РУБРИКИ

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

решение, которое позволит использовать площадь отведенную под застройку или

реконструируемые здания с максимальной выгодой. То есть появляется

необходимость создания многофункциональных пассажей, где верхние этажи могут

быть использованы под выставочные залы, гостиничные номера, офисы или жилые

квартиры, а нижние — как стоянки или предприятия бытового обслуживания.

Подобное предложение было сделано при реконструкции торгового центра у Финского

вокзала в Санкт-Петербурге еще в середине 80-х годов. Квартал Невского между

улицей Марата и Владимирским проспектом, где было устроено два пассажа. Здесь в

относительно небольшом объеме зданий было размещено множество разнообразных

предприятий и учреждений; помимо большого количества магазинов, — гостиница,

обширный ресторанный комплекс, бары, кафетерии, сауна и даже филиал

театрального музея со зрительным залом, а так же было предусмотрено создание

комфортабельных квартир общей площадью 2 000 м2. При этом высота

атриумных перекрытий была поднята на высоту пятого этажа. Таким образом было

предложено наиболее логичное архитектурно-планировочное решение, позволившее,

не повышая этажности торговых объемов, создать довольно высокий (в пределах

существовавшей застройки) многофункциональный комплекс состоящий из 2-х

пассажей, атриумов и других архитектурных форм.

Когда же позволяют грунтовые условия, то в практике проектировании и

строительства все больше утверждается тенденция предусматривать один-два или

более подземных этажей. В этих этажах размещаются несколько уровней складов,

автостоянки, гаражи, подсобные и технические помещения.

Однако, пассаж, изначально является не только торговым предприятием, а как

это видно на примерах самых первых ярмарок, еще и местом времяпрепровождения

и отдыха населения. То есть существует определенный контингент только

потенциальных покупателей, пришедших в пассаж не для покупки какого бы то ни

было товара. Увеличение числа потенциальных покупателей способствует

увеличению числа фактических покупателей, за счет плавного перетекания из

одной потребительской группы в другую. Таким образом, развитие дополнительных

функций пассажа в качестве культурно-развлекательного и обслуживающего центра

способствует, в конечном итоге, росту объемов продаж за счет увеличения

количества посетителей. Однако в нашей стране в последние несколько лет также

стали появляться малые пассажи с исключительно торговой функцией. Выше о них

было сказано несколько подробнее.

Выводы по главе 2

Обобщая современное состояние теории и практики формирования архитектурной

среды пассажа, можно сказать, что для интенсификации общественно-торговой

деятельности необходимо создание специфической эмоциональной среды,

отражающие растущие потребности в комфорте и повышение эстетических

требований. Важнейшая роль в этом принадлежит торгово-пешеходным

коммуникациям. Тенденция формирования таких пространств развивает

архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные компоненты —

улицы и площади, утраченные как места активной общественной деятельности с

развитием транспорта.

К тому же необходимо усиление эмоциональной насыщенности интерьеров сегодня

является непреложным требованием к проектированию. Необходима целостная

внутренняя среда; особенности воздействия на эмоциональную природу

воспринимающего человека могут быть учтены в проектной практике с помощью

моделей поведения (движение–восприятие), основанных на использовании таких

факторов как внимание, потребность, установка, отношение к фактору времени,

образное представление.

Важнейшее различие между архитектурной организацией внутреннего пространства

и его предметным наполнением заключено в несравнимо большей изменяемости

последней.

Текущий этап развития теории и практики проектирования пассажей характерен

следующими основными моментами:

1. Принципы организации внутренней среды пассажа стали следствием тенденции

развития пассажа как типа, а именно:

— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение неторговых функций;

— стремление к эмоциональной насыщенности внутренней среды;

— доминирование центрального крытого общественного пространства;

— усиление роста внимания к внешним городским пространствам и архитектурному

окружению.

2. Усложнение содержания средств выразительности: противопоставление плотных

и разреженных пространств, сложные групповые ритмы, ритмичность скорости

движения посетителей и т.д.

3. Гармоничное единство внутренней среды пассажа достигается обеспечением

двух условий: пространственной целостности торгово-пешеходной зоны

(коммуникационного остова) и вариабельности пространственных структур

составляющих и примыкающих предприятий.

4. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, иерархия

пространственных зон и фрагментов.

5. Необходимость гибкой системы освещения:

— яркие световые контрасты;

— главный объект освещения — товар;

— максимально возможное использование естественного освещения.

6. Внутреннее пространство пассажа — часть единой городской среды, однако

развитие связей между внутренними и внешними пространствами не должно

нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной

зоне характером деятельности и условиями восприятия.

Под воздействием социального и научно-технического развития отрасль торговли

превращается в единую комбинированную систему, охватывающую две подсистемы:

товароснабжение и реализация. Централизация подготовительных и

вспомогательных процессов способствует более эффективному использованию

основных торговых и сокращению складских помещений в пассажах и дает

значительный экономический эффект (примерно в 3 раза). При этом, торговля

становится неразрывно связана с другими формами обслуживания посетителей,

приобретая функции не только бытового обслуживания, но и культурно-

развлекательного, что в свою очередь опять таки положительно влияет на саму

торговлю.

Происходит укрупнение торговых предприятий, пассажи в некоторых случаях могут

превратиться в торгово-выставочные здания, входящие в состав

многофункциональных комплексов. К тому же более чем 20-летняя практика

строительства и проектирования в нашей стране и за рубежом показывает

целесообразность использования подземного пространства. Причем, если раньше

отдавалось предпочтение в использовании подземного пространства в

вспомогательных, транспортных или обслуживающих целях, то пример

строительства центра на Манежной площади ярко доказал всю полноправность

использования подземного пространства для организации многофункционального

торгово-развлекательного комплекса без потери связи с окружающей средой.

Глава 3.

Предложения по градостроительной, функционально-планировочной и

архитектурно-композиционной организации городских пассажей

Развитие системы общих композиционных и структурных принципов, то есть

признаков стиля и объемно-пространственных решений текущего периода

архитектуры пассажей, не прекращается, оно постоянно. Характеристики

внутреннего пространства и конструктивных решений непрерывно совершенствуются

— как для улучшения социального и, в частности, торгового обслуживания, так и

общественного развития в целом. Именно поэтому необходимо представить себе

тенденции развития системы, определить цели и направления совершенствования

архитектурной организации внутренней среды.

В данной главе изложена попытка такого подхода на основе прогрессивных

достижений новейшей практики и моделей поискового проектирования.

3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре

Можно выделить четыре основных направления развития пассажного строительства

на сегодняшний день. Во-первых, это реконструкция уже существующих зданий и

приспособление их к новым требованиям современного общества (условно назовем

это "надземным" освоением); во-вторых, это использования существующих и

разрабатываемых подземных пространств (подземные переходы, системы старых

подземных пространств, разработка до сих пор не использовавшихся или

практически не использовавшихся подземных пространств — здесь может быть

применен термин "подземная урбанистика"); и в-третьих, строительство

недолговременных торговых сооружений-пассажей из легких конструкций (условно

— "временное" строительство). В-четвертых, строительство многофункциональных

комплексов с использованием моллов и атриумных пространств. И хотя количество

объектов, созданных в нашей стране за последнее время именно в данном

направлении, не так велико, проблема все таки достаточно актуальна.

