РУБРИКИ

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Историческая личность

История

Искусство

Литература

Москвоведение краеведение

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Эргономика

Этика

Языковедение

Инвестиции

Иностранные языки

Информатика

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

проявляется в композициях, связанных со специфическими условиями

проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной

исторической среде, как это было сделано при проектировании

многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот

пример будет рассмотрен ниже.

Специфика архитектурной композиции подобных сооружений заключается как раз в

использовании широких возможностей решения экстерьера в интерьере. Световые

дворики, декоративное озеленение, водные поверхности и фонтаны, части

старинных сооружений — все это средства архитектурно-художественных решений,

способных обеспечить приятную и привычную обстановку, легкость и

равноценность пространственной ориентации, композиционное единство разных

уровней, фрагментов нового и старого.

В условиях сложившегося исторического центра аналогичные приемы могут

способствовать сохранению разнообразия объемно-пространственных соотношений

существующей застройки, сложившихся типов городских пространств и

традиционного масштаба.

Выводы по главе 1

Идея пассажей как центров общественной и торговой жизни, заложенная еще в

конце XVIII века, в настоящее время получила новый импульс к развитию. В

последние десятилетия в развитии архитектуры торговых центров во всем мире

стало заметено возвращение к традиционным моделям пассажей, но с добавлением

новых функций, продиктованных не только временем, но и принципиально новой

системой организацией торговли и общественного отдыха, что породило изменение

творческих установок с учетом психологических факторов восприятия внешней и

внутренней среды, всего городского пространства, что стало закономерным

результатом развития современной архитектуры.

Основными факторами выступающими за использование пассажа при решении торговых и

общественных зон являются (схема 3):

— традиции планировки и архитектуры (восточные базары, всемирные выставки,

торговые ярмарки);

— принципы планировки города (от первых регулярных планов, где торговые

центры проектировались (например, в административно-общественном центре), до

современных планов, когда планировочные оси связывают с уже существующими

важными градообразующими элементами);

— задачи сохранения и реставрации культурно-исторических и обитаемых частей

города;

— экономическая выгода в организации пассажей по сравнению со строительством

крупных торговых центров;

— решение коммуникационных функций.

Таковы основные исторические предпосылки и современные тенденции

проектирования крупных городских пассажей, представляющих интерес для

настоящего исследования.

Глава 2.

Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей.

Главной структурной связью пассажа как типа является функционально-

пространственное единство составляющих его объектов, которое в свою очередь

определяется рядом внешних и внутренних связей.

К внутренним структурным связям относятся связи между основными

элементами самой структуры: пространственно-коммуникационным остовом,

функциональной тканью и обеспечивающими коммуникациями.

К внешним структурным связям могут быть отнесены

функционально-технологические и архитектурно-пространственные связи с

окружающей средой.

Такое разделение связей дает возможность последовательно выявить механизм

взаимодействия между элементами внутри структуры, и структуры в целом с

окружающей средой, а следовательно, раскрыть закономерности, лежащие в основе

ее архитектурно-композиционного формирования.

Для этой цели основные структурные связи будут рассмотрены по четырем группам

факторов, выделенным в разделе о характеристиках внутреннего пространства

предыдущей главы.

Обновление композиционных средств организаций внутренних пространств все

активнее осваивается в теории практике архитектуры. На основе анализа

современных тенденций можно выделить так же четыре аспекта процесса

проектирования, в которых закономерности нового композиционного подхода

наиболее очевидны, а именно:

— исходная концепция внутреннего пространства;

— композиция пространственных зон;

— формирование световой среды;

— взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства.

2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с

другими типами зданий

На протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени архитектура торговых

центров ассоциировалась в основном с фасадом, витриной магазина, даже если

торговые витрины направлены не на оживленные улицы, концепция улицы

сохраняется — те же витрины обращены к внутренней торговой улице, т.е. к

пассажу. Это лишь фасадное решение, возможно, за исключением атриумов.

Попытки же объединения в пассаже новейших материалов, конструкций и

технологий со специфическим характером городской среды и сложившимся

масштабом окружения средствами современного проектирования предпринимаются в

основном лишь в крупных и сверхкрупных объектах.

Внимание проектировщиков неизменно обращается к пассажам или, как их еще

называют, торговым моллам, которые по-прежнему составляют композиционную

основу большинства современных торговых центров во многих странах.

Пассажи — это крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо

являются продолжением внутри центра прилегающих городских улиц, либо образуют

самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и то и

другое. За более чем вековую историю развития пассажа как типа накоплено

бесконечное число разнообразных объемно-пространственных решений и

планировочных схем.

