта часть урока разделена на 3 сектора А, В, С. Работа над каждой

частью начинается с структурального упражнения (mecanismes). Следующие

упражнения могут быть письменными, устными, упражнения на аудирование,

чтение с пониманием прочитанного, на грамматику, употребление в речи новых

лексических единиц и так далее .

3.6. Система упражнений УМК "Le Nouveau sans frontieres".

Письменные упражнения:

. упражнения для закрепления лексических единиц и грамматических

структур;

. составление фразы по образцу, или с определенным заданием;

. упражнения на составление документа (письмо, телеграмма и так

далее).

Устные упражнения:

. задания на составление микродиалогов по теме главного диалога;

. чтение диалога по ролям, согласно героям изображенным на

картинках;

. беседа по различным темам, например по сюжетам различных

документов.

Упражнения на аудирование:

Эти упражнения содержатся в каждом уроке. Это может быть

прослушивание фрагмента разговора, записанного на кассете, затем

предлагаются задания.

Работа над прослушиванием документа:

. прослушивание документа; определение ситуации, о чем идет речь;

. несколько выборочных прослушиваний, каждый должен уловить

необходимую информацию;

. подведение итогов;

. прослушивание фразы за фразой, запись транскрипции;

. можно провести диктант (запись одного фрагмента пленки).

Упражнения с документами и текстами

Документы (фотографии, рисунки или тексты) ставят своей целью:

. привить интерес к стране изучаемого языка, к ее цивилизации

(географии, истории, политике, искусству и так далее);

. усвоение различных языковых элементов (выражение мнения, сравнение

с реалиями родного языка и так далее).

Например задания могут быть такими :

1. Поиграйте в Шерлока Холмса : к какому типу людей принадлежат эти

объекты?

2. Вот письма, адресованные рубрике "Курьер сердца", проанализируйте

проблемы этих людей, ответьте на них и дайте совет.

3. Вот постановка "Сид" Корнеля, прочитайте резюме и придумайте конец

рассказа.

Мы наблюдаем здесь большое количество упражнений охватывающих все

виды речевой деятельности в равной степени: письмо, говорение, аудирование,

чтение.

Так же как и в "Frequence jeune-2 "можно выделить здесь

трансформационные упражнения:

. Completez avec "celuis qui, que, ou ", "celle qui, que,ou" etc;

. Completez avec un pronom possesif ;

И тренировочные:

. Mettez les verbes a la forme qui convient ;

. Reformulez les phrases suivantes en utilisant le gerondif.

Важное место занимают репродуктивные и продуктивные упражнения, но

здесь нет игровых заданий (ребусов, кроссвордов, тестов), что говорит о

более серьезной направленности учебника, то есть он более подходит, я еще

раз хочу отметить, для учащихся старших классов.

Хотя каждый урок содержит упражнения на развитие лексических,

грамматических, навыков аудирования, учебник содержит задания в основном на

развитие коммуникативных навыков и навыков говорения, поэтому здесь очень

много продуктивных упражнений.

ВЫВОД: Проанализировав системы упражнений зарубежных и отечественных

УМК можно придти к выводу о том, что системы зарубежных УМК содержат

большее количество упражнений на тренировку коммуникативного навыка и

обучения говорению. Главным моментом надо отметить то, что в УМК "Frequence

jeune-2 " представлены различные игровые упражнения, ребусы, кроссворды, то

есть упражнения, которые пользуются большим интересом у учащихся.

УМК содержит разнообразные упражнения на тренировку навыка говорения

и развитие мышления, касающееся разнообразных тематик: культура,

литература, телевидение, политика и так далее.

Таким образом, я полагаю, что все эти и другие упражнения могут

дополнить отечественный УМК "L`oiseau bleu-3", где акцент сделан на

развитие лексических и грамматических навыков, а так же на задание к

тексту.

Учебники, о которых идет речь, являются учебниками устной речи,

следовательно их материал состоит из простых, употребительных языковых

единиц, употребляемых в современной речи. Все, что усваивает ученик из

учебника и его упражнений пригодно для использования в устном общении.