Существуют два основных типа перспективной реконструкции: расширение и

трансформация. Для всех объемно-планировочных структур преобладающим типом

является именно расширение, так как большинство реконструктивных

преобразований в той или иной степени связано с расширением пространств для

растущих потребностей комплекса.

В то же время расширение, как правило, включает элементы трансформации. Оно

осуществляется за счет площадей других сооружений, внешнего городского

пространства, или специально резервированных зон. Перспективное расширение

может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным. Например, в условиях

высокоплотной городской застройки предпочтение отдается вертикальному росту.

Однако, общее снижение этажности торговых сооружений способствует привлечению

посетителей, ликвидации излишних коммуникационных узлов, значительному

упрощению всей структуры сооружения, концентрации основных магнитов только в

уровне земли, и наконец, повышению рентабельности.

Можно выделить несколько реконструктивных приемов:

— дополнение существующей структуры самостоятельными пространственными зонами;

— полное использование внутреннего пространства существующего сооружения под

многофункциональные и торгово-выставочные залы с выносом вспомогательных

помещений в пристроенные части;

— объединение нескольких зданий в единое сооружение с помощью выставок и

пассажных элементов;

— использование в качестве автономных пространственных зон новых подземных

уровней или уровней надстройки существующих зданий.

Соответственно можно дать несколько рекомендаций по этим направлениям:

1. Преодоление монотонности многоэтажной структуры преобразованием ее в

структуру "вертикальных моллов" (рис. 14).

Конструктивно эта реконструкция осуществляется пробивкой в перекрытиях

проемов со смещением их в плане относительно друг друга. Это позволит

посетителю увидеть все выставочные зоны общественных пассажей из входного

узла либо в процессе движения. Появится возможность исключить лишние миграции

посетителей в поисках нужного объекта и снизить плотность их потоков.

Если позволяют габариты залов по высоте, то между образовавшимися проемами в

разных уровнях можно организовать систему смежных перекрытий, то есть

площадок, связанных лестницами с основными уровнями. Перепад высот между

смежными площадками рекомендуется порядка 0,9 м. Это позволит придать

вертикальному моллу черты внешнего порядка, словно привычное измерение улицы.

2. Организация внешних экспозиционных зон (рис. 15).

Использование постоянных и временных экспозиций возможно как внутри здания,

так и вне его. При последующих реконструкциях даже статус таких зон может

изменится: открытый пешеходный путь станет внутренним пассажем, а помещения

первого этажа, утратив наружное ограждение, превратятся в «улицу» — с

опорами, рекламами, витринами и т.д. Поэтому архитектурное решение подобных

зон должно обладать достаточной универсальностью и структурной

независимостью. Предпочтительно использование крупного каркаса, полностью

остекленного наружного ограждения (витрин), обширные консоли навесающих

верхних этажей.

При этом, что является существенным обстоятельством для нормализации торговой

деятельности, показ товара в экспозиционной зоне должен носить не

декоративный характер, а как можно полнее отражать реальный ассортимент.

3. Организация специализированного пассажа в многофункциональных комплексах

(рис. 16).

Переоборудование части обычных торгово-пешеходных пространств в

специализированные связано с появлением в структуре, например, торгового

центра достаточного количества специализированных магазинов, отделов, услуг,

как правило, более высокого качества и дорогостоящих.

Соответственно этому возникает более эффективная и качественная архитектура

связывающего их молла, специальное озеленение, искусственный климат. Все это

в большой мере способствует привлекательности общественного центра, росту его

популярности, повышению эффективности той или иной общественной сферы

деятельности.

Специализированный пассаж должен быть самым коротким из всех имеющихся в

комплексе, но при этом связывать наиболее важные объекты притяжения или

магниты. Конфигурация трассы, ее габариты могут быть разнообразными, но

ширина транзитной части пешеходного пассажа рекомендуема не более 6–9 метров,

исходя из оптимальных условий видимости противоположных витрин. Важнейшее

значение имеет внедрение специализированного пассажа в общую структуру

коммуникаций. Возможны два основных варианта раскрытие этого пространства в

зависимости от длинны пассажа и его конфигурации:

— с самого начала открыть весь вид молла с целью сильного одновременного

впечатления;

— показать пространство молла постепенно, используя чувство предвосхищения у

зрителя и постижения порядка шаг за шагом.

Многоуровневые специализированные пассажа требуют особой разработки

вертикальных коммуникаций: эскалаторов, лифтов, лестниц, а также большое

внимание должно уделяться связям различных уровней с помощью террас,

пандусов, легких мостиков, галерей и т.п.

Необходимо отметить, что элементы объемно-планировочной структуры различаются

по устойчивости во времени и по-разному поддаются реконструкции. Наибольшей

устойчивостью обладает коммуникационный каркас (общественно-пешеходная зона),

наименьшей — торговые залы и вспомогательные помещения. Ресурсы

перспективного развития будут усилены, если все заполняющие и ограждающие

элементы этой зоны будут поддаваться оперативному демонтажу, чтобы проводить

реконструкцию с наименьшими затратами.

Моделирование структуры города выводит пассаж из типа самостоятельного

здания и предполагает его дальнейшее развитие как элемента сложной структуры, в

состав которой помимо основной, транзитной зоны коммуникационного остова

начинают входить и "конечные" зоны, что позволяет увеличить многообразие

комплекса в целом, так как по сравнению с пассажем, связанные с ним залы

обладают большей замкнутостью пространственной структуры по отношению к

транзитной части, большей глубиной помещений относительно пешеходного молла,

большей индивидуальностью и вариантабельностью архитектурно-пространственного

решения.

Можно сказать, что чем насыщенней становится общественная жизнь в городе, тем

более усложняется не только структура пассажа, но там выше становится

концентрация и интенсивность социальных функций как в целом городе, так и

непосредственно в торговых и общественных центрах, тем активней возникают

многофункциональные пассажи с их транзитными и "конечными" зонами, тем больше

возрастает их плотность и актуальность для современного развития не только

общественных зданий, но и вопросов градостроительства в целом.

Таким образом можно говорить о потенциале появления общегородских пассажей в

структуре переуплотненной городской ткани. К тому же развитие подземной

урбанизации предопределяет возникновение пространственной решетки пассажей,

связанных в единую систему полифункционального взаимодействия населения и

сферы услуг.

3.2. Основные архитектурно-композиционные приемы

Применение пульсирующего разреза пассажа (рис. 17), то есть

ритмичное изменение его габаритов на отдельных участках пути — один из

композиционных приемов, позволяющих преодолеть монотонность протяженного молла.

Эти колебания могут быть различными по величине, иногда они сочетаются с

изменениями трассировки молла или прерывностью, например в атриумах, внутренних

площадях, пересечениях с другими моллами;

Вертикальное развитие молла, когда усложняется внутреннее решение

пространства за счет сочетания площадок на разных уровнях, лестниц,

эскалаторов, многосветных пространств и т.д. Возможны, например, решения

верхних уровней с использованием висячих садов.