Попытка проанализировать взаимосвязь между городской формой и различными

моделями внутренних пространств торговых сооружений наиболее полно была

представлена в работах английского исследователя Б. Мейтленда.

Он начал развивать теорию молла с вопроса: чем определяется частота повтора и

зависимость между собой таких элементов как улица, перекресток, площадь и

т.д. Анализируя существующие проекты, становиться заметна достаточно жесткая

ритмичность чередования различных пространств и функциональных зон. Затем он

выделил планировочную сетку узлов с приблизительно 200-метровым интервалами —

как наиболее характерную для городской структуры, и она оказалась одинаково

пригодной и для небольшого городка пешеходного масштаба, например,

средневекового города северной Италии, и для обычного современного торгового

крытого центра, где максимальные пешеходные дистанции между «магнитами»-

универмагами устанавливаются в 200 метров.

В другой своей книге, целиком посвященной проектированию торговых моллов (или

пассажей) нового поколения, Мейтленд поднимает эту теорию на более высокий

уровень обобщения, провозглашая в заключительной главе тот факт, что

интегрированная городская структура может быть достигнута только системой

моллов между узловыми точками — центрами оболочки городского архитектурного

окружения. При этом будет обеспечена необходимая степень гибкости развития

самих объектов, что не было достигнуто в более жестких архитектурно-

пространственных решениях британских торговых центров: Камберноулда или

Милтон-Кейса.

В качестве исходных фактов для построения модели взаимоотношений внутреннего

пространства пассажа и городского окружения можно выделить следующие:

— основными направлениями пространственно-коммуникационного остова пассажа

являются оси прилегающих городских улиц, тогда как дополнительные

коммуникации относительно независимы от окружения;

— существует определенная ритмичность чередования различных функциональных

зон и пространств, аналогичная другим пространственным структурам (корридор —

комната, пассаж — атриум, улица — площадь, просека — поляна);

— пешеходные схемы пассажей строятся, как правило, на основе планировочной

сетки узлов с максимальным модулем 200 метров;

— пространственные доминанты внутри пассажа, так называемые узловые точки,

соответствуют особым чертам городского окружения (схема 4).

Несомненно, что одним из важнейших факторов, характеризующих влияния на

городское окружения на формирование внутренней среды пассажа, является тип

центрального коммуникационного пространства. Анализируя международный опыт,

видно, что установилось весьма стабильное соотношение крытых и открытых форм.

Подавляющее большинство композиций (около 80%) — крытые.

Крытым архитектурным формам отдано предпочтение и представителями торговли,

привлеченными возможностями более строгого контроля среды и технологической

дисциплины, стабильностью торговли, и посетителями, нашедшими в них более

привлекательную атмосферу. К тому же довольно многочисленны примеры

реконструкции пешеходных торговых улиц в крытые пассажи, связанные и

пешеходным и транспортным движением, например, общественно-торговые центры

Марцан в Берлине, Гранд Авенью в Милуоки.

Появляется необходимость в крупных подземных гаражах, которые можно

рассматривать как специфически крытые.

Наряду с очевидными преимуществами крытые архитектурные формы отличаются и

рядом недостатков. Самый серьезный из них связан с тем, что все более

становится заметно пренебрежение внешним городским пространством,

архитектурным и городским окружением. Тщательно разработанная архитектура

торговых пассажей обращена внутрь сооружений, тогда как на городские площади

и магистрали выходят в основном глухие стены, сплошные витражи, иногда

оживленные рекламой, или разгрузочные платформы.

Контраст подходов «изнутри» и «снаружи» приводит к парадоксу: интересные

интерьеры, разнообразие пространственных решений и зачастую глухие и довольно

скучные экстерьеры. Результатом такого подхода неизбежно становится

исчезновение оживленности участка городской среды вместе с посетителями

пассажа, покидающими улицы.

Однако, в ряде проектов намечается преодоление такого отношения к городскому

окружению. В них крытые торговые пассажа визуально и физически связывают

внешние пространства, предоставляя пешеходам самостоятельный выбор — быть

внутри или снаружи. Это взаимное усиление альтернативных сред не только

укрепляет городскую активность, но и делает внутреннее общественно-торговое

пространство более привлекательным. (рис. 7)

Идеальным примером такого подхода могла бы стать реализация проекта

реконструкции Невского проспекта в Санкт-Петербурге в виде системы

общественно-торговых пассажей (архитекторы Ю.Земцов, И.Кукуева и др.).