Упражнения во всех рассматриваемых УМК могут быть названы системой,

так как в них присутствуют самые различные виды упражнений:

А) по аспектам языка – лексические и грамматические;

Б) по видам речевой деятельности – упражнения в говорении,

аудировании, чтении, письме;

В) коммуникативные и некоммуникативные;

Г) по видам речевой деятельности – ознакомительные, тренировочные,

поисковые;

Д) по форме речи – устные, письменные;

Е) по количеству языков – одно и двух язычные.

Система упражнений носит коммуникативную направленность.

Система упражнений УМК "Frequence jeune-2 ", "Le Nouveau sans

frontieres-2", "L`oiseau bleu-3"имеет 4 подсистемы: упражнения для обучения

говорению, аудированию, чтению и письму. Каждому уроку соответствует

комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических,

лексических, грамматических навыков.

Характерной чертой зарубежных УМК является большое значение проблемно-

поисковых упражнений, и сама структура уроков во многом напоминает

проблемные уроки:

1. Знакомство с ситуацией с опорой на иллюстрации, общие

предположения о смысле диалога;

2. Проверка предположений, обобщение, выдвижение новых;

3. Уточнение смысла;

4. Упражнения на проверку понимания, работа над новым материалом;

Такой подход к системе упражнений наиболее своеобразен, так как

сочетает черты прямого и интенсивного методов обучения иностранному языку,

система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая

учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения.

Заключение.

Сопоставив отечественные и зарубежные УМК, можно отметить как

преимущества, так и недостатки тех и других УМК.

Из отечественных УМК я брала для анализа с зарубежными УМК для

средней ступени обучения только "L`oiseau bleu-3"авторов А.Ю.Шашуриной и

М.А.Селивановой, так как "Le francais" А.П.Шапко и В.А.Слободчикова устарел

как практически, так и идеологически. Единственным преимуществом УМК

"L`oiseau bleu-3" является то, что учебник адаптирован к условиям изучения

французского языка в российских общеобразовательных школах.

Но в зарубежных УМК не указывается четкого времени обучения, типов

учебных заведений для которых они рассчитаны.

В российской школе запланировано программой определенное количество

часов на изучение французского языка, и оно ограничено. Поэтому

отечественные методики построены на основе этого показателя, который играет

немаловажную роль при изучении французского языка. Обилие материала,

содержащиеся в зарубежных методиках, особенно "Le Nouveau sans frontieres-

2" построено не считаясь с этим показателем, то есть не адаптирована к

отечественной школе, где на каждую четверть выделяется определенное

количество уроков, протяженностью 40 минут, поэтому учитель сам должен был

бы распределять материал по урокам, что-то ограничивать, урезать. Кроме

того в зарубежных пособиях не принимаются в расчет национальные стандарты и

соответствующие им экзамены. К тому же зарубежные УМК подразумевают в

наличии иметь разные компоненты:

1. Полноцветное пособие для учащихся;

2. Рабочую тетрадь;

3. Методическое руководство (книга для учителя);

4. Аудио- и видеокассета;

Все это приобрести для школы очень трудно (в первую очередь из-за

экономии средств), а отсутствие одного из компонентов существенно нарушает

концепцию УМК и снижает эффективность его использования. С другой стороны,

никак нельзя отказываться от опыта от опыта зарубежных УМК в российских

школах.

Но зарубежные пособия получили широкое распространение, так как они

способствуют улучшению процесса обучения из-за следующих качеств:

коммуникативного характера обучения, соответствия международным стандартам,

четкой системы контроля и самоконтроля, полного описания технологии

обучения в методических руководствах и одновременного издания всех

компонентов.

Немало важной особенностью зарубежных УМК является способность

повышения мотивации к изучению языка. С помощью интересного

привлекательного содержания и качества учебных материалов, которые способны

не только вызывать интерес обучаемых, но и развивать их познавательную

активность и творческую деятельность. Страноведческие страницы знакомят

учащихся с культурой и национальными традициями Франции, расширяют их

общеобразовательный и культурный кругозор.