Масштабное моделирование пространственных зон. Проблема масштаба — одна

из важнейших при проектировании пассажа. Архитектурная практика, по мнению

многих критиков, полна негативных примеров использования одних и тех же

объемно-планировочных моделей для крупных и малых объектов. Крупные пассажа не

могут быть механическим увеличением малых.

Интеграция молла с дополнительными резервными зонами особенно часто может

быть замечена в тех проектах, где формирование целого торгового центра или

самостоятельного пассажа происходит на базе вновь возрождаемых зданий или даже

целых кварталов. Основное композиционное противоречие здесь заключено в

противопоставлении: старая оболочка — новая технология. Наибольший успех имеют

решения, основанные на контрастном сопоставлении этих двух факторов, при

композиционном доминировании первого.

Акцентирование первоначальной структуры (рис 18), как это было

предложено в проекте реконструкции Китай-города, где существующая

архитектурно-пространственная структура обладает характерными именно для нею

особенностями. Это наличие дворовых пространств с развитыми уличными фасадами и

проулками и улочками типа открытых пассажей. То есть наличие только главных

фасадов и отсутствие дворовых как таковых естественно наталкивает на решение

развития как единой пространственно-пешеходной структуры с использованием всей

территории в связевых, рекреационных и обслуживающих целях с созданием самого

высокого уровня благоустройства.

Моделирование «внешнего городского ландшафта» (рис 19)

подразумевает под собой использование элементов, делающих весьма условной

границу между внутренним и внешним. Например, многочисленные формы, имитирующие

фасады улиц, какие-то исторические архитектурные цитаты и т.д.

3.3. Социально-экономическая эффективность предлагаемых решений

Как показывает практика, в отношении уникальных общегородских объектов, одним

из которых являются крупные торговые пассажи, экономика в проектировании не

столько должна заведомо регулировать пространственное формообразование,

сколько быть следствием исходных концепций самого архитектурного творчества.

Такой подход позволяет несколько шире оценивать эффективность значительных

капиталовложений, связанных с теми или иными принципами организации

внутреннего пространства.

Однако, прежде всего необходимо коснуться вопросов социальной эффективности

новых композиционных решений, так как здесь достигается не только социальный, но

и экономический эффект.

В связи со стремительным ростом потребностей городского населения в комфорте,

изменениями эстетических критериев и всем ходом развития современной

общественной жизни необходимы такие решения, которые бы обеспечивали

целостную структуру и согласованную внутреннюю среду, отвечающую физическим и

эмоциональным потребностям. Таким образом, основные задачи социально-

эффективной организации пассажа не сводятся к комплексности обслуживания и

сокращению времени на покупки и получение услуг.

Важнейшее значение приобретают: качество обслуживания, воспитание у

посетителей определенных навыков поведения и формирование самой культуры

потребления; развитие вкусов и активности восприятия, стиль, художественное

разнообразие; и т.п.

С внедрением новых концепций изменяется и сугубо прагматическая сторона дела

— торговля, которая наряду с реализацией товаров формирует и изучает

покупательский спрос, демонстрирует перспективные виды товаров, дает

рекламную информацию. Разумеется, все эти аспекты социальной эффективности

актуальны только в том случае, когда выполняется условие: бесконечному

разнообразию стереотипов поведения людей соответствует бесконечное

разнообразие общественно-торговой среды, не говоря уже о разнообразии

социальных услуг. Таким образом, основными перспективными критериями будут

возможности широкого выбора:

— деятельности;

— параметров этой деятельности.

Пассаж, особенно в составе многофункционального комплекса, представляет собой

модель города, то есть помимо торговых функций, на первое место выходят не

только рекреационные, но и эстетико-образовательные, появляются новые виды

взаимосвязи городского населения и посетителей пассажа (рис. 20). Являя

собой отражение города, пассаж должен теперь включать в себя и такие области

деятельности человеческого социума как изобразительное искусство (экспозиция),

элементы театра (зрительные залы небольшой вместимости, открытые сцены),

историко-музейные экспозиции; отражать структуру развития города, например, не

просто использовать подземное пространство в процессе урбанизации среды

обитания человека, а также служить источником информации (музей археологии в

комплексе на Манежной площади); и многое другое.

Получается, что окончательная оценка социальной эффективности решения

невозможно исключительно количественными факторами, она представляет собой в

основном явление описательного характера.

Рассмотрим данные сопоставления характеристик различных архитектурно-

пространственных решений:

1. Внедрение специализированных пассажей, в частности, в крупных торговых

центрах повышает эффективность торговли последних в среднем на 20–33%, при

этом расходы на эксплуатацию снижаются на 6%. Наибольшей популярностью

пользуются следующие виды специализации: женское готовое платье, парфюмерия,

подарки, ресторан со спиртным; наиболее эффективная для специализированного

пассажа длинна — в среднем на 13% меньше обычного в том же центре.

2. Использование такого приема, как моделирование «внешнего городского

ландшафта», в случае открытого молла в среднем почти вдвое увеличивает приток

посетителей — пешеходов, и как результат, увеличение торгового оборота молла

на 20–26%, всего центра на 9–11%. Для крытого молла эти показатели

соответственно: до 24% и до 16%.

3. Вертикальное развитие пассажа, сохраняя общее соотношение площадей, то

есть в среднем 10–15% на молл и атриумы от всей площади торгового центра,

позволяет в четыре и более раза увеличить приток посетителей в верхние уровни

по сравнению с обычным многоуровневым решением. Эффективность торговли выше

на 21–40%, затраты на возведение также выше, приблизительно на 9–14%, но

окупаемость всех капиталовложений в строительство в среднем вдвое быстрее.

4. По данным опросов, посещение торгового пассажа, предлагающего огромное

разнообразие видов общественной деятельности и услуг, рассматриваются более

чем 22% населения города (где расположен пассаж) как форма активного отдыха и

развлечений. В зарубежных социологических исследованиях отмечается, что

больше всего шансов на успех имеют пассажи в городах с большим числом

работающих в деловой части центр города и университетских — то есть в местах,

обладающих потенциальным резервом пешеходного движения и устойчивыми

культурными традициями.

Вопросы экономической эффективности новых принципов архитектурной

организации пассажей опираются на более конкретную методическую базу для

сравнения вариантов. В частности, к основным факторам эффективности

капиталовложений в строительство относятся: интенсивность использования

городских территорий и рациональность организации

функционально-пространственной структуры.

Интенсификация использования территории центра определяется плотностью

коммуникаций и плотностью посещений (рис. 21). Это резерв для повышения

потребительской мощности основных предприятий, экономическая эффективность

эксплуатации которых оценивается как чистым годовым доходом, так и затратами

времени в сфере обслуживания. Данные сопоставления их с моделями общественных

центров без использования моллов свидетельствуют о весьма значительной

эффективности решений таких центров как многофункциональных пассажей.

Интенсификация использования территории пассажа приводит к значительному

сокращению сроков окупаемости капиталовложений в строительство:

приблизительно в 1,4–2,3 раза в зависимости от величины города и классности

пассажа, а многоуровневые композиции повышают индекс компактности до 0,7–1,7;

экономия территории — 9–17% и т.д.