В отношении открытости коммуникаций эта система носит комбинированный

характер. Каждый из пассажей представляет собой многофункциональный комплекс,

объединяющий, в одном случае, универмаг, несколько кафе, выставочный зал,

рекреации, а в другом случае, магазины, ресторан, столовые, дискотеку,

гостиницу, жилые квартиры и т.д. Композиционную основу каждого комплекса

составляет открытая сквозная пешеходная улица с несколькими мини-атриумами в

местах жилых дворов. Для комфорта посетителей используются светопрозрачные

своды и стеклянные арочные навесы.

Часть посещений расположена ниже основной пешеходной платформы и визуально

связана с ней проемами в перекрытии. В результате, проект демонстрирует

тактичное отношение к сложившемуся городскому окружению, умелое использование

существующих пространств пассажей, функционирующих круглые сутки,

способствует возникновению интегрированной внутренней среды центра и

непрерывной целостности всей пешеходной зоны.

Анализ модели взаимодействия различных пространственных сред позволяет

сформулировать следующие положения, касающиеся факторов влияния городского

окружения:

— в каждом конкретном случае необходимо тщательное изучение сложившейся

планировочной структуры участка для точного определения требуемой длины и

конфигурации внутренних пешеходных коммуникаций;

— особое внимание должно быть уделено организации граничных пространственных

элементов взаимодействия, например, как средству привлечения посетителей;

— при выборе моделей в аналогичных градостроительных условиях необходим

тщательный учет различий в социальных и культурных традициях городов;

— современная техника благоустройства позволяет организовать обширное

внутреннее озеленение. Превращение торговой улицы в парк усиливает в пассаж

функцию места отдыха, заложенную, например, кафе, барами и т.д.;

— использование в основе проектирования пассажей структурной сетки с

интервалом в 200 метров адекватно как для крупных городов, так и для малых;

— каждый пассаж должен иметь свой «магнит», являющийся одновременно важнейшим

элементом градостроительной ситуации участка. Здесь наблюдается тенденция

использования в этих целях наряду с магазинами так же ресторанов, клубов,

других предприятий обслуживания.

Однако, учитывая тенденции развития пассажа не только как торгового

комплекса, но как места отдыха, вполне логично использование в качестве

«магнитов» предприятия культурного обслуживания населения. Например, это

может быть картинная галерея или выставка. Это также может быть открытая

сцена типа «зеленый театр», аналогично тем, которые были обустроены в парках

культуры и отдыха в советский период.

Основная цель архитектурной организации внутреннего пространства пассажа

состоит в создании условий для разнообразного и интенсивного осуществления

всех сторон общественно-торговой деятельности. Основными социальными

функциями внутренней среды пассажа являются: активизация общественно-торговой

деятельности, повышение комфортности пребывания посетителей, экономия

свободного времени, экономия территории и т.д. Для этой цели могут

использоваться средства, влияющие на интенсивность освоения среды, а именно:

— распределение функций по пространственным зонам;

— соотношение пешеходной и общей площадей;

— распределение пешеходных маршрутов;

— количество микрозон в пространстве;

— разнообразие пространственной среды.

Основу решения составляет разработка технологической схемы пешеходно-

транспортных коммуникаций. Она складывается из определения основных входов и

выходов, путей подъезда, кратчайших транзитных проходов, расположения

рекреационных зон, элементов многофункционального комплекса попутного

обслуживания.

Параметры комфортности внутренних пространств выделяются по двум

направлениям: выбор деятельности и зрительное восприятие.

При проектировании необходимо учитывать влияние различных факторов, которые,

собственно, и диктуют характер архитектурно-композиционного решения

внутреннего пространства пассажа как самостоятельного общественно-торгового

предприятия, так и в составе многофункционального центра. К этим факторам в

первую очередь необходимо отнести:

— транспортные устройства;

— технологические линии и установки;

— системы освещения;

— торгово-выставочное оборудование;

— графический дизайн;

— мебель;

— реклама.

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств,

особенности восприятия

Массовое внедрение неторговых функций в структуру пассажа существенно меняет

традиционные модели поведения посетителей. Объединение торговли с

развлекательными центрами, предприятиями нетрадиционного питания, игровыми

элементами т.д. — все это придает покупательской активности характер, не

ограниченный чисто прагматической целью купить товар.

Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная форма.

Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие

пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса (от

большой формы до малой детали) были органично связаны, необходимое четкое

представление об иерархии композиционных средств и соответственное их

использование в проектировании.

Предлагается следующая классификация уровней композиции:

— общая композиция внутренней среды пассажа;

— частная композиция функционально-пространственной зоны;

— элементарная композиция отдельного пространства или помещения;

— композиция архитектурной детали.

Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения —

совокупность общей и частной композиции пространства.

В последнее время однозначные метрические построения внутреннего пространства

стали недостаточно эффективными, и поэтому практически не используются.

Внедряются более сложные групповые ритмы, сбои групповых систем, острые

противопоставления плотных и разреженных пространств, сложные отношения

вертикальных доминант. Усложнению содержания общественно-торговой

деятельности соответствуют более сложные, чем раньше, средства архитектурной

выразительности.

В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных торговых

комплексах практически не используется симметрия пространственных решений.

Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как относительно

внешней среды городского окружения, так и применительно ко вновь создаваемой

внутренней среде: симметрия ограничивает возможности последующего включения

новых связей и новых пространств. Необходимость дополнительного роста в

перспективе неизбежно столкнется с жесткостью системы и либо вызовет

функциональные затруднения, либо разрушит саму симметрию пространства.

Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном пространстве,

видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия композиций.

В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная

целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле.

Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий

образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации.

Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая часть

ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально каждым

посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая атмосферу

социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось, при

построении пространственной композиции должен учитываться механизм реакции

посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так:

— приведение структуры архитектурного пространства пассажа к индивидуальному

пространственному поведению;

— перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные архитектурные

структуры.

Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно включает в

себя компоненты не только объективные — геометрические параметры,

функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение посетителя однозначно,

но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные переживания, то есть

широкий спектр духовных состояний человека. Именно этим факторам придается

колоссальная значимость в иерархии профессиональных категорий современного

проектирования торговых комплексов.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное пространство,

состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов, которые специфически

воздействуют на него и друг на друга. Возникают специфические зоны различной

насыщенности и значимости, например, атриумные помещения, большой зал и

крохотные пространство любимого кафе, магазина. Отсюда проявляется вторичная

структура того же внутреннего пространства как следствие его ситуативной

неоднородности для воспринимающего. При этом необходимо учесть также

многообразие моделей поведения и их развитие во времени. (рис. ?)

В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для анализа

композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по следующей

схеме:

— выделение видов неоднородности пространственных зон;

— выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных частей;

— выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства в

композиционной манере архитектора, направления, стиля;

— определение общих методов поиска и композиционной работы со структурой

внутреннего пространства.

Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы.

В творческой практике ряда современных направлений проектирования пассажей

существует устойчивая связь между качественными признаками разделения

пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их упорядочения в

целостное произведение.

Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением двух

условий: пространственной целостности коммуникационного остова, то есть

торгово-пешеходного молла, и вариабельности пространственных структур

составляющих предприятий (на основе гибкой планировки и универсальности

конструктивных решений).

Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении

строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом

различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется

осями и доминантами архитектурного окружения.

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа осуществляется

посредством граничных элементов — точек перехода из одной пространственной

среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из замкнутого

внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация таких точек

планировочными и объемными средствами способствует упорядочению зрительного

восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или его фрагмента в

виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет система его

освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в зависимости от

характера сооружения, контингента посетителей, а также от целей освещения,

методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.

Одним из главных принципов организации световой среды является гибкость

системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации световой

среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных для

современной практики.

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения, в которых

выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру. Большинство

таких композиций связано со специфическими решениями перекрытий. (схема 5).

В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным потолком и

однородным искусственным освещением все чаще используются плавные линии сводов,

оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря этому облегчается устройство

фонарей верхнего света, обеспечивается разнонапряженная световая среда,

интерьеры преобретают своеобразие и неповторимость (схема 6).

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н. Гримшоу,

используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное

нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий

форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость

плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду

благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например,

зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно освещаются

направленными источниками и боковым естественным светом через обширное

остекление фасадов.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица относятся к многосветному

пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно оживляет среду,

устанавливая дополнительные эмоциональные связи с посетителем и делая ее еще

более привлекательной для человека (рис. 8).

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна. Как

правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и

атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий уровень

естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно освещенные

витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность пассажа по

сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации световой

среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования гибких

систем освещения.

1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает

ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой и

психологическую потребность перемен;

2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны

обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она

контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для

психологической адаптации;

3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не должен

быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном случае

интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;

4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения должен

быть товар — главный предмет освещения;

5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных поверхностей

колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным освещением,

отражателями или временной заменой зеркального материала отделки.