Я считаю, что заслугой зарубежных УМК являются и те моменты, которые

ранее отсутствовали в отечественных учебниках: проекты, игры, комиксы,

работа над аудированием с использованием аутентичных записей, ролевые игры,

творческие задания, кроссворды, тесты, проблемные задания. Нельзя сказать о

наличии всего этого в учебнике "L`oiseau bleu-3". Поэтому можно совмещать

учебник "L`oiseau bleu-3"с зарубежными изданиями, которые привлекают своей

аутентичностью, превосходной полиграфией, интересной тематикой,

разнообразием видов работы и комплектностью, соответствием возрасту

учащихся. К тому же, несмотря на странички раздела "Civilisation" в

учебнике "L`oiseau bleu-3" в зарубежных изданиях страноведческий материал

более расширен, особенно в "Le Nouveau sans frontieres-2", где учащиеся

могут познакомиться не только с географией, городами,

достопримечательностями Франции, с музыкой, культурой, искусством, но и с

литературой, историей, театром, политикой, кухней, провинциями,

телевидением, прессой, рестораном. К тому же учебник учит как правильно

писать письма, рекламы, объявления на французском языке. Поэтому учитель

может что-то взять отсюда как дополнительный материал к УМК "L`oiseau bleu-

3".

Это еще раз подтверждает, что нельзя отказываться от зарубежных УМК,

а проблему неадаптированности учебников к российским условиям изучения

иностранного языка учитель может решить самостоятельно или с помощью

учителей методистов. Он должен спланировать учебный процесс, выбрав

наиболее важный учебный материал, и сопоставить его с количеством часов,

выделенных на изучение языка.

Таким образом, "Le Nouveau sans frontieres-2", я считаю, идеально бы

подошел для изучения французскому языку в старших классах, так как учебник

требует хорошо развитых навыков общения, свободной речи на французском

языке и содержит задания по интерпретации поэтического текста и рассчитана

на определенные знания истории Франции. К тому же здесь включены более

серьезные темы (телевидение, политика и так далее), о чем еще трудно судить

подросткам.

УМК "Frequence jeune-2" мог бы использоваться в качестве основного,

так и факультативного учебника. Язык, сюжеты, упражнения соответствуют

знаниям, которыми должны обладать учащиеся 8 класса.

Приложение

Библиография.

1. Барышников Н.В. Французский язык как 2 иностранный язык в средней школе.

//ИЯШ.-1995. №5.

2. Береговская Э.М. Проблемы интеграции и адаптации зарубежного учебника.

//ИЯШ.-1998.-№6.-с.25-28.

3. Зуев Д.Д. Школьный учебник.-М.: Педагогика, 1983.

4. Краевский В.В. Разработка теоретических основ учебника как часть

научного обоснования обучения. – В сборнике: Проблемы школьного учебника.

- №6. – М.: Просвещение, 1978.

5. Литкенс К.Я. О путях интеграции зарубежных учебников французского языка

в учебный процесс российской школы. // ИЯШ. – 1998. - №2 – с. 47-51.

6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка: Учебное

пособие для филологических факультетов ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1981.

7. Максакова С.П. Раннее обучение иностранными языкам: проблемы интеграции

и адаптации зарубежных учебников. // ИЯШ. – 1998. - №5. – с. 38 – 40.

8. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учебное

пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991.

9. Основное направление в методике преподавания иностранных языков в 19 –

20 в. /Под ред. И.В.Рахманова. – М.: Педагогика, 1972.

10. Рахимов А.З. Логико-психологическая концепция разработки школьных

учебников. – В сборнике: Проблемы школьного учебника. - №20. – М.:

Просвещение, 1991.

11. Слободчиков А.Р. Учебное пособие для четвертого года обучения. – СПб.:

"Специальная литература", 1998.

12. Слободчиков А.Р., Шапко В.А. Книга для учителя. – М.: Просвещение,

1985.

13. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. О методике работы с УМК по французкому

языку "L`oiseau bleu-3"// ИЯШ, - 1998, - №5, -72–80; №6, - 54-60.

14. Теоретические основы методики обучения иностранным языком в средней

школе. /Под ред. А.Д.Климентенко и А.А.Миролюбова. – М.: Педагогика, с.

454.

15. Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. –

М.: Учпедгиз, 1963.

16. Capelle G., Gidon M. Frequence jeune: guide du proffesseur. – Paris:

Hachette libres, 1994.

17. Girardet J., Verdelham M., Dominique P. Le Nouveau sans frontieres-2. –

18. Girardet J., Verdelham M., Dominique P. Le Nouveau sans frontieres.

Livre du proffesseur – 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.