Данные оптимизации посещаемости различных функционально-пространственных зон

пассажа в течении дня (сравнение пассажей с моделями торговых центров без

моллов), свидетельствуют о существенной эффективности новых принципов

организации.

Необходимо особо подчеркнуть эффективность такого приема, как интеграция пассажа

с дополнительными резервными зонами, отличающегося очень высокой степенью

планировочной и композиционно-пространственной гибкости, минимальными затратами

времени и средств на перспективные изменения (рис. 22).

Очевидно, что архитектурно-композиционные приемы организации внутренней среды

пассажа обладают гораздо более высокими показателями социально-экономической

эффективности по сравнению с торговыми центрами стандартных моделей, что

доказывает целесообразность их активного внедрения в отечественную практику.

Выводы по главе 3

Характеристики внутренних пространств многофункциональных пассажей постоянно

совершенствуются для улучшения как торгового обслуживания, так и для

общественного развития в целом. Развитие общих композиционных принципов их

организации также непрерывно. Поэтому для эффективной работы пассажа в

течении длительного времени в проекте должны быть определены цели и

направления функционального и композиционного совершенствования в

перспективе.

1. Перспективное развитие связано с определением двух условий: характера

развития и ресурсов развития. Архитектурное решение зон, выделенных в

качестве ресурсов развития должно отличаться предельной универсальностью и

структурной независимостью.

2. Совершенствование объемно-планировочной структуры предлагается по

следующим направлениям:

— преодоление монотонности многоэтажной (вертикальный молл);

— формирование экспозиционных и информативных зон вблизи основных входов;

— организация многофункциональных залов в дополнение к транзитным зонам;

— выделение специализированных торговых моллов;

— моделирование структуры города (усложнение структурной решетки,

взаимоствязь между отдельными пассажами).

3. Значительно большую социально-экономическую эффективность дают следующие

приемы:

— интеграция пассажа с дополнительными резервными зонами;

— применение «пульсирующего» разреза молла;

— масштабное моделирование пространственных зон;

— моделирование внешнего городского ландшафта;

— вертикальное развитие пассажа;

— акцентирование первоначальной конструкции.

4. Развитие многофункциональности, обусловленное появлением новых видов

взаимосвязей, требует усложнение общей структуры объекта, увеличение

количественного показателя элементов и усиление связующей функции

непосредственно пассажа.

5. Из всех элементов объемно-пространственной структуры наибольшей

конструктивной устойчивостью во времени обладает коммуникационный каркас

(общественно-пешеходный молл). Он передает основную художественную идею

композиции внутреннего пространства и в значительной степени определяет

социальную и экономическую эффективность пассажа или целого торгового

комплекса.

Заключение

Современный этап развития теории и практики проектирования пассажей

характеризуется расширением круга рассматриваемых вопросов включением

специальных исследований с позиции эстетики и теории архитектуры, психологии

восприятия и экономической эффективности как конечного результата. Даже

отдельные сведения и факты из этих работ, включенные в настоящее

исследование, показывают широту современных направлений изучения

архитектурной организации пассажей.

В научной литературе достаточно подробно освещены проблемы объемно-

пространственного построения пассажей. Что касается вопросов композиционно-

художественного содержания их архитектуры, то эти аспекты, наряду с вопросами

экономического эффекта, как следствия психологического восприятия, менее

разработаны, хотя именно от них во много зависит возможность дальнейшего

совершенствования этого типа зданий.

В этом контексте особое значение приобретает анализ тенденций в архитектуре

внутренних пространств общественных сооружений, появившихся в практике

проектирования за последние двадцать лет.

В развитии пассажей во всем мире стали заметны ряд идей и принципов,

существенно повлиявших на изменение установок и отход от традиционных

моделей, которые были выработаны за предыдущие десятилетия. Это стало отчасти

следствием некоторых тенденций развития торгового обслуживания населения,

которые остаются в силе и сегодня. Основные из них следующие:

— усиление рекреационного подхода к пассажу и увеличение доли неторговых

функций в его составе;

— доминирование крытого центрального общественного пространства;

— использование подземного пространства не только в обслуживающих,

вспомогательных или транспортных целях;

— усиление урбанистического подхода к пассажу, рост внимания к внешним

городским пространствам, окружающей застройке и подземному освоению.

Эти принципы стали закономерным результатом современного развития архитектуры

в целом, и прежде всего, утверждения концепции целостности города: здание и

город понимаются как различные состояния одного и того же архитектурного

пространства интерьерного качества. Чем насыщенней становится общественная

жизнь в городе, тем более усложняется не только структура пассажа, но там

выше становится концентрация и интенсивность социальных функций как в целом

городе, так и непосредственно в торговых и общественных центрах, тем больше

возрастает их плотность и актуальность для современного развития не только

общественных зданий, но и вопросов градостроительства в целом. Таким образом

можно говорить о потенциале появления общегородских пассажей в структуре

переуплотненной городской ткани. К тому же развитие подземной урбанизации

предопределяет возникновение пространственной решетки пассажей, связанных в

единую систему полифункционального взаимодействия населения и сферы услуг.

Вопросы социо-культурного и эмоционально-эстетического содержания архитектуры

пассажей непосредственно связаны с композиционными проблемами формирования

внутреннего пространства. Можно выделить следующие закономерности:

1. Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением

двух условий: пространственной целостности пешеходной зоны (коммуникационного

остова) и вариабельности пространственных структур составляющих предприятий

(функциональной ткани) на основе гибкой планировки и универсальных

конструктивных решений. Усложнение и увеличение неторговых функций пассажа

накладывает жесткий отпечаток не подход к объемно-пространственным и

архитектурно-композиционным решениям.

2. Пространственное разнообразие внутренней среды пассажа, то есть иерархия

пространственных зон и фрагментов, основано на принципе визуальной

прерывности по направлениям движения посетителей.

3. Внутреннее пространство интегрированного многофункционального пассажа —

это часть единой городской среды, представляющей собой ансамбль. Однако,

развитие связей между внутренними и внешними пространствами не должно

нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной

зоне характером деятельности и условиями восприятия.

Для совершенствования объемно-планировочной структуры традиционных моделей

предлагаются следующие основные направления:

— преодоление монотонности (вертикальные моллы);

— формирование информационных и экспозиционных зон вблизи основных входов в

пассаж;

— организация залов различного функционального назначения в дополнение к

транзитным зонам;

— выделение специализированных торговых моллов;

— организация и использование в качестве магнитов "зеленых театров", музейно-

выставочные помещения и т.д.;

— более полное использование подземных пространств.

Среди элементов объемно-планировочной структуры наибольшей конструктивной

устойчивостью во времени обладает коммуникационный каркас, то есть

общественно-пешеходные пространства. Он передает основную художественную идею

композиции внутреннего пространства и в значительной степени определяет

социальную эффективность объекта в целом:

— увеличение темпов информации и обслуживания, повышение комфорта и

комплексности контактов с населением города, сокращение времени на

приобретение покупок и получение услуг;

— воспитание навыков поведения и культуры потребления;

— пропаганда определенного стиля и образа жизни.