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей и их

связь с окружающей средой

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности композиционного

подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны, является организация

взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Современные интегрированные центры демонстрируют особое единство системы

«интерьер — внешняя среда» (рис. 10), характеризуемое активным

взаимопрониканием, взаимовлиянием, непрерывностью перехода от одного к другому.

Однако, эти характеристики не столь однозначны. Нарушение необходимого

равновесия в системе, например, чрезмерное использование средств

экстерьеризации интерьера, приводит к распылению целостности внутреннего

пространства, его растворению в среде городского окружения, что отчетливо

проявляется в негативной реакции потребителей.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств позволяет

выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать его формы,

конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа в целом с

точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не может

рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью единой

городской среды, представляющей собой ансамбль (схема 6, рис. 9).

2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа не должно

нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной

зоне характером деятельности и условиями восприятия (схема 5).

3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря чувству

направленности движения. Направления складываются как продолжения осей

городского окружения.

4. Основные композиционные средства взаимодействия двух сред:

— метрическая или ритмическая незавершенность структуры;

— непрерывность основных направлений движения;

— непрерывность единого основания;

— общий композиционный мотив;

— подобие соотношений передних и дальних планов и характера их раскрытия;

— подобие соотношений верхнего и нижнего яруса архитектурного пространства;

— подобие форм, деталей, материалов.

5. Параметры торгово-пешеходной зоны пассажа обусловлены выбором двух

основных характеристик: масштаба и текстуры.

Неоднородность структуры торгово-пешеходной зоны пассажа проявляется и в

изменении масштаба составляющих ее пространственных фрагментов, или микрозон.

Своеобразие торгового здания как раз и состоится начале нескольких

масштабных измерений, в которых постоянно перемещается человек. Общественное

измерение, при движения в общем потоке мимо товаров различных секций или

магазинных витрин, и другое, более мелкое и личное, при конкретном выборе

товара.

При наблюдении молла-пассажа или атриумного зала с высоты, например, галереи,

текстура диагональных линий исчезает, но проступает планировка основных

структурных ячеек и таким образом возникает как бы новая «сверхструктура»,

придающая полноту наблюдаемому фрагменту.

Подобная иерархия главных и вторичных текстур достигается изменением

поверхностей внутренних «экстерьеров», то есть внутренних фасадов моллов и

атриумов, с изменением дистанции их наблюдения. Визуальная непрерывность,

обеспечиваемая планировочными средствами, позволяет посетителю видеть

одновременно только текстуру первого или второго порядка, но не обе вместе.

Таковы принципы взаимосвязи внутренних и внешних пространств.

Однако, проводя аналогии между улицей и пассажем, площадью и атриумом, нельзя

не сказать о разнице в восприятии пространств различного объема. Даже при

постоянной скорости перемещения посетителя, скорость движения в увеличенном

объеме воспринимается меньше реальной, что подсознательно подталкивает его на

самом снизить скорость или остановиться. Такая рефлекторная реакция человека

на размеры окружающего его пространства подталкивает к созданию

дополнительных стимулов для остановки, например, на создание в подобном месте

ресторана или небольшой сцены, возможно размещение рекламы или информационных

щитов, так как в таком месте им будет уделено гораздо больше внимания. Даже

входя с улицы в пассаж, центральный остов которого представляет единую с

улицей ось, посетитель все равно непроизвольно начинает двигаться медленнее и

обращать больше внимания на окружения (в т.ч. на витрины). Таким образом

можно сказать, что идея торговой крытой улицы становиться гораздо

привлекательней с точки зрения привлечения внимания потенциальных

потребителей к товарам и услугам, предоставляемым на данной территории.

(диаграмма восприятия)

Формирование городских пешеходных зон и улиц является важной составной частью

проблемы создания комфортной и благоприятной для человека городской среды в

существующей городской застройке и в новых городах и жилых образованиях. На

данный момент накопился уже довольно большой опыт и разработано много

различных приемов архитектурно-планировочных решений пешеходных торговых улиц

и зон. Пешеходные пространства дифференцированы по следующим планировочным

схемам:

— торговая зона;

— торговая улица;

— торговая площадь;

— крытый пассаж.

За последние годы использования пешеходных зон стало ясно, что пешеходные,

торговые зоны следует размещать в городских центрах, в местах, требующих

снижения уровня транспортного движения, не забывая при этом о необходимости

жесткой связи с местами парки и остановками общественного транспорта.