Принципиальные приемы, предлагаемые в настоящей работе, разумеется, не

исчерпывают всего многообразия возможностей современной практики, — это лишь

некоторые из наиболее характерных направлений развития пассажа как типа:

— моделирование внешнего городского ландшафта;

— совмещение смысловых рядов общественно-пешеходного пространства;

— интеграция пассажа с дополнительными резервными зонами;

— применение «пульсирующего» разреза молла;

— вертикальное развитие;

— акцентирование уникальных первоначальных конструкций;

— включение пассажных и атриумных помещений в структуру многофункциональных

комплексов;

— развитие подземного строительства.

Результатом работы стали научные и практические выводы и предложения,

призванные влиять на проектирование и строительство пассажей и

многофункциональных деловых комплексов.

1. Рассмотрена динамика развития архитектурных объектов, являющихся

предшественниками пассажей в многофункциональных деловых комплексах как

градостроительных, так и в объемно-пространственных аспектах. При этом

выделены этапы, каждый из которых представляет собой результат

совершенствования материально-пространственной среды и удовлетворения

постоянно растущих потребностей и запросов общества. Их последовательное

рассмотрение позволило определить закономерности, по которым складывались и

постепенно развивались приемы объединения обслуживающих, рекреационных и др.

функций в едином организме.

2. Выявлены основные приемы формирования пассажей в многофункциональных

деловых комплексах, включая их размещение в городе, построение структуры, и

создания архитектурно-художественного облика, которые могут быть

рекомендованы к использованию при проектировании пассажей многофункциональных

деловых комплексов.

3. Изучены аспекты проектирования пассажей, которые связаны со спецификой

выбора состава входящих в них компонентов, способами создания среды и

экономической эффективностью строительства. Найденные при этом закономерности

помогают в выборе наиболее перспективных архитектурных решений.

4. Установлены способы определения площадей компонентов, входящих в состав

торговой, офисной частей многофункциональных деловых комплексов, с учетом

этого выявлены приоритеты архитектуры пассажей, особенно важные при

составлении заданий на проектирование и определении стратегии формирования

изучаемых объектов.

5. Найдены архитектурные решения расположения пассажей в многофункциональных

деловых комплексах, в которых определены взаимосвязи развлекательной и

торговой частей, а так же возможно жилой и офисной, организация общественных

помещений, жилой части и разработан широкий типологический состав в объеме

одного здания.

6. Предложена технологическая схема структуры и объемно-пространственная

модель расположения пассажей многофункциональных деловых комплексов, состав

общественных помещений и их архитектурно-планировочная организация различных

пространственных объемов.

7. Использование данных в работе предложений и рекомендаций позволяет

определить решения пассажей и многофункциональных деловых комплексов в целом,

выделить в нем место для торговли, рекреационных функций и детально

разработать его.

В заключении необходимо отметить следующее: во-первых, характеристики

внутреннего пространства пассажей непрерывно совершенствуются как для

улучшения общественного многофункционального взаимодействия с населением, так

и общественного развития в целом; во-вторых, композиционно-смысловая

структура этого пространства как части средового окружения человека пока

недостаточно изучена. Поэтому для совершенствования проектирования нужна

дальнейшая разработка ряда взаимосвязанных факторов: характер торговой

деятельности как городской традиции, эмоциональные требования к

воспринимаемому пространству, экономические и психологические факторы,

влияющие на поведение человека, специфика функциональной нагрузки, причины и

принципы развития структурной сетки самих пассажей, их роль и место в

городской ткани и т.д.

Представленная в настоящем исследовании система общих композиционных

принципов, складывающаяся на основе обобщения прогрессивных достижений

современной практики, несомненно, заслуживает большого внимания, так как

объективно, наряду с другими факторами, она является руководством к действию

архитектора. Анализ, освоение и развитие наиболее важных композиционных

закономерностей и связей, наиболее интересных приемов и принципов творческого

опыта, его тенденций, могут быть весьма полезны для совершенствования

проектирования пассажей в нашей стране.

Библиография

1. Агапкин В. Программа "Новый город".//Строительство и строительная

индустрия. М., 1996. № 3, с. 19. (инвестиционные проекты для создания в

Москве сети торговых зданий);

2. Антошвили М.Е. и др. Оптимизация размещения городских центров культурно-

бытового обслуживания. Учебное пособие. М., 1983. МАРХИ;

3. Антошвили М.Е. и др. Оптимизация функционального зонирования. М., 1986.

МАРХИ;

4. Арбат. 16 ракурсов одной улицы.//Архитектура СССР. 1986. № 4;

5. Архитектурное проектирование общественных зданий. М., Стойиздат, 1985;

6. Барановская И.Н. Не здание, а квартал.//Строительство и архитектура

Ленинграда., 1986. № 1;

7. Беддингтон Н. Строительство торговых центров. Пер. с англ. ред. И.

Федосеева. М., Стойиздат, 1986;

8. Безродный И.П. Опыт организации пешеходных зон в городах УССР. М., МГЦТИ,

1988. Экспресс информация. вып. 5;

9. Бобков И. Город и магазины.//Строительство и архитектура., М., 1982, № 4.

С. 18–19;

10. Богданов И.А. Гостиный двор.//Ленинградская панорама., 1984. № 4с. 32–34;

11. В старых кварталах новая жизнь.//А.С.Д. М., 1997, № 1, с. 6–9. (планы

реконструкции и застройки центра мастерскими Моспроекта–2);

12. Васильев Н.Г. Композиционные приемы формирования архитектуры торговых

зданий в исторически сложившейся среде. XXXVIII научная конференция. Казань,

1984;

13. Васиольева И.П. Размещение предприятий торгового обслуживания в подземном

пространстве. М., ЦНТ по гражданскому строительству и архитектуре. 1972;

14. ВСН 2–85. Ведомственные строительные нормы. М., 1986;

15. Великорецкий О. Торговые комплексы.//Архитектура. прилож. к строительной

газете, 1975, III. № 5. С. 2–3. Новые работы ин-та Гипроторг;

16. Великорецкий О. Торговый центр "Гулистан" в Ашхабаде. //Архитектура

СССР., 1984, № 4. С. 62–67;

17. Викторова Т. Стеклянные фасады.//Строительная газета. 1997, № 36. с. 17;

18. Высоковский А.А., Привалов И.Т. Формирование комплексов общественных

центров. М., 1982;

19. Гаврилина А.А. Алабян Л.Н. Многофункциональный общественный центр в жилой

застройке.//Жил. строительство, 1982, № 11;

20. Гаврилина А.А. Особенности пространственного проектирования

многофункциональных комплексов массового строительства. М., 1981;

21. Гарамов Ю.М., Урбах А.И. Планировочная организация торговой и складской

зон крытого рынка. Матер. н. конф. МАИ, М., 1976;

22. Гарамов Ю.М. Предприятия торгово-бытового обслуживания. Сб. н. тр.

Ташкент. полит. ин-та, Ташкент, 1989, с. 16–19;

23. Гиговская Н. О творчестве Марио Ботта.//Арх. вестник. 1997, № 2. С. 61–65;

24. Глушкова В.Г., Жолков А.О. Реализация планов соц.-эконом. Развития и

градостроительного совершенствования крупных городов. М., МГЦНТИ, 1986.