Размеры пешеходной зоны определяют специфику ее функционального состава. В

небольших пространствах и пассажах обычно размещают предприятия и учреждения

с высокой степенью специализации. В больших, играющих роль общественных

городских или торговых центров, — обязательно присутствие предприятий

ежедневного обслуживания жителей центрального района. Проблема формирования

пешеходных пространств в условиях сложившейся застройки особенно удачно может

быть решена с помощью пассажей, наиболее подходящих для создания городской

среды, удобной для человека.

Необходимо сказать о торговых объектах, получивших распространение в нашей

стране за последние 10–12 лет. С началом перестройки получило развитие

частное предпринимательство, и как наиболее мобильная его форма, розничная и

мелкооптовая торговля. Соответственно стали появляться небольшие ларьки и

мелкооптовые рынки.

Последующее увеличение объемов торговли и последующее увеличение количества

ларьков привело к развитию мелкого строительства небольших магазинчиков и

палаток в двух направлениях. Условно их можно обозначить как «надземное» и

«подземное».

«Подземное» строительство можно разделить на «временное» и «постоянное»

(«долговременное»). Вопрос крупного подземного строительства можно не

затрагивать глубоко, заметив только, что подобный опыт уже достаточно давно

существует во многих европейских странах, где, естественно с развитием

городских структур, особенно заметна нехватка земельных участков для

строительства, и соответственно, используются подземные ресурсы города. В

качестве примера можно привести один из очень крупных торговых центров во

Франции или попытку создания аналогичного многофункционального торгово-

развлекательного центра в Москве на Манежной площади.

К «временному» строительству можно отнести ряды ларьков в подземных переходах,

которые возникли на месте торговавших «с лотка» одиночных «предпринимателей»

(рис. 11, 12). Причем, что интересно, в некоторых случая, на их месте вдоль

стен подземного перехода были выстроены лишь витрины, а продавцы так и остались

непосредственно в зоне движения потенциальных покупателей (подземный переход

под Cадовым Кольцом от ул. Малая Бронная к ул. Красина); в других случаях,

лоточников заменили палатки-ларьки (система подземных переходов по Лубянской

площадью); в третьих, маленькие магазинчики, позволяющие покупателям зайти

внутрь (ряд палаток в апендиксе подземного перехода из-под проспекта Мира в

сторону Олимпийского спортивного комплекса).

К «надземному» строительству можно отнести строительство небольших маркетов

по типу палаток из легких конструкций, возводимых прямо на заасфальтированных

пространствах небольших площадей или пустырей, или прямо на улицах, где

позволяет ширина. В качестве примера можно привести ряд магазинчиков на ул.

Садовая Кудринская от пл. Восстания в сторону ул. Красина или минимаркет на

углу бывшей ул. Им. Маркса и Садового Кольца напротив ул. Маросейка. В

качестве фундамента используются либо небольшие железобетонные блоки, либо

кирпичная кладка, уложенная прямо на асфальт.

Иногда ряды ларьков представляют собой небольшую пешеходную улицу, над

которой появляется стеклянная крыша. Вместе они образуют открытое

пространство торгово-пешеходной зоны. В качестве примера можно привести

застройку площадки около станции метро «Третьяковская» на ул. Ордынка.

Аналогичную конструкцию можно наблюдать на некоторых рынках мелкооптовой и

розничной торговли, где предлагаются как продовольственные продукты, так и

непродовольственные. Однако здесь, под стационарной крышей далеко не всегда

располагаются небольшие палатки-ларьки. Зачастую это либо переоборудованные в

палатки контейнеры, либо непосредственно сами контейнеры как, например, на

новой территории Черкизовского вещевого рынка на Щелковском шоссе. Здесь

стационарна только крыша, а места торговли — нет, что позволяет более

свободно распределять торговую площадь между претендующими на нее

организациями. Вполне логично предположить, что в дальнейшем эти контейнеры

будут заменены на более постоянные палатки-ларьки, или торговые ряды с

системой лавок с гибкой планировкой. То есть можно сказать, что развитие

пассажного строительства в нашей стране начало свое движение по новому витку

спирали, повторяя уже пройденный, при строительстве Макарьевской и Коренной

ярмарок, этап, но только с использованием новых технологий и материалов

строительства. Причем, к сожалению необходимо отметить, зачастую выбор

материалов продиктован не архитектурными художественными соображениями, а

дешевизной и простотой их использования и скоростью возведения конструкций,

что обусловлено нестабильностью нашей экономики и необходимостью максимально

быстро вернуть вложенные в строительство средства.