Обзор. Информация, вып. 6;

25. Гнедовский Ю., Кулага В., Федосеева М., Общественный центр ЭЖК в

г.Горьком. Вып. матер II-й науч. конф. СССР/ДР. М., 1980. с. 41. ЦНИИЭП;

26. Гослинг Д., Мэйтленд Б. Проектирование торговых комплексов. Пер. с англ.

ред. Федосеевой И.Р. М., Стройиздат, 1979;

27. Грюн В., Смит Л. Торговые центры США. Планировка торговых центров. Пер. с

англ. ред. Урбах А.И., М., Стройиздат, 1966;

28. Гулликсен, Кайрамо, Вормала. Пристройка к магазину. Sbockmanu'. В

Хельсинки./Проект Россия. 1996, № 2. С. 8–9. Новое стр-во, вписанное в

застройку XIXв.;

29. Гутнов А. Города и люди. М., "Ладья", 1993;

30. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры./Лицо города./М., Молодая гвардия,

1990;

31. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование

торговых предприятий. М., 1995. Учебник;

32. Дубынин Н.В. Эволюция развития архитектуры многофункциональных комплексов

в России.// Жил. строительство. Начало 1996 № 4, № 6, № 10, 1997 № 2;

33. Жемчужникова Н.И. Проблема использования историко-архитектурного наследия

больших городов. М., МГЦНТИ, 1986, вып. 11;

34. Журнал "Зодчество мира", М., 1997. № 1=дракон-центр. с. 12–13; дизайн-

центр. с. 6–7; концертный зал. С. 10–11. И т.д. (13–15; 26–27);

35. И овцы целы... К итогам конкурса на торгово-деловой центр в Столешниковом

переулке.//Арх. вестник, 1997, № 3. с. 50–53;

36. Иконников А.В. Город — реконструкция как формула бытия.// Арх. вестник,

1997. № 1. С. 11;

37. Иконников А.В. Улица для пешеходов.// Декоративное искусство, 1984, № 9;

38. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., Стройиздат, 1986;

39.Иллюстрированный каталог проектов открытого конкурса на разработку

проектных предложений торговых центров жил. зон городов. М., 1981;

40. Ильиницкий В.Л. Развитие архитектурыы МНФЖК.// Жил. строительство, 1993,

№ 2 с. 14–16. — МНФК с максимальным включением торговых предприятий;

41. Козлов М.В., Косицкий Я.В. Торговая зона как полифункциональное

пространство. ВКН: вопросы теории и практики архитектуры и градостроит.

Межвузовск. СБ. МАРХИ, М., 1980. вып. 35. с. 55;

42. Козлова Ю.В. Пассаж обновляется.//Механизация строительства, 1989, № 11;

43. Круглов Ю.В. Экономические характеристики территории города — основа его

планировки. Известия вузов. Строительство, М., 1997, № 6. с. 129–131;

44. Кузьмин А.В. Архитектура и город.//Пром. и гражд. стр-во, 1997, № 4;

45. Культурно-торговый центр "Форум" в Братиславе. Чехословакия.//Архитектура

и общество, 1987, с. 76–77;

46. Кулаги В.Л., Курышев В.Г. Общественные центры в сложившейся жилой

застройке. М., Стройиздат, 1981;

47. Лабудин Б.В. и др. Шатровые покрытия торговых павильонов.//Жил.

строительство, 1992, № 5, с. 17–18. илл., табл.;

48. Лежава И.Г., Смоляров И.М. Проблемы архитектуры и градостроительства.

Известия вузов. Строительство. М., 1996, № 9, с. 8–11;

49. Лелина В.И. Тенденция формирования торг.-обществ. комплексов в городах

севера. Арх. и градо. Межвуз. сб. н. тр. ЛИСИ. М., 1990, с. 75–79. Анализ

исторических форм торговли;

50. Либерман С.Ю. Организация пешеходных зон в больших городах. М., МГЦНТИ,

1982. Экспесс информ. вып. 3;

51. Лин М.Т. Современный подход к проектированию торговых центров в

Великобритании. М., 1984. Экспресс информ. ЦНТИ г.г.строя. вып. 12;

52.Лин. М.Т. Современные торговые пассажи за рубежом. М., 1984. Экспресс

информ. ЦНТИ госгражданстроя. вып. 12;

53. Лошаков И., Бреус А. Дворцы торговли вчера, сегодня,

завтра.//Архитектура. прилож. к строительной газете, 1987, № 1, с. 4–5. О

формировании нового типа предприятий — торговых выставок.

54. Лошаков И.И. Теория архитектуры и градостроительства. (психология

восприятия архитектурных объектов) Киев, 1988;

55. Макаревич Г.В. Москва вчера, сегодня, завтра: заметки о генеральном

плане.//Пром. и гражд. строительство, 1997, № 5, с. 18–20;

56. Макоитенко В.А. Конкурсный проект светопрозрачного покрытия старого

Гостиного двора.//Пром. и гражд. строительство, 1997, № 4, с. 42 Пром. и

гражд. строительство43. № 2, с. 68–73;

57. Максимов В.П. Итоги международного конкурса.//Арх. вестник, 1996, № 3, с.

56–59;

58. Максимов В.П. Климат и архитектура торговых центров.//Жил. стр-во, 1990,

№ 3, с. 17–18;

59. Малышков В. Реконструкция как способ преуспеть.//Моя Москва, 1996, № 1

(32, с. 10) О реконструкции торговых предприятий столицы.;

60. Маркявичене Ю. Острова комфорта (пешеходная улица) — путь, по которому

город идет к человеку.// архитектура, 1983, № 11;

61. Матвеенко А.И. Эволюция торговых центров США и современные тенденции их

развития. Материалы XXX конф. МАИ. М., 1976, с. 103–104;

62. Мейтленд Б. Пешеходные торгово-общественные торговые центры и

пространства. Ред. Федосеева. Пер. с англ. М., Стройиздат, 1989;

63. Мирошкин А., Земцов Ю. Пассаж в новой роли.// Арх. СССР, 1977, № 7, с.

54–56;

64. Митрин П. Век ГУМа и век гуманизма.// Архитектура, 1993, № 1–2, с. 13;

65. Михайловский Е.В. Историческая городская среда и ее

использование./Памятники архитектуры в структуре городов. М., Стройиздат,

1978;

66. Многофункциональные здания и комплексы. МГСН. 04/04/94. Утв.

правительством Москвы;

67. Многофункциональные комплексы и сооружения. (обзор) М., 1973. ЦНТИ по

гражд. стр-ву и архитектуре. Сост. А.В. Боков;

68. Моисеева С.Б. Объекты обслуживания в разных градостроительных условиях.

Стр. и арх. София. Жил.-град. стр-во. Обзорная информация ВНИИНТПИ, 1997,

вып. I, с. 44;

69. Морозов А.Ф. Специализированные торговые комплексы. Сб. н. тр. ЦНИИЭП

жилища, М., 1988, с. 13–17;

70. Мудров Л.В. Планировочные условия размещения крупных торговых центров.

ВКН. Проблемы формирования и развития общественных центров городов. Сб. н.