2.4. Технико-экономические аспекты формирования пассажей

Современный этап развития градостроительства во многом определяется

изменениями, происходящими в структуре торгово-бытового обслуживания, что,

безусловно требует совершенствования существующих типов торговых зданий, их

развития и, возможно, создание новых. Типы торговых зданий и комплексов

формируются под воздействием следующих тенденций:

— непрерывное расширение производства товаров потребления;

— укрупнение торговых предприятий;

— развитие новых технических и организационных форм торгового обслуживания

населения;

— сокращение издержек потребления;

— сокращение времени обслуживания.

Поэтому при проектировании пассажа должны быть учтены три основных

требования, которые можно предъявить к любому торговому зданию:

— создание удобного обслуживания населения;

— влияние экономических факторов (повышение рентабельности, увеличение

производительности труда в торговле и т.д.);

— влияние технологических факторов (способы перемещения и хранения товаров

вне и внутри магазина, оптимизация товарных запасов и т.п.).

Одной из основных проблем проектирования пассажей является изучение системы

товароснабжения, вне- и внутримагазинного товародвижения, определяющего не

только чисто экономические вопросы, но и пути формирования их объемно-

планировочной структуры.

С одной стороны, усиливается разделение функций отдельных звеньев системы

торгового обслуживания. В торговом процессе можно выделить основной момент

непосредственно продажи товаров и вспомогательные функции складирования,

сортировки, упаковки и подготовки товара к продаже. Отсюда вполне логично

напрашивается вывод о выделении помещений, предназначенных для

вспомогательных процессов, в отдельную объемно-планировочную структуру,

превращая пассаж в торгово-выставочный комплекс.

С другой стороны, само торговое обслуживание можно разделить по принципу

функционального содержания:

— «стандартное» обслуживание, при котором основной является утилитарная

функция, носящая массовый повторяющийся характер. Оно призвано сэкономить

время и силы человека, затрачиваемые на получение соответствующих услуг

(покупка продовольственных, хозяйственных товаров и т.д.);

— специальное «нестандартное» обслуживание, имеющее общественную, духовно-

эстетическую значимость. Оно призвано полноценно и с комфортом удовлетворять

самые разнообразные интересы и вкусы, не ставя целью сокращение времени

обслуживания (покупка товаров длительного пользования, посещение ресторанов и

др.);

— выставка товаров и достижений промышленности с системой заказов.

Таким образом становится вполне логичным появление в наше стране, особенно в

последнее время пассажей, которые можно отнести либо к одной, либо к другой

группе предприятий торговли в зависимости от их функционального содержания. К

тому же, такой подход упрощающий ассортиментную типизацию, приводит к

ликвидации многообразия типов магазинов и дает возможность организовать

торговлю «под одной крышей» большим группам товаров. Крупные пассажи,

состоящие из специализированных секций, имеют более низкий уровень издержек

обращения, широкий ассортимент товаров, более высокую культуру обслуживания

покупателей, обладают широкими возможностями применения прогрессивных методов

продажи и внедрения механизации трудоемких внутримагазинных процессов.

Существенным недостатком в организации товарного обращения является

недостаточное строительство торговых складов, что обусловливает резкое

расхождение между все возрастающими товарными запасами и наличием складской

площади. Разбросанность и измельченность большинства складов в ряде случаев не

позволяют обеспечить надлежащие условия хранения и снабжения товарами

магазинов. Таким образом одним из решений является прием организации

товароснабжения по методу контейнеризации (схема 7). Излишние же

товарные запасы в магазинах означают омертвление капитала и изъятие его из

оборота (причем не только в форме избыточной товарной массы, но и в виде

завышенных складских площадей, на которых хранятся практически ненужные

запасы); повышение численности обслуживающего персонала и фонда зарплаты; рост

затрат на отопление, освещение, кондиционирование воздуха; неизбежные уценки

устаревших товаров и т. п.

Подсчеты показывают, что для размещения в подсобных помещениях пассажей

товаров в объеме одного условного вагона требуется в пять раз больше

капитальных вложений, чем для размещения того же объема товаров на

современном оптовом складе.

В большинстве торговых секций пассажей должны находиться только образцы

товаров, площадь складских помещений должна быль минимальной. В первую

очередь это относится к таким товарам, как мебель, холодильники, телевизоры,

пылесосы, швейные машинки и т. д.

Происходит укрупнение торговых предприятий, пассажи в некоторых случаях могут

превратиться в торгово-выставочные здания, входящие в состав

многофункциональных комплексов (рис. 13). Пассаж при этом превращается

в выставку товаров, на которой покупатели знакомятся с их техническими данными,

выбирают с помощью консультантов необходимую вещь и оплачивают ее стоимость.

Покупку доставляют непосредственно с предприятия-постовщика или со

специализированного склада.