трудов ЦНИИ градостроительства, ХА., 1978, с. 44–52;

71. Муска В.В. К вопросу архитектуры торгово-выставочных зданий. ВКН:

строительство и архитектура. Респ. межвед. н.-т. сб., вып. 14. Киев

"Будiвельник", 1978, с. 44–47;

72. Никитин В.Д. "Супермаркет". Фантазия или реальность?// Стр. и арх.

Белоруссии, 1990, № 1, с. 6–11;

73. Никифоров Л. Обновление торгово-жилых улиц и кварталов в центрах городов

Болгарии.//архитектура СССР, 1982, № 4;

74. Новые общественные комплексы Парижа. Каламыкова В.Н. в сборнике:

Некоторые проблемы современной архитектуры. М., 1985;

75. Остин Т. (Austin) Проектирование и строительства общественно-выставочных

комплексов в США.// Стр-во в США, 1992, 2, с. 11–13;

76. Паскевич Ю. Быть ли киевскому дефансу? Киев, 1997, № 1, с. 8–9.

Радикальные градостроительные решения по важнейшим зонам реконструкции Киева;

77. Пелова Ц., Вулов Я. Пасажите в Големите градово.// Болгарск. Архитектура,

1984, № 9, с. 22–25;

78. Порени И. Город, человек, окружающая среда. Проблемы рекреации в

градостроительстве., 1981, изд. АН Венгрии;

79. Пискаленко Б.Ю. Пешеходные зоны в центрах городов ГДР.//Строительство и

архитектура, 1984, № 7;

80. Полуприватное и полуобщественное пространство.// Арх. и стр-во России,

1997, № 1, с. 11–16. Принципы проектирования общественных зданий, особенно

торговых;

81. Портнов Б.А. Расчет и размещение торгово-бытовых учреждений повседневного

пользования в центральных райнах городов. М., 1986. Экспресс информация

МГЦНТИ вып. 1;

82. Посохин Н. Арбатский бульвар как отправная точка градостроительных

преобразований.// Архитектурный вестник, 1996, № 6, с. 15–18;

83. Постнов В., Чисилихин Е. Торговый комплекс "Тиас".//Арх. вестник, 1997, №

1, с. 24–28;

84. Предтенский В.М., Малинский А.И. Проектирование зданий с учетом движения

людских потоков. М.,1984;

85. Прогнозирование и моделирование в градостроительстве. Сборник ЦНИИП

градостроительства. М., 1984;

86. Пронин Е.С. Планировочные особенности пешеходных зон в городах ФРГ. М.,

1987. (экспресс информация МГЦНТИ, вып. 4/1);

87. Пронин Е.С. Формирование городских центров. М., Стройиздат, 1983;

88. Рапопорт Е.М. Пассаж по спирали.//Стр-во и архитектура Ленинграда, 1979,

№ 9, с. 30–39;

89. Ревзин Г. Молчащий постмодернизма.//Проект Россия, 1996, № 4, с. 33–39.

Анализ стилистических особенностей архитектуры общественных зданий;

90. Розенблюм Е., Суетин С. Пешеходная Дерибасовская в Одессе.// Архитектура

СССР, 19844, № 1;

91. Розпутний М.А. Уникальный торговый комплекс в Киеве.//Строительство и

архитектура, 1972, № 9, с. 20–22. (Обзорно-простр. колап. Республиканского

дома оптово-розничной торговли);

92. Савченко В.В., Муска В. Комплексный подход к решению торговво-выставочных

зданий.//Стр-во и архитектура, 1977, № 9, с. 18–20;

93. Саксон Р. Атриумные здание. М., Самиздат, 1987;

94. Скокан А.А. Плохое время для хорошей архитектуры.//Архитектура и стр-во

Москвы, 1996, № 6, с. 6–9. Оценка практики застройки и реконструкции

исторического ценра Москвы;

95. Скураковский Г.М. Многофункциональная пропорциональная система.

Новосибирск, изд. СГАПС, 1996;

96. Смоляр И.М. Московский мегаполис: проблема развития.//Архитектура и

строительство Москвы, 1996, № 6, с. 27–31. Формирование московского

мегаполиса, количественные показатели, соц. условия, концепция развития;

97. Современные методики функционально-пространственной организации крупных

торговых центров. — Токмаджян Л.Г. Тез. Док. XI н. практ. конф. по теме: Роль

научных исследований в практике градостроительного проектирования ЦНИИЭП

градостр. М., 1980, с. 61–62;

98. Cоколов Л.И. Функциональная и архитектурно-пространственная структура

центров городов. Градостроительные проблемы формирования центров малых и

средних городов. М., ЦНИИП градостроительства, 1979;

99. Ставничий Ю.А., Бойченко А.А. Организация пешеходного движения в

городах.//Жилищное строительство, 1981, № 5;

100. Столяренко С.Н. Торговые ряды в городе Арзамасе. Матер. докл. н. конф.

Н. Новгород, 1995, с. 254–264;

101. Тареев В.М. Новые пассажи в старых домах.//Ленинградская панорама, 1986,

№ 2, с. 23–25;

102. Тенденции развития объемно-планировочной структуры торгово-выставочных

комплексов. (Лакаков, Зилаина — Киев, 1984. Рукопись депонирован. в ЦНТИ

гражданстроя, № 262);

103. Торгово-общественные центры: иллюстрированный каталог индивидуальных

проектов. Центр. н. и. проектн. ин-т комплекс. реконстр. исторических

городов. М., 1988, 1991;

104. Торговые здания в городских зонах высокой интенсивности функционального

использования./Лошаков И.И. Стр-во и арх. Республ. межед. н.-тех. Сб./Киев,

ЗНИИЭП. Киев, 1989, вып. 25, с. 53–58;

105. Торговые центры в планах русских городов второй половины XVIII–нач.XIX

в. Максимов А.А. ВКН: памятники рус. Арх. и монумент искусства. М., Наука,

1980, с. 126–139. Сб. статей ВНИИ искусстввознания;

106. Урбах А.И., Лин М.Т. Архитектура городских пешеходных пространств. М.,

Стройиздат, 1990;

107. Урбах А.И., Матвеенко А. В несколько ярусов.// Стр-во и архитектура

Москвы, 1986, № 6;

108. Урбах А.И., Лин М.Т., Возрождение пассажа.//Архитектура прил. к стр.

газете, 1984, ; 14, с. 4–5;

109. Урбах А.И. Многоярусные общественные торговые центры. Сост. Урбах А.И.,

Урбах Л.А., 1973;

110. Урбах А.И. и др. Малые и средние города Подмосковья: пути

совершенствования торгового обслуживания.//Арх. и стр-во подмосковья, 1984, №

1, с. 12–14;

111. Урбах А.И. Общественно-торговые центры. М., ЦНТИ по стр. и арх., 1972

112. Урбах А.И. Проблемы формирования новых типов торговых зданий и

комплексов. М., 1973;

113. Урбах А.И. Торговые здания и комплексы. М., Стройиздат, 1974;

114. Урбах А.И., Кириенко Н.П. Архитектурно-композиционная вариантность

массовых общественных зданий в застройке больших городов. Проблемы больших

городов. Обзорная информация. ГОСИНТИ, 1981, вып. 27;

115. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Новые тенденции в архитектуре общественных

центров. Обзорная информация. ВНИИТАГ, 1990, вып. 4;

116. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Перспективы развития торговых центров

городского значения. Обзорная информация. ВНИИТАГ, 1989, вып. 13;

117. Урбах А.И., Лин М.Т. Пешеходные торговые улицы и зоны за рубежом.

Обзорная информация. МГЦНТИ, 1982, вып. 30;

118. Урбах А.И. Проблемы повышения качества и социально-экономической

эффективности проектирования и строительства общественно-торговых комплексов.

ГОСИНТИ, № 8, 1976;

119. Урбах А.И., Михайлов Н.П. Проект нового общественно-торгового центра в

Неаполе. Экспресс информация. МГЦНТИ, 1986, вып. 1;

120. Урбах А.И., Омуралиев Д.Д. Системно-структурный метод проектирования

обществееных центров больших городов. Обзорная информация. ГОСИНТИ, 1980,

вып. 3;

121. Урбах А.И. Современные градостроительные структуры и организация

общественно-торгового обслуживания. Сост. А.А. Урбах, М., ГОСИНТИ, 1973;

122. Урбах А.И., Лин М.Т. Торговые центры. Аналитическая практика. Прилож. к

стр. газете, 1983, № 26, с. 7;

123. Федосеева И.Р. и др. Торговые центры. М., Стройиздат, 1988;

124. Федосеева И.Р., Токмаджян А.Г. Трехмерно-пространственная организация

функциональной структуры современных крупных торговых центров. ВКН:

Совершенствование системы и типов зданий торг.-быт. Сб. н. т. ЦНИИЭП жилища.

М., 1980, с. 55–60;

125. Федутинова Ю.А. и др. Формирование пешеходных улиц в больших городах.

М., МГЦНТИ, 1988, вып. 18;

126. Федяева Н., Набокова Т. Многофункциональные жилые комплексы. М., 1981;

127. Формирование торговых зданий и центров на основе применения

функциональных объемно-пространственных элементов. Сб. н. трудов ЦНИИЭП

жилища, М., 1985;

128. Харитовнова З. Дореволюционный строительный устав глазами современного

градостроителя.// Арх. вестник, 1997, с. 14–19;

129. Шавина Т. Уникальный объект. О торг.-рекреационном комплексе на Манежной

площади.//Строительная газета, 1996, № 34, с. 7;

130. Шимко В.Т. Альтернативные принципы формирования городской среды

(предпосылки и перспективы). Известия вузов. Строительство. М., 1997, № 7, с.

107–112;

131. Шорина Е.Н. Формирование общественных торговых центров на базе

транспортных узлов. Тезисы докл. Пенза, 1987, с. 92–93. Инж.-стр. ин-т;

132. Шумилкин С.М. Пассажи России периода классицизма.//Арх. мира, вып. 1.

Материалы конф. М., 1992, с. 108–113;

133. Шумилкин С.М. Торговый центр Н. Новгорода. Матер. докл. н. конф. Н.

Новгород, 1995, с. 264–274. "Проблемы исследования памятников истории

культуры и природы".

134. Ямпольский Е. Старый центр на современный лад.//Моя Москва, 1997, № 1,

с. 10–12;

135. Ямпольский Е. Там, где кончается асфальт.// Моя Москва, 1997, № 2, с.

40–46. (Особенности торг.-рекреационного центра на Манежной площади.);

136. Brenuan Y. Green architecture. Style over content.// Architectural

design, 1997. vol. 67, № 1/2, p. 22–25. Зеленая архитектура – пути

объединения природы и строений;

137. Dominguer A. Alhondiga Residence.//Architectural design. 1997. vol. 67,

№ 1/2, p. 82–83. Жилой дом на стесненном участке Севильи;

138. Hoyt C. Focuson: Creating Communities.//Architectural record, 1996, № 6,

p. 102–103. Внимание к системе обслуживания. Примеры зданий общественных

центров;

139. Hypo Alphe — Adria Center.// Morphosis architecture. 1997, vol. 86, № 1,

p. 62–65. Проект застройки центра, отмечен премией. (AWARD 1996);

140. Hopkins M. Research into Sustainable Architecture.//Architectural

design, 1997. vol. 67, № 1/2, p. 26–36. Решение проблем воздухообмена и

освещения;

141. Landecher H. New Urbanism is Good for America?//Architecture, 1996, vol.

85, № 1, p. 68–77. Анализ развития градостроительных идей в Америке. Новые

структуры городских структур, окрестностей, систем обслуживания;

142. Pepchinski M. Crystal Palacedor Reboru Drade Center.//Architectural

record, 1996, vol. 184, № 11, p. 80–89. Хрустальный дворец для возрождения

центра торговли;

143. Russelly. Entertaiment Retail.//Architectural record, 1977, vol. 185, №

3, p. 90–93. Примеры рекреационных зданий;

144. Ryu Akira. The Best Use of Landscape Items in Architectural Rending.

Tokyo, 1994.

145. Shillihgburg D. When Design Meets Image.//Architectural record, 1996, №

184, p. 104–105. Богатое воображение в проектировании. Взаимоотношение

архитектуры и функций в проектировании магазинов;

146. Thompson Y. Design under Glass.//Landcape architecture, 1997, vol. 87, №

2, pp. 62–69, 86–88. Проектирование остекленных пространств. Иллюстрация

создания открытого пространства.

Диссертации, авторефераты на сосиск. уч. степ. канд. арх.

1. Алабян Л.М. Композиционная целостность и развитие общественных зданий, их

ансамблей. М., 1980. В 2-х томах. (МАРХИ);

2. Атинов В.С. Принципы проектирования зданий культ. центров с гибкой

планировочной структурой (на примере авторских работ). М., 1987, т. 2. (на

примере авторских работ. МАРХИ);

3. Васильева И.П. Принципы формирования торговых подземных зон.

4. Козлов М.В. Архитектурно-планировочная организация городских пешеходных

улиц и площадей в условиях континентального климата. М., 1983. Автореф.;

5. Кубасова М.В. Градостроительные доминанты в формировании архитектурного

своеобразия центральной части Москвы. Автореферат. МАРХИ, 1989;

6. Лин. М.Т. Формирование архитектуры пешеходных пространств улиц сложившихся

малых и средних малых и средних городов на примере московской агломерации. В

2-х т. М., 1984. (МАРХИ);

7. Матвеенко А.И. Многоуровневые общественно-торговые центры.

8. Нахуцришвили О.Н. Архитектурно-планировочное решение общественных

комплексов в связи с организацией движения пешеходов. М., 1970;

9. Фоменко О.А. Сигнал и язык в анализе архитектурной формы. Автореферат:

1997, Киев;

10. Харитонова З.В. Пешеходные улицы в исторически сложившейся среде крупного

города. М., 1988;

11. Хорошилов В.Б. Принципы организации архитектурной среды общественно-

торговых центров;

12. Шмидт О.Р. Формирование комплексов учреждений культуры на основе

исторической застройки Москвы. М., 1980.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.