Основная задача всей деятельности торговых предприятий — продажа товаров.

Процессы хранения, подготовки товаров к продаже и другие вспомогательные

операции в значительной мере выделяются и централизуются на базах и

вспомогательных производственных предприятиях (схема 8). Все процессы

по подготовке товаров к продаже (складирование, сортировка, упаковка), включая

работу по комплектованию заказов магазинов, принимает на себя централизованная

распределительная база. Это создает предпосылки для механизации и автоматизации

процессов товароснабжения. Целесообразность создания единой комбинированной

сети торговых секций и вспомогательных производственных предприятий,

расположенных на определенной территории особенно хорошо решается при

архитектурно-планировочном решении торгового предприятия как пассажа.

Создание единой системы товароснабжения и реализации со специальной

диспетчерской службой, четкой оперативной связью и контролем за частотой

завоза и выполнением заказа поставщиками товаров позволит значительно снизить

общие затраты по предприятиям торговли.

Общий процесс продажи товара в магазине состоит из отдельных элементов:

загрузка, приемка, складирование, подготовка к продаже и собственно продажа.

Рациональное решение товаропотока в магазине зависит от внешних факторов

(частота и регулярность завоза, количество поставщиков) и от внутренних

(архитектурно-планировочные приемы и средства малой механизации).

Важно учитывать расстояния, на которые перемещается каждый товар от

разгрузочной эстакады до склада пассажа и от склада до соответствующей

товарной секции в пассаже. Площадь разгрузочной площадки должна быть

распределена так, чтобы каждая товарная группа имела свою зону. Маршруты

внутримагазинного перемещения товаров должны быть максимально сокращены и

упрощены. Сокращение путей перемещения товаров должно осуществляться за счет

более рациональной планировки складских помещений, а не торговых площадей,

поскольку планировка пассажа должна в первую очередь обеспечить оптимальную,

с точки зрения удобств покупателей и повышения товарооборота, выкладку

товаров.

Одной из важнейших предпосылок наилучшей организации перемещения товаров

внутри пассажа является планомерная поставка товаров. Она позволяет уменьшить

число перевалок товаров из одного помещения в другое, поскольку ряд товаров

доставляется непосредственно в торговую секцию.

Таким образом, из общего процесса внутреннего товародвижения можно исключить

частичное складирование. С уменьшением функций подготовки и складирования

происходит изменение соотношения площадей для вспомогательных и главных

функций в пользу последних.

Тенденция сокращения площадей подсобных помещений магазинов непосредственно

связана с важным архитектурно-планировочным принципом рационального

использования торговой площади пассажа путем максимального насыщения ее

товарами. В связи с этим существенное значение приобретает планировочное

решение пассажа, разделение его площади на составные элементы, параметры

которого обусловлены методом обслуживания.

Возможны четыре основные схемы объемно-планировочных решений:

I — неторговые помещения расположены над торговыми; в некоторых случаях — в

подвальном этаже;

II — неторговые и торговые помещения располагаются поэтажно, каждая группа в

своем отсеке;

III —неторговые помещения располагаются, чередуясь, одни над другими;

IV — неторговые помещения располагаются в центральной части по вертикали.

Последняя, четвертая схема используется при проектировании крупных

высокомеханизированных универмагов, и практически не используется при

проектировании пассажей. Наибольшее распространение в практике проектирования

пассажей получили первая и вторая схемы. По третьей схеме получается

завышение неторговых площадей, увеличение количества грузовых лифтов, поэтому

она так же не получила распространения ни в нашей стране, ни за рубежом.

Отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства торговых зданий

показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению количества

этажей. Опыт эксплуатации практически любых торговых зданий показывает, что с

увеличением числа этажей количество покупателей в верхних этажах уменьшается.

При этом, как правило, торговая рентабельность обеспечивается не выше второго

этажа. Третий этаж может быть использован главным образом под кафе-закусочные,

административно-бытовые, технические и другие вспомогательные помещения.

Повышение этажности нецелесообразно во всех случаях, когда удлиняются

вертикальные коммуникации покупателей в данном случае выше соображений

экономии при строительстве. По подсчетам американских специалистов,

эксплуатационные расходы на 1 м2 одноэтажного торгового здания

значительно ниже, чем многоэтажного. Это объясняется прежде всего затратами на

вертикальное перемещение грузов и покупателей. К недостаткам решений с

заниженной этажностью все же следует отнести некоторое увеличение площади

застройки, что создает определенные трудности при размещении их в районах со

сложившейся плотной застройкой. Поэтому, естественно напрашивается такое

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.